Калюжная Валентина Владимировна
Учитель биологии и химии
МБОУ «Советская средняя школа № 1»
Мастер-класс
Химия в нашем доме
I этап. Индуктор
Учитель: Добрый день уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри. Я приветствую Вас на мастер-классе по химии. Я представляю вам метод опытно-экспериментального проектирования.
Внимание на экран.
Видео «Моющие средства»
Итак, уважаемые коллеги, кто может предположить, какая у нас будет тема мастер-класса?
Ответы участников мастер-класса
Учитель: Действительно, химия окружает нас везде. Химия вокруг нас, химия для нас. Тема нашего мастер-класса «Химия в нашем доме». Что делать?
Химия активно вошла в нашу жизнь. Роль химии в развитии человеческого общества трудно переоценить. Вместе с тем химические знания по-разному могут отражаться в нашей жизни. Химические знания одни из самых важных в нашей жизни. Так как они могут обезопасить нашу с вами жизнь. А это самое главное.
Я приглашаю вас на свой мастер-класс и мы с вами попробуем найти ответы на поставленные вопросы и я научу вас некоторым методам определения безопасной продукции бытовой химии.
Кроме того, что мы с вами учителя, мы еще и мамы и хозяйки. Каждый день мы сталкиваемся с мытьем посуды. Все используют химические средства для мытья посуды?
Какими принципами вы пользуетесь при выборе средств бытовой химии? Назовите несколько критериев.
Ответы коллег.
Учитель: я тоже проводила опрос среди своих преподавателей, они тоже выбирают средства, изучая описание на упаковке, по цене, безопасности. Мы сегодня остановимся на основном принципе – это, конечно же безопасности. Что страдает в первую очередь при применении моющих средств? Это, конечно же кожа наших рук. А как тогда определить, что средство безопасно для кожи рук?
Ответы коллег.
Мы сегодня исследуем простыми способами, какие средства безопасны. Среди нас есть химик-биолог, и она , конечно же, знает, что для кожи рук вредна щелочная среда, а определить мы ее можем при помощи индикатора. Скажите, у кого дома есть индикаторы определения среды? Можно при помощи цифровых датчиков. У кого дома они есть? Наверное ни у кого.
Мы сегодня исследуем 5 моющих средств и лимонную кислоту ( где мы ее используем на кухне) на определение кислотно-щелочной среды. Лимонная кислота естественно имеет кислую среду и индикатор с ней будет иметь красный цвет. А остальные вещества мы определим в ходе опыта.
Мы будем работать в группах. Одна группа будет определять среду исследуемых веществ при помощи универсального индикатора , а вторая при помощи индикатора, приготовленного из краснокочанной капусты – природного индикатора. Он похож по свойствам на химический универсальный индикатор.
У вас на столах находятся инструкции по выполнению работы, где пошагово все расписано. Есть таблица для заполнения результатов исследования. Данное исследование можно проводить для учащихся 8-х классов при изучении индикаторов. Они уже учатся определять рН-раствора и говорить о безопасности.
На средствах для мытья посуды не пишут использовать перчатки, а насколько это безопасно.
II этап. Проведение опыта – работа с материалом.
- средство для мытья посуды - 2 шт.
- средство для мытья плиток
- жидкое мыло –
- лимонная кислота
- жидкий стиральный порошок.
Знакомство с инструкциями,
Работа с этикетками.
Проведение опыта.
III этап. Представление полученных результатов.
Учителя озвучивают, что у них получилось в результате проведения опытов.
IV этап. «Разрыв» - подведение итогов опыта.
И у первой и у второй группы получилось….
В перчатках надо работать со средствами № ….
Безопасные средства в пробирках № - это… С ними можно работать без перчаток.
V этап – «Рефлексия»
А сейчас проверим насколько наш мастер-класс оказался эффективным, у всех на столах есть карточки «Я, не я»
Я задаю вопросы, а вы отвечаете:
- Кто знал, что сок краснокочанной капусты является природным индикатором для определения среды раствора?
- Кто пользовался перчатками при использовании средств бытовой химии?
- Кто после нашего мастер-класса будет пользоваться перчатками?
- Кто использует лимонную кислоту для удаления накипи?
- Кто будет использовать информацию, полученную на этом мастер-классе у себя дома?
А для того, чтобы вы дома могли определять среду раствора дома, я для вас приготовила памятки по получению природного индикатора в домашних условиях и его безопасность. шкалой рН. Можете прийти домой и проверить имеющиеся у вас средства на среду раствора и безопасность.
А завершить свой мастер-класс я хочу словами «Химия - это область чудес, в ней скрыты счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области» М.Горький
Спасибо за участие и внимание!