Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами школьного курса.
Черкаева Данара Пушаевна.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интеграция в образовании является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Как средствами интеграции подготовить учащихся к жизни, где не будет деления на отдельные предметы, а будут стоять конкретные жизненные проблемы, а решать их каждому придется современными методами и приемами.
Интеграция (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое. (Integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов.
Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.
Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены.
Основная цель обучения языку и литературе сегодня – научить школьников свободно говорить о любой современной проблеме многокультурного мира, понимать главную идею различного литературного и публицистического материала, писать официальные и неофициальные письма, электронные сообщения, резюме, разнообразные поздравления и сочинения; т.е. формирование коммуникативных компетенций. Кроме того, изучение этих предметов должно способствовать развитию интеллекта, памяти и творческого воображения – основы творческого потенциала.
Неоднократно было отмечено, что интеграция - это высшая ступень реализации межпредметных связей в обучении. Межпредметные связи учитывают общее между предметами, как в содержании, так и учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т.е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведёт к интеграции. Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемой интеграции сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся.
Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов;
- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.
Признаки интегрированных уроков.
Первый уровень – это урок, решающий конкретные и перспективные задачи курса интегрированного, т.е. представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован. Уровень этот определяется тем кругом задач, которые возможно выполнить только благодаря интегрированию.
Под вторым уровнем разумеется объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Такие уроки могут проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала.
Третий уровень связан с задачами сравнительно - обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты
Наиболее глубоким представляется четвертый уровень интеграции, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения.
Формы интегрированных уроков.
Необходимо ещё раз отметить, что их может вести и один учитель. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Связи русского языка как предмета школьного преподавания с другими учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с разных позиций.
Наличие такой связи бесспорно. В цепочке "русский язык - другие предметы" эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знании по любому предмету.
Наиболее распространённой является интеграция русского языка с литературой, изобразительным искусством, музыкой. А так же эти связи могут переплетаться ещё теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Кроме того, интеграция трех предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.
Интеграция русского языка с другими предметами отражает комплексный подход к воспитанию и обучению. Ученик в современной школе должен не просто поглощать полученную информацию, но и систематизировать ее, а это невозможно без умения устанавливать межпредметные связи, учитывать общность тематики изучаемого на разных уроках материала. Интеграция дисциплин осуществляется в учебниках по русскому языку, в печатных тетрадях, в заданиях, составленных учителем.
Цель интегрированных уроков – обобщение знаний, умений и навыков, полученных на школьных уроках по разным предметам и собранных воедино для целостности восприятия пройденной темы. ,
Понятийно-терминологический межпредметный материал имеет место как между предметами с относительно полно совпадающими объектами изучения, так и между предметами с частично совпадающими объектами изучения. Например: в русском языке – имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике – количество, число, дробь; в русском языке – звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке – голос, тон, речитатив, тембр.
Использование интеграции позволяет решать целый ряд задач:
• Формирование у учащихся целостного представления о мире
• Формирование системности знаний и более глубокое усвоение понятий
• Развитие системного и творческого мышления и познавательной активности
• Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию через установление связей между отдельными предметами
• Совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения
• Активизация самостоятельной деятельности учащихся
Интеграция направлена прежде всего на развитие эрудиции обучающихся, на обновление узкой специализации в обучении. Она не должна заменять обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
Задача педагога состоит не только в том, чтобы у учащихся были прочные знания по русскому языку и литературе, но и сформировать у них коммуникативные, творческие умения, способствующие становлению, самореализации личности.
Предметы гуманитарного цикла, особенно история, обществознание, имеют свои точки соприкосновения:
- Образ времени
Изучение литературы предполагает знакомство с исторической и общественной обстановкой в стране. Принцип историзма заложен в программе по литературе. « Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Геродот — первый древнегреческий историк. «Легенда об Арионе», «М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
-Формирование представления о человеке определенной эпохи
«Пушкин и декабристы», «Изображение эпохи безвременья в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Интеллигенция и революция», «Человек в тоталитарном обществе»
-Работа с первоисточниками, документами
Ссылки на труды на философию Ницше при изучении ранних романтических рассказов М. Горького, обращение к Библии при изучении повести «Станционный смотритель», рассказа Платонова «Юшка», работа с критическими статьями А.И. Гончарова, В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и.т.д.
- Изучение истории родной земли, родного края
В программу введены уроки, реализующие изучение регионального компонента, но и кроме этого на уроках русского языка, развития речи мы знакомимся с текстами северных писателей, поэтов. Такие уроки позволяют повысить познавательную активность учащихся, воспитать чувства патриотизма и любви к родной природе.
-Формирование представлений о культурных ценностях.
Объяснение понятия импрессионизма в поэзии А.А.Фета происходит и через знакомство с полотнами французских импрессионистов Э. Мане, О.Ренуара, Э.Дега. При изучении творчества футуристов желательно показать полотна художников-модернистов. При изучении многих художественных произведений используется обращение к музыке. прослушиваются романсы на стихи А.Пушкина, С.Есенина, песни на стихи Н.Рубцова, Б. Окуджавы, В.Высоцкого. Причем их исполнителями могут стать и сами учащиеся.
