Мастер- класс
Тема : «Как зажечь звезду: из опыта создания творческих проектов для развития креативности учащихся на уроках русской литературы»
Ц е л ь : организация активного педагогического взаимодействия для презентации системы заданий, развивающих литературно-творческие способности и умения учащихся.
З а д а ч и : 1) создать условий для формирования мотивационной готов- ности участников мастер-класса к ознакомлению с проектами, способствующих развитию литературно-творческих способностей учащихся; 2) продемонстрировать работу по созданию творческих;
3) создать продукты литературно-творческой деятельности на основе коммуникативного взаимодействия участников мастер- класса.
Ход мастер-класса:
1. Организационный этап
2. Мотивационно-целевой этап
Я думаю, что вы согласитесь со мной , что в последнее время общество обнищало духовно. На нас, учителей, природа возложила большую ответственность за детей. Кому же , как не нам, наполнять ранимые детские души духовностью? Как говорил Шалма Омоношвили: « Духовное совершенствование есть основа жизни на Земле». Основная задача учителя – строительство храма человеческой души, создание условий для творческого полета. Одна древняя притча гласит: «Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий.
— Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
— Верно! — удивился прохожий.
— Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? — удивился человек.
— Тогда не бери мальчика на воспитание! — сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчика, а за ним — его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! — гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
— А меня больше радуют твои пёрышки…
Мне хочется верить, что сегодняшняя встреча поможет каждому из вас не только взлететь самим, но и вырастить крылья у своих воспитанников, помочь им стать звездами, зажечь предметом.
Тема нашего мастер-класса : «Как зажечь звезду». Как человеку стать звездой? Существует как минимум три пути:
1-й: чтобы стать звездой, надо гасить другие звезды. Человека, который выбрал этот путь, ждут опасность и одиночество;
2-й: чтобы стать звездой, надо гореть ярче. Человек, избравший для себя второй путь, может не рассчитать свои силы и сгореть;
3-й: чтобы быть звездой, надо зажигать другие звезды. Человек, который избрал третий путь, будет всегда находиться на звездном красивом небосклоне. Если у него закончится огонь, кто-то обязательно вернет то, что человек когда-то дал.
У нас, учителей, имеется уникальная возможность каждый день, на каждом уроке, зажигать звезды — открывать грани таланта в наших учениках. У каждого из вас есть свои приемы, методы, технологии. Для меня находкой стала технология метода проектов. Данная технология не является новой в педагогике. Сами того не подозревая , мы каждый день становимся руководителями и участниками разных проектов. ( приготовление ужина – проект, отметить День рождения- проект, сменить имидж – проект, обдумать урок- проект). Предлагаю вместе опробовать один из способов «зажигания» учащихся. Что ждете от сегодняшней встречи ( звезда ожиданий)
Хочу получить готовые примеры
творческих проектов

Хочу узнать, что хочу общаться хочу общаться по
такое творческий проект проблеме мастер-класса
класса
хочу научиться составлять
творческие проекты хочу найти идею для
самобразования
3-й этап. Построение «проблемного поля» мастер-класса
Предлагаю объединиться в пары и постараться сейчас выделить основные этапы работы над проектом. У вас на столах текст народной мудрости, который вам в этом поможет ( текст на столах).
Однажды мудрец странствовал в поисках смысла жизни и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как? Задумался мудрец…Что же делать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится. «Эврика!» - сказал мудрец, - надо сделать лодку , которая приведет меня к моей мечте и решит проблему. Сел мудрец, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план. Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая деятельность, исправляя ошибки. Скоро лодка была готова, со всех сторон осмотрели они ее, нет ли где трещин, и пустили на воду- плыть!!! Ура! Через 15 минут путники были на другой стороне . проблема решена.
Группы представляют результаты работы.
4-й этап. «Погружение» в теоретические основы разработки творческих проектов.
Возьмите, пожалуйста, ориентировочные карты действий. Согласно плану, Вам предстоит работа с понятиями в группах. Через 1,5 минуты необходимо будет сформулировать :
1 группе- свое понимание термина «творческий проект»
2 группе- виды творческих проектов
3 группе – определить их роль в развитии личности ребенка. ( группы высказывают свое мнение)
5 - й э т а п . Разработка творческих проектов.
Сейчас мы попытаемся почувствовать себя участниками творческого проекта. Однажды ко мне подошел сын и спросил: «Мама, а что такое счастье? Какое оно? Что нужно человеку для счастья?» Уже тогда я задумалась : как объяснить правильно и понятно. Вот и вам сейчас предлагаю подумать и создать свои небольшие творческие проекты «человеку для счастья надо…»В ориентировочной карте помещено ваше задание. Я желаю вам удачи.
Ориентировочная карта действий 1
№ п/п | Название этапа | Содержание работы | Комментарий |
1. | Работа с понятиями | Уважаемый участник! Представьте свое понимание термина «творческий проект» | |
2. | Творческий | Уважаемый участник! Вам предстоит создать творческий проект « Город счастья». Результатом вашего проекта должен быть путеводитель по городу. Открой в себе лучшее! | |
Ориентировочная карта действий 2
№ п/п | Название этапа | Содержание работы | Комментарий |
1. | Работа с понятиями | Уважаемый участник! Представьте виды творческих проектов в виде кластера. | |
2. | Творческий | Уважаемый участник! Вам предстоит создать творческий проект «Счастье? Какое оно?» ( цвет, форма, где живет, куда уходит, чем измеряется, можно ли его купить, нужно ли его бояться) Открой в себе лучшее! | |
Ориентировочная карта действий 3
№ п/п | Название этапа | Содержание работы | Комментарий |
1. | Работа с понятиями | Уважаемый участник! Определите роль творческих проектов для развития учащихся. ( схема) | |
2. | Творческий | Уважаемый участник! Вам предстоит создать творческий проект «Дневник счастья» ( Вы – счастливый человек! Запишите свои чувства, эмоции в дневнике) Открой в себе лучшее! | |
6 - й э т а п . Рефлексия участников
Сегодня я постаралась передать вам огонек своего творчества, несите его детям, бережно и осторожно. И на вопрос , который звучал в начале нашего мастер- класса «Как зажечь звезду?», мы можем ответить , что все зависит только от нас. Кто- то считает, что жизнь состоит из черной и белой полосы. Согласитесь, довольно скудный набор красок. Мне кажется, что жизнь напоминает не зебру, а радугу, и от того, какую палитру выберет человек, зависит его представление о жизни, о счастье. Школа – это отражение жизни, от того, что мы преподнесем ученику, зависит насколько разнообразнее и богаче он будет. Я предлагаю сейчас вам выбрать шляпу, чтобы оценить эффективность нашей встречи:
-белая- только факты
- желтая – позитивное мышление
- черная- проблемы, противоречия
- синяя – общение
- зеленая – творчество
- красная – эмоции.
Я желаю, чтобы вас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы снять шляпу; чтобы вы на каждом шагу пытались раскрасить вашу жизнь; чтобы каждый из вас нашел свой клад. И помните: жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда придет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»