СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Использование ТРИЗ - технологий на уроках истории "

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мастер-класса, в котором описаны методы и приемы ТРИЗ-технологии. Данная технология получила в последнее время широкое распространение и может использоваться на любых уроках в школе.  

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс "Использование ТРИЗ - технологий на уроках истории "»

Уважаемые коллеги, здравствуйте!


В последнее время достаточно широкое распространение получила технология решения изобретательских задач, что как раз и подходит для ведения уроков по ФГОС.

Слайд 1, 2

Основная цель использования ТРИЗ на уроках - дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.
Создавалась теория в середине XX века, основы её заложил инженер и писатель Генрих Альтшуллер.

Слайд 3,4

Начиная работать по ТРИЗ-технологии, я поставила перед собой цели: разви­вать внимание, творческое воображение, логическое мышление, что является не­обходимым условием успешности учения.

Слайд 5


  1. Удивляй! Этот метод лучше использовать в самом начале урока. Слайд 6.



  • Сразу начинаю рассказывать интересные факты из жизни Петра I. Согласно историческим документам, Петр I был достаточно высоким, даже по нынешним мерам, человеком. Его рост, по некоторым источникам, составлял больше двух метров. Но при этом, обувь он носил лишь 38-го размера. При таком высоком росте он и богатырским телосложением не отличался. Сохранившаяся одежда Императора — 48-го размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста. Голова его тоже была мала по сравнению с телом.

  • Екатерина I — вторая жена Петра была низкородной по происхождению. Ее родители были простыми ливонскими крестьянами, а настоящее имя Императрицы - Марта Самуиловна Скавронская. От рождения Марта была блондинкой, она всю жизнь красила волосы в темный цвет. Екатерина I – первая женщина, которую полюбил Император. Царь нередко обсуждал с ней важные государственные дела и прислушивался к ее советам.

  • Как известно, Петр отрицательно относился к загульному пьянству. Поэтому в 1714 году придумал, как бороться с ним. Он просто выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство. Награда эта, сделанная из чугуна, весила порядка семи килограммов и это без цепей. По некоторым данным, эта медаль считается самой тяжелой в истории. На шею пьянице эту медаль вешали в полицейском участке. А самостоятельно «награжденный» снять ее был не в состоянии. Носить на себе знак отличия нужно было неделю.

Удивила?

Сегодня я покажу вам несколько приемов ТРИЗ-технологии на уроке истории,

тема «Петр 1»

Слайд 7

Скажите, пожалуйста, кто из вас хорошо знает о жизни и деятельности императора Петра1?

Слайд 8


  1. Светофор”. Кто знает - поднимите ваши светофоры зеленой стороной, кто не знает - красной.
    Это один из приемов устного опроса. “Светофор” - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
    Чем это лучше, чем простое поднятие руки? При использовании “светофора” ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна. Сигналя “Светофором”, ученик вынужден каждый раз явно – для себя и для учителя – зафиксировать готовность, т.е. оценить свои знания. Ученикам стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда они приходят неподготовленными, поэтому им приходится готовиться к каждому уроку. Светофоры лучше раздать до начала урока.



  1. Заполнение таблицы «Инсерт». Этот прием хорошо использовать в работе с текстом при изучении нового материала. Слайд 9

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+», «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

«V»

поставьте «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

«+»


поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »


поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»


поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

1






Слайд 10

  1. Прием «КЛАСТЕР» - Данный приём предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке. В центре располагается тема занятия, вокруг неё крупные смысловые единицы, которые разбиваются на отдельные элементы. Так происходит дробление ключевого слова или темы на слова- веточки. Выстраивая гроздья, дети развивают умение делать прогнозы и обосновывать их, учатся проводить аналогии, устанавливать связи.


Взят Нотебург

Шлиссельбург (1702г.)

Битве при Лесной

Битва при Нарве (1700г.)

Северная война







Гангутское сражение 1714г.



1709г. 27 июня Полтавская битва



Победа русского флота под командованием Апраксина

Поражение русской армии



1708г. Разбит шведский корпус Левенгаупта



Победа русской армии



Отсутствие боевой выучки и опыта



Нехватка продовольствия, боеприпасов











Слайд 11



  1. Приём “Ложная альтернатива”

При актуализации знаний можно использовать универсальный прием ТРИЗ «Ложная альтернатива». Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  1. - Азовские походы Петра были до Ливонской войны или после? Слайд 12

-Петр I - сын Евдокии Лопухиной или Марты Скавронской? Слайд 13

- Из скольких классов состояла «Табель о рангах» - из 12 или 17? Слайд 14






  1. Фишбоун - (рыбный скелет). Слайд 15

На примере темы «Реформы Петра» хочу показать применение "фишбоуна”. В "голове” помещается название темы, а в хвосте «народные восстания». Перед учениками ставится вопрос: "Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника, на каждую группу дается отдельный пункт. Ребята читают, используя прием инсерт – чтение с пометками (V – подтвердилось, + – новое). После завершения чтения группы отчитываются о проделанной работе, и в "фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: астраханский бунт 1705г., башкирское восстание 1707г., восстание Кондратия Булавина1707-1708гг. и т. д. В нижней части "фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным событиям: повышение налогов, рекрутская повинность, усиление крепостной повинности, бритье бороды и т.д. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. Таким образом, благодаря "фишбоуну” мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.



Народные восстания



Преобразования Петра










  1. Минутка отдыха. Слайд 16

В структуре креативного урока важное место занимает отдых. Общеизвестно, что систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания работоспособности и здоровья.

Учитель предлагает учащимся;

«Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Упражнение повторить 2–3 раза)». Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств.

  1. Интеллектуальная разминка – работа индивидуальная или в группах. Слайд 17
    Интеллектуальные разминки способствуют повышению интереса школьников к знаниям, развивают у детей нестандартное мышление. Детям предлагается; «Угадайте, что..,, кто быстрее, поиграем, приготовьтесь…» такие приемы мгновенно мобилизуют ребят, заставляют их прислушаться, пробуждают интерес.
    Дать задание (бумаги и ручки) участникам: назвать исторические термины, относящиеся только к периоду правления Петра 1. Примеры: Лефорт, «потешные полки», стрелецкое восстание, «Великое посольство», Меншиков и т.д.
    Кто больше назовет слов, относящихся только к периоду правления Петра 1, тот и выиграл этот конкурс.
    Интеллектуальная разминка необходима для того, чтобы подготовить к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации.



  1. Системный оператор

6

Надсистема в прошлом

3

Надсистема

9

Надсистема в будущем

4

Система в прошлом

1

Система Выбранный объект, его функция

7

Система в будущем

5

Части систем в прошлом

2

Подсистема Части системы

8

Подсистема в будущем

6

Берег Невы

3

Построено в 1703г

9

Надсистема в будущем

4

Болото

1

Санкт-Петербург,

город

7

Столица

5

Части систем в прошлом

2

Россия

8

Великая держава


При знакомстве с системным оператором я использовала рифмовку М.С. Гафитулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО... (объект). Это ЧТО-ТО для чего-то... (функция объекта). Это ЧТО-ТО часть чего-то... (подсистема объекта). Это ЧТО-ТО из чего-то... (надсистема объекта). Чем-то было раньше ЧТО-ТО... (прошлое объекта). Что-то будет с этим ЧТО-ТО... (будущее объекта). ЧТО-ТО ты теперь возьми на экранах рассмотри.


9. Рефлексия. Слайд 18

Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы

П-«плюс»

положительные черты




М – «минус»

отрицательные черты




И – «интересно»

возможности для развития