СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс «Искусство быть волонтером»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс «Искусство быть волонтером»

Тема: волонтерская деятельность

Цель мастер-класса: раскрытие представлений о возможных трудностях и положительных моментах в работе волонтера.

Задачи:

-Обучающая:

1. формировать умение определять личностные особенности каждого участника

- Развивающая:

1. Развитие коммуникативных навыков

2. Развитие уверенности в себе.

-Воспитательная:

1.Формирование групповой сплоченности

2. Развивать навыки общения и правильного поведения

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «Искусство быть волонтером»»

Мастер - класс регионального конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века»



Название: «Искусство быть волонтером»

Тема: волонтерская деятельность

Ведущий: старшая вожатая Дудченко И.И.

Цель мастер-класса: раскрытие представлений о возможных трудностях и положительных моментах в работе волонтера.

Задачи:

-Обучающая:

1. формировать умение определять личностные особенности каждого участника

- Развивающая:

1. Развитие коммуникативных навыков

2. Развитие уверенности в себе.

-Воспитательная:

  1. Формирование групповой сплоченности

  2. Развивать навыки общения и правильного поведения

Оборудование: шары, плакат «Мозговой штурм», разноцветные фигурки.

Раздаточный материал: листочки с ролью (всезнайка, болтун, трусишка, почемучка)


Ход мастер-класса

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Актуализация темы мастер-класса, обозначение цели и задач.

Добрый день, ребята! Меня зовут Ирина Игоревна. Я руководитель дестко-юношеской организации «Алые паруса» Елизаветовской школы. Сегодня я проведу мастер-класс, тема которого «Искусство быть волонтером».

Цель: узнать о возможных трудностях и положительных моментах в работе волонтера. Научиться быть искусным волонтером.


И для начала, давайте познакомимся, но делать это мы будем, как всегда, не совсем обычно.

(Знакомство) Все знают сказку или мультфильм «Королевство кривых зеркал», что происходило в этой сказке с именами?

Правильно! А вы когда- нибудь пробовали говорить свое имя наоборот?

Отлично. Тогда я вам предлагаю буквально пару секунд в уме потренироваться проговаривать свое имя и каждый по очереди будет его называть, а все остальные должны будут все вместе произнести имя, только уже правильно на счет «три – четыре».

Здорово! Вот мы и познакомились, теперь приступим к теме нашего мастер-класса «Искусство быть волонтером»

Наверняка каждому из вас знакомо понятие волонтёр. Ответьте, кто же такой волонтёр?

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.


Как вы думаете, легко или трудно быть волонтером? (ответы).

Ну вас много и каждый считает по-своему, поэтому предлагаю поработать по вариантам. Первый вариант подумают и сделают свои доводы, почему же быть волонтером легко, а второй вариант будут доказывать, что при работе волонтера могут возникать трудности. Работаем 3 минуты.


Предлагаю «Мозговой штурм». Прикрепим на ватман, что вы придумали.

Почему легко?

Почему трудно?





Отлично. Исходя из ваших ответов можно сделать вывод, что кому-то легко осуществлять волонтерскую деятельность, а кому-то сложно. Но еще одна существенная вещь, о которой не стоит забывать, что при любой деятельности, даже если она у вас получается на все 100%, нужно быть готовыми к внезапно возникшим трудностям или же постоянно развиваться, что эти самые трудности преодолевать. И как вы правильно отметили, одна из главных трудностей в волонтерской деятельности - это то, что мы порой не можем четко высказывать свои мысли из-за того что теряемся или у нас недостаточно навыков свободного общения или же мы просто не осведомлены информацией. Для этого необходимо постоянно увеличивать свой словарный запас, побольше знакомиться и общаться с новыми людьми и конечно развивать в себе уверенность. И поэтому сейчас мы с вами будем пробовать развивать в себе данные качества – быть грамотным волонтером


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для успешной волонтёрской деятельности есть ряд правил, которыми необходимо руководствоваться.

Правила деятельности волонтера:

(на ленточке будут висеть надувные шары, в которых спрятаны ответы с правилами, вызывается по очереди по одному участнику и они лопают шары, затем зачитывают правила, просят объяснить эти правила)

1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

2. Будь генератором идей!

3. Уважай мнение других!

4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!

5. Обещаешь – сделай!

6. Не умеешь – научись!

7. Будь настойчив в достижении целей!

8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Будем руководствоваться этими правилами! Предлагаю упражнение на сплочение коллектива.

Упражнение на развитие коммуникативных навыков.

Выбираем 9 человек, которые выдвигаются вперед на своих стульях и образуют маленький круг в центре. Ведущий раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать каждый из 9 человек в обсуждении.

Ваша роль - как бы внутренняя позиция, внутреннее отношение к окружающим, которое им следует почувствовать и продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других.

Предметом нашего обсуждения станет "КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КОНЦЕРТ КО ДНЮ МАТЕРИ, КАК ОДНО ИЗ ДЕЛ ВОЛОНТЕРОВ"


Анализ. Те, кто был не задействован в маленьком кругу становятся экспертами. Они определяют, кто в какой роли выступал (кого не узнали – плохо выполнил задачу)

Приложение. Классификация собеседников.

  1. ВЗРЫВНОЙ ЧЕЛОВЕК, НИГИЛИСТ. Такой человек часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует занять следующую позицию:

-остаться в рамках профессиональной беседы и быть совершенно спокойным;

-дать возможность другим собеседникам опровергнуть его утверждения;

-за столом или в помещении поместить его в «мертвый угол».

  1. ПОЗИТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокойно и обоснованно провести дискуссию. К нему:

-дать возможность подвести итоги беседы;

-умеренно включаться в дискуссию;

-в группе собеседников посадить его там, где есть свободное место.

