МБОУ "СШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов"
Мастер – класс
«Использование ИКТ на уроках русского языка при написании изложений и сочинений».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ "СШ № 10 с УИОП"
Лабузова Е. В.
Лабузова Е. В.
учитель начальных классов
МБОУ " СШ № 10
с углубленным изучением
отдельных предметов"
Мастер – класс.
Использование ИКТ на уроках русского языка при написании изложений и сочинений.
Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.
Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Изложение – один из видов работы по развитию связной речи. В его основе лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).
Изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают её культуру, прививают детям художественный вкус, развивают речевое чутьё. Изложение полезно именно рядом с сочинением, которое несёт в себе опасность влияния диалектов и просторечия.
Сочинение – это первые попытки ребёнка выразить окружающий его мир во внутреннем своём отображении, выражать своё отношение к каким – то событиям. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли, учит красиво высказываться, обогащает язык и учит грамотности.
При проведении изложений и сочинений я активно использую ИКТ на всех этапах урока. Компьютер может быть на уроке и тренажёром, и средством подвижной наглядности, и хранителем информации, и средством контроля и мониторинга.
Рассмотрим структуру урока обучающего изложения с применением ИКТ.
Объявление темы, постановка цели (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты).
Вступительное слово учителя, цель которого – подготовить к восприятию текста, создать необходимый эмоциональный настрой.
На данном этапе работы открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приёмов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество художественных иллюстраций, фотографий и музыкальных фрагментов, увеличивающие эффективность усвоения учеником материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно.
Информационно – коммуникативные технологии дают возможность привлечь внимание детей и повысить интерес сочетанием цвета, звука и графических возможностей компьютера.
3. Чтение текста (выразительное, отражающее замысел автора, созвучное вступительному слову). Выведение текста на большой экран в виде слайда даёт ученикам возможность лучшего восприятия текста по сравнению с текстом, написанным от руки на доске.
4. Анализ текста. На этом этапе современные возможности компьютера предоставляют широкий простор для различных методов работы с текстом (выделение частей текста, работа с деформированным текстом, распространение текста, выведение на экран различных вариантов плана). Можно организовать групповую и индивидуальную работу учащихся.
5. Орфографическая подготовка. Слова с пропущенными изученными орфограммами выводятся на слайд. Использование ИКТ позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяет индивидуализировать процесс обучения;· повышает интерес к урокам русского языка.
6. Самостоятельная работа учащихся. На слайд одновременно можно вывести план, опорные слова, слова для справок, что позволяет учащимся успешно выполнить работу.
Не менее важное значение имеют уроки работы над ошибками, допущенными при написании изложений и сочинений. От учителя такие уроки требуют большой подготовки. Работа без зрительной опоры на слух очень сложна, а написать достаточное количество текстов, заданий для переработки не всегда возможно. Целью применения ИКТ на данных уроках является рационализация детского труда, оптимизация процессов понимания и запоминания учебного материала, повышения интереса к учебе. На одном уроке я могу дать детям несколько текстов, в которых учащиеся находят разные виды ошибок. Дети учатся исправлять в тексте композиционные, логические и речевые ошибки. После исправления, учащиеся имеют возможность прочитать исправленный текст.
Каждый урок содержит в себе минутку отдыха, когда дети на иллюстративном материале имеют возможность расширить свои знания по предложенной теме изложения или сочинения. Например, когда писали изложение о дрессированном слоне Максе и его шалостях, показала уголок Дурова. Во время подготовки сочинения о зимних развлечениях, просмотрели слайды, изображающие игры детей на воздухе на уроках здоровья. Если пишем, о каком либо животном или растении, подбираю фотографии этого животного или растения. Интернет даёт возможность найти иллюстрации практически на любую тему.
После такой эмоциональной разрядки продолжать работу по развитию речи детям уже не трудно, а интересно. Предлагаю им разные виды заданий:
составить предложение из слов, по картинке, по схеме, по опорным словам;
восстановить деформированный текст;
разделить текст на предложения;
разделить текст на части;
составить текст, рассказ по вопросам;
составить рассказ по заданному началу, картинкам и ключевым словам;
придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам;
составить рассказ по цепочке и др.
Опора на текст облегчает работу, увеличивает ее эффективность. Дети воспринимают работу как игру, не боятся ошибиться, или попасть впросак. Они соревнуются, ищут варианты ответов. Обучение идёт без принуждения.
Результатом использования мультимедиа технологий является:
развитие познавательных способностей и мотивации;
развитие творческих способностей;
успешнее достигаются общие цели образования;
формирование компетенции в области коммуникации: умение выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
повышение успеваемости по предмету.
Таким образом, использование компьютера, при соблюдении соответствующих санитарных норм, предоставляет учителю возможность наиболее эффективно формировать связную речь учащихся, что является основой коммуникативной компетенции.
Тема: Работа над ошибками, допущенными при написании изложения.
Цель:
развитие умения уточнять свой текст по содержанию, по структуре, по употреблению слов и их написанию;
совершенствование умения правильно строить предложение и оформлять его на письме;
воспитание любви к животным;
использование информационных технологий в образовательном процессе.
Ход урока:
Организационный момент.
Цель: эмоциональный настрой на работу.
Метод настроя на работу: «Выбор персонажа»
- Сегодня нам необходимо быть очень внимательными, всё замечать, собирать данные, классифицировать их и находить выход из любой ситуации.
