СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс "Критериальное оценивание при  взаимо- и самооценивании"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер- класс о системе оценивания при самооценке и взаимооценке

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Критериальное оценивание при  взаимо- и самооценивании"»

Мастер-класс

"Критериальное оценивание при взаимо- и самооценивании"

учителя математики МОУ- СОШ д. Березина

Кабановой Светланы Дмитриевны

1) Мотивация изучения темы.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Начнем нашу работу с выполнения простого задания в группах:

- возьмите большие листы бумаги и фломастеры (все найдете у себя на столах);

- нарисуйте на весь лист дом, используя геометрические фигуры (2 мин.);

- оцените свою работу (поставьте отметку);

- группы обменяйтесь листами, поставьте отметки за рисунок своим коллегам и обоснуйте их (1 мин).

Но чтобы при оценивании рисунка были учтены все моменты его выполнения, что надо было еще сделать учителю, предлагая выполнить это задание? (назвать критерии, по которым будет оценен рисунок)

Вы наверное уже догадались какую тему я выбрала для мастер- класса?

2) Тема мастер- класса

"Критериальное оценивание при взаимо- и самооценке"

Цель мастер- класса:

  1. Дать общее представление о системе критериального оценивания.

  2. Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.

Задачи:

  1. Создать мотивацию к изучению темы, участию в мастер-классе.

  2. Показать на практических примерах использование критериального оценивания при взаимо- и самооценке, а также необходимость применения его как для учеников так и для учителя.

3) Теория.

Что же такое критериальное оценивание?

Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями,  соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.


На протяжении многих лет да и сейчас мы оцениваем, используя метод вычитания. Т.е. когда ребенок сделал задание, мы из пятерки начинаем вычитать баллы за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.



Практическое задание (подтверждение теории).

Давайте вернемся к заданию с рисунком.

Я прошу помочь мне. По одному человеку из группы пройдите и повесьте рисунок на доску. Теперь оценим работы по критериям, которые у меня есть. За каждый выполненный критерий- 1 балл.

1.Фундамент – 1 балл

2.Стены дома –1 балл

3.Крыша – 1балл

4. Дверь – 1 балл

5. Окно - 1 балл

6. Окно на чердаке – 1 балл

7. Водосточная труба – 1 балл

8. Труба на крыше дома – 1 балл

9. Использовали не менее 3 видов геометрических фигур – 1 балл

10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл

Максимальное количество баллов -  10 

0-4 балла -       «2»

5-6 баллов -     «3»

7-8 баллов -     «4»

9-10 баллов - «5»

Итак, к какому выводу мы пришли. Критерии оценивания, алгоритм выставления отметки должны быть известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Содержание критериев должно быть понятным для учащихся, т.е.изложено доступным языком и не содержащим сложных научно-педагогических терминов.Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся

развивали умения самостоятельно оценивать результат своих действий и одноклассников, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки и ошибки других. Применяя на уроке самооценивание и взаимооценивание мы можем сориентировать ученика на успех, т.е. он будет знать над чем ему стоит еще поработать по данной теме, создать комфортную для учебы обстановку. Можно оценить работу ученика, но не поставить никакой отметки. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов. Таким образом мы формируем у учащихся регулятивные универсальные учебные действия.

И еще есть одна причина, по которой мы должны учить детей самооценке- это выполнение ВПР, сдача ОГЭ и ЕГЭ, где часть заданий оценивается по определенным критериям.

4) Практическая часть.

Далее мы продолжим практическую часть нашего занятия.

1. Вместе разработаем критерии для оценивания обычной текстовой задачи по математике в 5 классе.

Ваши предложения:

- запись условия,

- запись действий;

- арифметические вычисления;

- формулировка пояснения к действиям;

- ответ на вопросы задачи.

Я обобщила, сформулировала более точно критерии и раздаю вам , чтобы у всех были одинаковые. Имея готовые критерии, вам будет легко оценитьзадачу, решенную одноклассником у доски ( будем считать, что на местах вы все решили правильно).

В первом мешке было 40 кг зерна. Это на 16 кг меньше, чем во втором мешке и на 12 кг больше, чем в третьем мешке. Сколько килограмм зерна было в трех мешках?

1. Решение Вани Иванова.

I- 40 кг зерна

II- ? на 16 кг меньше ? кг

III- ? на 12 кг больше

Решение.

1) 40 - 16= 24 (кг) - во II мешке

2) 24 + 12 = 36 (кг)-в III мешке

3) 40 + 24 +36 = 100 (кг) - в трех мешках

Ответ. 100 кг.

Над чем предстоит работатьВане? У нас сегодня первый урок по решению таких задач. Будем ставить отметку Ване?

2. Решение Пети Петрова.

I- 40 кг зерна, на 16 кг больше, на 12 кг меньше

II- ? кг ? кг

III- ? кг

Решение.

1) 40 + 16 = 56 (кг) - во II мешке

2) 40 - 12 = 28 (кг)- в III мешке

3) 40 + 56 +28 = 114 (кг) - в трех мешках

Ответ. 114 кг.

Что мы посоветуем Пете?

Вывод.

Таким образом, решая задачу, каждый ученик знает над чем ему нужно еще поработать и учитель учтет это при дальнейшем планировании работы.

2. А теперь я предлагаю вам самостоятельно поработать в группах и составить критерии для оценивания решения геометрической задачи на вычисление (2 мин).

Критерии:

- оформление "Дано",

- оформление "Найти",

- выполнение чертежа,

- решение и его логическая последовательность,

- ответ.

Полученные критерии оценивания вы можете обсудить с о своими учениками и использовать в работе.

5. Подведение итога.

А теперь давайте подведем итог нашей работы. Продолжите предложение.

Критериальное оценивание позволяет учителям:

  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

  • Иметь информацию для анализа и планирования своей деятельности;

  • Улучшить качество преподавания;

  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

  • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания

Критериальное оценивание позволяет учащимся:

  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.

  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.

  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Наступило время вам выразить свою точку зрения о проведенном мастер- классе.

6. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, у вас на столах бледные и яркие цветочки. Ими вы дополните свои рисунки.

Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе, то приклейте около домика яркий цветок.

Если вам всё не до конца понятно или совсем не тронуло- приклейте бледный цветок.



Спасибо всем за работу.



Литература.

1. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.

2. Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) // Молодой ученый. — 2014. — №20.1.

3. Пинская М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013

4. Применение критериального оценивания на уроках математики для формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. (электронный ресурс)

https://infourok.ru/primenenie_kriterialnogo_ocenivaniya_na_urokah_matematiki_dlya_formirovaniya-476060.htm

5. Критериальное оценивание как способ активации учебной деятельности учащихся (электронный ресурс) http://zkoipk.kz/2017seminar/3section/3471-conf.html