Добрый день, уважаемое жюри, здравствуйте, коллеги! Свой мастер – класс я бы хотела начать словами Василия Александровича Сухомлинского: " Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества"
Мы сегодня с вами тоже окунемся в мир красоты, рисунка, творчества. Но для начала продолжите ассоциативный ряд: (слайд№1)
Если педагог – это цветок, то какой?
Если педагог – это песня, то какая?
Если педагог – это игра, то какая?
А почему появились именно такие ассоциации?
Все верно. Ведь учитель – это и творчество, и креативность, и логика
Теперь посмотрите на экран. Что объединяет эти картинки? Что нам нужно для того, чтобы разобраться в них? (на экране кроссворд, судоку, игра «Пятнашки»). (слайд№2)

Чтобы их разгадать, нужно размышлять, строить логические цепочки, включить свое творческое воображение.
Благодаря ассоциациям и нашему мышлению мы можем ответить на многие вопросы, взглянув на привычные вещи с другой стороны. В нашей профессии это ценно, потому что каждым словом, каждым делом мы должны учить и воспитывать наших детей. А так как они живут в мире современных технологий, то все знания, которые мы им преподносим, тоже должны подаваться современно, креативно, интересно.
Л. Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего
творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...».
Поэтому сегодня я хочу познакомить вас с приёмом, который будет учить детей творить и будет развивать их креативное мышление. Его название вы сможете сказать, разгадав ребус (слай№4)
. 
Правильно, кроссенс. В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. (слайд №5)

«Кроссенс» – это и головоломка, и интеллектуальная игра, и задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.
Я приглашаю коллег вместе со мной разгадать эту головоломку. (фокус-группа 4 человека, сидят по двое).
Внимание, на экран! (на экране изображен кроссенс) (слайд №6)

Перед вами вариант кроссенса. Состоит он из 9-ти квадратов как для игры «Крестики-нолики». В них помещены картинки на определенную тему. Каждая картинка связана с предыдущей и последующей, и все они связаны с центральной. Читать кроссенс можно несколькими способами.
В данном случае кроссенс мы будем читать по такому типу: все картинки поочередно связаны с центральной, т.е. 1-9, 2-9, 3-9 и так далее. Иногда может возникнуть проблема с трактовкой изображений, которые не очень понятны. Тогда картинки необходимо прокомментировать текстовой подсказкой. Как вы думаете, на какую тему составлен данный кроссенс? (Поэт А.С. Пушкин). (слайд №7)

Теперь я предлагаю коллегам поработать самостоятельно над другим кроссенсом и определить по картинкам, какая тема их объединяет. Так как темой моего педагогического опыта является «Духовно - нравственное воспитание учащихся», кроссенс связан с ней. В центральном квадрате можете написать тему либо одним словом, либо выражением. (слайд №8)

Пока фокус - группы работают, мы будем разбираться дальше, чем же интересен метод кроссенс.
Кроме способа чтения, который будут применять коллеги, есть и другие способы. Например, улитка. Начинаем рассматривать картинки с первой, двигаясь слева направо, согласно правилам письма, движемся по часовой стрелке и заканчиваем на центральном квадрате. А можно читать, так же двигаясь по часовой стрелки от первой картинки, только по периметру, и закончить сравнивание 2, 6, 8, и 4 картинок с центральной. (слайд №9)

(работа с залом)
Коллеги, как вы думаете, на каких этапах учебной деятельности можно использовать этот приём?
Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы); (слайд №10)

- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока); (слайд №11)
- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах);
- обобщение материала, закрепление (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод); (слайд № 12)

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);
- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы.
Его применение на уроках способствует: (слайд №13)
Развитию логического, образного, ассоциативного мышления, воображения;
проявлению креативности;
Развитию коммуникативных и регулятивных умений;
Формированию навыков работы с информацией;
Повышению интереса к предмету.
Теперь посмотрим, как фокус - группы справились с заданием (озвучивание своих вариантов). (слайд №12)
Да, к этому кроссенсу подходит и тема доброты, и тема милосердия, и сострадания. И все эти качества, как мы знаем, присущи духовно-нравственным людям. С помощью такого варианта кроссенса можно сформулировать тему внеклассного мероприятия или, например, поговорить о нравственной направленности изучаемого произведения на уроках литературы.
Давайте вместе подведем итог, что же нам дает современный метод кроссенс? (варианты ответов) (слайд №13)
Таким образом, кроссенс – методический приём, который позволяет на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
- СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (раздать буклеты жюри и коллегам)