- Как выдумаете, кто больше всего подходит на эту роль? (разведчик)
- Итак, мы - разведчики.
2. Актуализация знаний
Цель: повторение ранее изученного материала (классификация ошибок, допущенных при написании изложений)
Метод повторения «Разложи по конвертам»
а) Мотивация учебной деятельности.
Сейчас я прочитаю 2 информации, добытых разведчиком. Выберите ту, которую можно отправить в штаб руководству.
Учитель зачитывает 2 текста:
«Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.
Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька были раздуты тугими пузырями. Он сдавил их своими лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки. Это зверёк выносит свои запасы на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядами лежат орехи и сухие грибы.
Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти».
«Был ясный день. Человек смотрел из своего домика.
Вдруг по дереву бежит бурундук. Я замер. Щёки у зверька были тугими пузырями. Он сдавил их своими лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки. Это зверёк выносит свои запасы на просушку. Ягоды он положил на полочку. Рядами лежат орехи и сухие грибы.
Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти».
- Какой текст вам понравился?
- Почему не выбрали второй текст? (допущены ошибки)
б) Определение темы урока.
- Кто догадался, как называется тема урока? (работа над ошибками) (слайд 1)
- Для чего необходим урок работы над ошибками? (для того, чтобы научиться писать изложения)
в) Анализ учителем написанных изложений.
г) Классификация ошибок.
- Вспомните и назовите виды ошибок (композиционные, логические, речевые) (слайды 2, 3, 4)
- «Разложи по конвертам»
Конверт №1 Композиционные ошибки (нарушение последовательности, несоответствие плану, неправильное начало, неумелый конец).
Конверт №2 Логические ошибки (пропуск эпизодов, фактов, слов, нелепые суждения).
Конверт №3 Речевые ошибки (неправильное построение предложения, неудачно выбранное слово, неправильный порядок слов в предложении, неудачное использование местоимения).
3. Репродуктивно – поисковый этап.
Цель: помочь детям преодолеть трудности в классификации и исправлении ошибок.
Метод поиска: «Исправь и похвали»
Учитель предлагает детям 3 текста.
а) Фронтальная работа – классификация ошибок (слайды 5, 6, 7)
Композиционные ошибки
«Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе. Вдруг (не выделена 2 часть) на поляне показался бурундук. Я замер. Это зверёк выносит свои запасы на просушку (нарушение последовательности). Щёки у зверька были раздуты тугими пузырями. Он сдавил их своими лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядами лежат орехи и сухие грибы.
(отсутствует 3 часть)»
Логические ошибки
«Был ясный день. Человек смотрел из своего домика (нелепое суждение).
Вдруг по дереву бежит бурундук (нелепое суждение). Я замер. Щёки у зверька были (пропуск слова) тугими пузырями. Он сдавил их своими лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки. Это зверёк выносит свои запасы на просушку. Ягоды он положил на полочку (нелепое суждение). Рядами лежат орехи и сухие грибы.
Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти».
Речевые ошибки
«Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.
Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька были раздуты тугими пузырьками (неудачное слово). Он нажал (неудачное слово) их своими руками, (неудачное слово) и изо рта посыпались кедровые орешки. Это он (неудачное употребление местоимения) выносит свои запасы на просушку. В это время (неудачное слово) лежат (повтор слова) на солнце ягоды черники и малины. Рядами лежат орехи и сухие грибы.
Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти».
б) Работа в парах:
- исправить допущенные ошибки;
- найти удачный отрывок.
в) Проверка (слайды 8, 9, 10)
Релаксация.
Цель: минутка отдыха.
Метод: «Улыбнись».
Просмотр фотографий с изображение зверька.
Поисково - творческий этап.
Цель: развитие письменной речи обучающихся.
Метод: «Накапливаем опыт работы»
- Для того чтобы выбрать необходимую информацию и грамотно составить донесение, разведчику надо тренироваться, приобретать опыт.
1) Дифференцированное задание:
- Выбери задание, которое поможет тебе научиться писать изложения. Выполни.
а) Раздели текст на предложения.
Белка всю зиму лущила шишки да ела заготовленные с осени грибы теперь пришло время полакомиться ей мясным птицы уже в гнёздах отложили яйца некоторые вывели даже птенцов белка отыскивает птичьи гнёзда и таскает себе на обед птенцов и яйца
б) Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.
Встреча в лесу.
Дети подошли поближе.
Это гадюка свернулась в клубок и грелась на солнце.
Дети пошли в лес.
Вдруг из клубка поднялась змеиная голова.
Зоркие глаза гадюки долго провожали ребят.
На дорожке они увидели серый клубок.
Ребята испугались и побежали.
2. Проверка (слайды 11, 12).
Аналитический этап.
Цель: побудить детей к анализу собственной деятельности.
Метод: «Шаг вперёд».
- Что необходимо разведчику для работы?
- Что необходимо ученику для того, чтобы правильно написать изложение?
- Удалось ли вам сегодня приблизиться к цели?
- Что получается хорошо?
- Какие упражнения вызвали затруднение?
Рефлексия.
- На парте у каждого из вас лежат шарики.
- Если было интересно на уроке и вы узнали много нового, поднимите красный шарик.
- Если было трудно, поднимите синий шарик.
- Если было скучно, поднимите серый шарик.