Содружество искусств на уроках литературы помогает учащимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое, эмоциональное воздействие литературного произведения. А.П. Журавлев в книге «Звуки и смысл» (1981 г) писал: «Вдумайтесь в это взаимопроникновение разных видов творчества – музыки, звуков, поэзии слов и красок живописи, почувствуйте гармонию их слияния, и вы постигнете смысл искусства»
В практике повседневной педагогической деятельности я использую разнообразные средства и приемы: работу с эпиграфом в кольцевой схеме урока, составление блоков и схем в процессе анализа художественного произведения, работу с критической литературой.
Некоторые виды работ традиционно использую в практике.
Во-первых, это работа с полотнами мастеров живописи. При изучении биографии какого – либо поэта, писателя полезно обратиться к их портретам разных периодов, выполненных разными художниками. В ходе беседы, наблюдения над портретами, описанием этих людей современниками учащиеся полнее представят облик человека, увидят разницу в восприятии одной личности разными людьми. Например, портреты А.С.Пушкина, выполненные Т. Райтом, В. Тропининым, О. Кипренским , В. Шухаевым, автопортрет, портреты А.Ахматовой, написанные О. Делла-Вос- Кардовской, К. Петровым- Водкиным, А. Осмеркиным,ее фотографии. Использование произведений живописи на уроке литературы способствует лучшему усвоению программного материала, более глубокому пониманию личности писателя, его произведения.
Во-вторых, это работа с иллюстрациями, которые сопровождают практически все художественные произведения, представленные в школьной программе. Обращаясь к иллюстрации, ученик постигает азбуку художественного видения, развивает творческое воображение, эстетическое отношение к окружающей действительности. Одно из заданий, которое я традиционно включаю в урок - рисунок к изучаемому произведению, позволяет ученику почувствовать себя иллюстратором, с помощью рисунка представить сложившийся в воображении художественный образ. Воображение и фантазию проявляют ученики при выполнении заданий такого типа: нарисовать сюжет Бородинского сражения (М.Ю. Лермонтов «Бородино») мои ученики заняли первое и третье места в конкурсе «Лермонтов глазами детей», иллюстрации к эпизодам из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», к «Мифам Древней Греции» и т.д.
В-третьих, использование музыкальных фрагментов на уроках литературы.
Музыка необходима прежде всего для пробуждения эмоционального восприятия, а ее взаимосвязь с литературой позволяет воспитать гармонически развитую личность, расширить эстетический кругозор ученика, показать лиризм и образность русского языка. Например, изучение поэзии С. Есенина невозможно представить без прослушивания романсов на его стихи, описываем свои впечатления от услышанного. В 6 классе мы проводим урок «Произведения о Великой Отечественной войне», посвященный поэзии Великой Отечественной войны. На этом уроке звучат стихи, песни, публицистика тех лет, а иллюстрации и фотографии помогают ярче представить описываемые события.
Безусловно, музыка, звучащая на уроке, украшает урок, воспитывает эстетическое чувство, расширяет кругозор. От учителя, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, необходимо знать произведение, прослушиваемое в классе, творчество композитора, иметь фонотеку, технические средства обучения.
В- четвертых, включение учащихся в процесс творчества, т.е. попытка самим стать актерами. Чтение по ролям, инсценирование басен, отдельных эпизодов произведений позволяют учащимся проникнуться духом того времени, вжиться в образ, попытаться обыграть характер того или иного литературного героя. На моих уроках в 5 классе обыгрывали отрывок из пьесы - сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», в 5-6 классах инсценировали басни Крылова и т.д.
Интеграция дисциплин художественно- гуманитарного цикла позволяет увидеть необычное в обычном, развивает фантазию, помогает овладеть материалом литературоведения, основами художественной критики, умением понимать и ценить эстетическую ценность искусства в целом.
На данных примерах можно проследить межпредметные связи, которые являются составляющей интегрированного обучения.
В современной педагогике в достаточно полном объеме представлены методические подходы к проведению интегрированных уроков предметов гуманитарного цикла разработаны основные дидактические и специальные требования к интегрированному уроку, прописаны условия эффективного проведения интегрированных уроков, обозначены преимущества интегрированных уроков перед традиционными, названы разнообразные формы интегрированных уроков. В моей педагогической копилке есть уроки по темам:
«Родной край в стихотворениях русских и ненецких поэтов» 6 класс
«Простые и составные числительные» в 6 классе
«А.П. Платонов «Прости нас, Юшка!» 7 класс
«Имя числительное. Целые числа» 6 класс
«Бажов «Медной Горы Хозяйка» 5 класс
Урок – это динамическое явление, постоянно изменяющееся в связи с изменениями и нововведениями в дидактике, психологии, педагогике, методике. В педагогике не существует строгого определения понятия «интегрированные уроки» и структура урока видоизменяется от содержания темы и определенного этапа времени. Проведение интегрированных уроков по русскому языку и литературе дает возможность развивать интерес к данным предметам, достигать хороших результатов в обучении.
Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Для каждого учителя проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно–воспитательного процесса.
С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.