  1. ВСЕЗНАЙКА. Он думает, что все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. К нему:

-потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений;

-иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу;

-посадить его рядом с ведущим беседу.

  1. БОЛТУН. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимание на время, которое тратит на свои выпады. К нему:

-с максимумом такта остановить;

-ограничить время его выступлений;

-когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь с предметом беседы;

-посадить его поближе к ведущему или к другой авторитетной личности.

  1. ТРУСИШКА. Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или смешно. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры:

-задавать легкие и доверительные вопросы;

-укрепить его веру в себя, ободрить его, чтобы он внес свое замечание или вставленное слово в ряд предложений;

-решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес.

  1. ХЛАДНОКРОВНЫЙ, НЕПРИСТУПНЫЙ СОБЕСЕДНИК. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и усилий. Любым способом необходимо:

-привлекать его знания и опыт;

-спросить его: «Конечно, Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?»

-в паузах и перерывах попытаться выяснить причины такого поведения.

  1. НЕЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ СОБЕСЕДНИК. Тема беседы его вообще не интересует. Он охотно «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:

-расспросить его о работе;

-привести примеры из круга его интересов, выяснить, что интересует лично его;

-придать теме беседы интересную и привлекательную форму.

  1. ВАЖНАЯ ПТИЦА. Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя, как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенные элементы нашей ситуации:

-нельзя позволять разыгрывать роль гостя в беседе;

-нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное с остальными участниками положение;

-применить метод «да – но».

  1. ПОЧЕМУЧКА. Кажется этот тип для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником в беседе?

-направить его вопросы на других участников беседы, а если он один, то переадресовать вопрос ему самому;

-на вопросы информативного характера отвечать сразу;

-сразу признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.


ВАРИАНТ. Каждому участнику дается индивидуальное задание:

«Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Всякий раз ты будешь говорить что-то на обсуждаемую тему, но твои слова должны быть абсолютно связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя…»


«Ты должен как минимум 2 раза высказаться во время дискуссии. Ты будешь слушать других, но только затем, чтобы найти в чьих-то словах предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждения заранее намеченного тобой вопроса. Будешь делать вид, что слышишь и понимаешь то, о чем говорится, но на самом деле будешь только ждать момента, чтобы направить разговор в нужном для тебя направлении…»


«Будешь активно себя вести в разговоре и вести себя так, чтобы у других сложилось впечатление, что ты очень много знаешь, много пережил…»

«Твое участие в разговоре должно быть направлено главным образом на то, что помогает другим как можно полнее выразить свои мысли, способствовать взаимопониманию между членами группы…»


«Тебе не дается никакого задания. Веди себя так, как обычно ведешь…»

Вывод: И так кого вы узнали? Какую роль исполнял этот человек?

Это упражнение было направлено на развитие коммуникативных навыков. Вы посмотрев узнали что в каждой детской группе есть такие же «болтуны», «трусишки», «Всезнайки», а наша задача взрослых, объединить их, распределить правильно обязанности и научить дружить и договариваться.





Упражнение "Войти в круг?"

Цель: стимуляция групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.

Предварительно, ведущий определяет кто менее всего из ребят включен в группу и чувствует сильное напряжение. Выбирает 4-5 человек.


Поиграем в игру «Войти в круг». Мне нужно 5 желающих.

Теперь вам необходимо всем взяться за руки, 2 человека остается за пределами круга. Ваша задача, стать частью круга, любыми возможными способами.

Анализ: Кто какие использовал приемы? А тем, кто стоял в кругу, как вы определяли, когда можно уже впустить? Как вы думаете, что вас объединяло в кругу? За кругом?

Правильно, вас объединяла, общая цель - сохранить круг, просмотреть отношение каждого, кто хотел попасть в него. Так же и в вашем деле, вы основываетесь на отношении людей прежде чем приступить. Но если говорить об отношении, с какой трудностью вы можете столкнуться? (Агрессия, негативное отношение, безразличие)

И как с этим справится? Ответить тем же? (ответы) Совершенно верно, очень трудно на самом деле отвечать добрым словом, даже если сказали что-то обидное. Но самое главное - что можно вынести из этого упражнения? Относись к другим так, как хочешь чтобы относились к тебе. Это и есть искусство быть волонтером!


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ПОДВЕДНИЕ ИТОГОВ

Заключительная часть:

Мы рассмотрели кто такой волонтер что значит быть искусстным волонтёром. Но на самом деле таких качеств намного больше. Скажите, какими же ещё умениями должен обладать волонтёр?


Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью: рефлексии: гирлянда «Искусство быть волонтером»


Рефлексия: Гирлянда «Искусство быть волонтером»

У вас на столах лежат разноцветные фигурки людей, выберите себе одного и напишите какими умениями должен обладать искусстный волонтер.


(Участники мастер-класса озвучивают умение и прикрепляют фигурку в виде гирлянды на доску)


Волонтерская работа без сомнений помогает вам меняться внутренне, и даже внешне. Каждый из вас приобретает необходимые качества и навыки при волонтерской работе. В дальнейшей жизни вам проще будет общаться, взаимодействовать с людьми, включаться с уверенность в любую незнакомую деятельность, ваши знания и умения уже сейчас и в последующем будут оказывать положительные влияния на людей. Волонтерское движение основывается на дружеских отношениях и на взаимной выручке в группе. Поэтому, если каждый будет привносить даже самую маленькую крупицу для развития вашей группы, то она уже будет крепчать и улучшаться, и не только она, но и ваше нелегкое дело.

Помните, одному человеку быть волонтером трудно, а вот группе

хором: ЛЕГКО!!!


На этом наш мастер-класс подошел к концу. Большое спасибо вам за работу. Я надеюсь, что в дальнейшем те знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся.