Мастер класс «Учитель года 2017»
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джона Дьюи:
« Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».
- Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи
переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.
Работать будем командой, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!
...зачем теперь мифы и чудеса?!
Кругом телевизоры, пылесосы,
И вот домовые, лишившись спроса,
По слухам, ушли из домов в леса.
А город строился, обновлялся:
Все печи - долой и старье - долой!
И вот, наконец, у трубы остался
Последний в городе домовой..."
Посмотрите на это стихотворение… Назовите основную мысль данного стихотворения?
А во что мы вообще верим? Действительно ли мифы ушли в прошлое?
МИФ (от греческого mythos предание, сказание), 1) повествования о богах, духах, обожествленных героях ипервопредках, возникшие в первобытном обществе. Т.е. иными словами это вера человека во что-то… А при чем здесь домовой?
Любое загадочное и неизвестное создание существует для человека настолько, насколько он в него верит. А если верит, то может увидеть и услышать это существо, или может ощущать его присутствие.
Для одних существование домовых, леших, русалок – это просто сказки, а кто-то искренне верит и даже рассказывает о встречах с ними, описывает их облик и повадки. Наши предки свято верили в существование разных духов и считали, что они бывают самые разнообразные и живут рядом с человеком.
И каждому духу отведено своё особое место, где он является полноправным хозяином. Что же это были за места? Чтобы это выяснить мы с вами перенесемся на ковре самолете в славянское поселение…
Что оно из себя представляло? Давайте выделим основные условия выбора местожительства
Прежде всего, выбор места был неслучаен. Место для строительства определялось при помощи гаданий. Русская деревня, да и любая другая славянская, как правило, очень живописно расположена. Ставилось поселение на берегу реки, озера, на возвышенности при ключах. Место хорошо продувалось и омывалось энергетическими потоками воздуха и воды. Культ дерева у них был очень сильным. Одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие - приносящими неудачу.
(деление на три группы)
1 группа – вы живете на опушке леса. Кто будет там хозяином? (Леший – мультик про него)
2 группа – вы живете на берегу реки. Кто будет хозяином там? (Водяной – мультик минутный)
3 группа – вы поселились в доме. Кто будет хозяином там? (Домовенок – мультик минутный)
Ваша задача заключается в том, чтобы выяснить, какова была роль лешего, водяного и домового в каждой среде существования? Для этого вам будут даны тексты и визуальные подсказки
1 группа получает отрывки из сказок + картинки с изображением лешего (положит и отриц)
2 группа получает отрывки из док + изображения
3 группа получает отрывки из док + изображения
Вывод: каждая из этих сущностей имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Славяне считали, что их присутствие не вредит человеку, если правильно и хорошо к ним относится, соблюдая определенные правила. Они стремились защищаться от духов заговорами, амулетами, так называемыми оберегами.
Вот мы с вами сегодня и будем делать обереги. Вам дан материал из которого вы можете изготовить себе оберег.
Водяной:
«Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.»
«Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.»
«…что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина — это его волосы, а пена на поверхности воды — слюни, которые текут у него изо рта.»
«Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.»
«Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.»
Леший:
Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан.
В лесу леший показывается гигантом, голова которого достаёт верхушки деревьев, а на полянах он едва выше травы.
Леший, владея, как и прочая нечисть, способностью перевёртываться, ловко умеет прикидываться прохожим человеком, с котомкой за плечами, но некоторым всё же удавалось заметить, что леший – востроголовый, как и все подлинные черты бесовской породы. Хотя с этим мнением многие сведущие люди не согласны, признавая в лешем, как и в домовом, только нечисть, нечто ближайшее к человеческой природе, а другие прямо-таки видят “оборотней”, проклятых людей и заложных покойников, обращённых в леших. Но как леший не скрывает своего нечистого происхождения, ему это не удаётся, если посмотреть на него через правое ухо лошади..
Домовой:
"редкий может похвалиться тем, что воочию видал домового. Кто скажет так, то либо обманулся с перепугу и добродушно вводит других в заблуждение, либо намеренно лжет, чтобы похвастаться и удачным случаем, и храбростью, и всезнайством. Видеть домового нельзя: это не в силах человеческого глаза"
От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова. Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет». Считается, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом.
...зачем теперь мифы и чудеса?!
Кругом телевизоры, пылесосы,
И вот домовые, лишившись спроса,
По слухам, ушли из домов в леса.
А город строился, обновлялся:
Все печи - долой и старье - долой!
И вот, наконец, у трубы остался
Последний в городе домовой..."
...зачем теперь мифы и чудеса?!
Кругом телевизоры, пылесосы,
И вот домовые, лишившись спроса,
По слухам, ушли из домов в леса.
А город строился, обновлялся:
Все печи - долой и старье - долой!
И вот, наконец, у трубы остался
Последний в городе домовой..."
...зачем теперь мифы и чудеса?!
Кругом телевизоры, пылесосы,
И вот домовые, лишившись спроса,
По слухам, ушли из домов в леса.
А город строился, обновлялся:
Все печи - долой и старье - долой!
И вот, наконец, у трубы остался
Последний в городе домовой..."
...зачем теперь мифы и чудеса?!
Кругом телевизоры, пылесосы,
И вот домовые, лишившись спроса,
По слухам, ушли из домов в леса.
А город строился, обновлялся:
Все печи - долой и старье - долой!
И вот, наконец, у трубы остался
Последний в городе домовой..."