РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»
Мастер-класс на тему:
«Использование инновационных технологий
в практике работы начальной школы»
Подготовил
учитель начальных классов:
Попович Юлия Павловна
с. Рощино, 2017 г.
Мастер-класс на тему:
«Использование инновационных технологий
в практике работы начальной школы»
Цель мастер-класса: рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения, как средств активизации познавательной деятельности обучающихся.
Задачи мастер-класса:
объяснить, что такое интерактивные методы обучения;
выделить основные виды форм и методов интерактивного обучения;
продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в начальных классах.
Оборудование: презентация, папка-копилка интерактивных методов обучения.
Ход мастер-класса
І. Установочно-мотивационная часть.
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В основу стандарта положен системно- деятельностный подход в образовании. А ключевым условием реализации данного подхода в начальном общем образовании является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной и во внеучебной деятельности.
ІІ. Теоретическая часть.
Слайд 2.
Три постулата идеологии новой школы:
Школа является важнейшим фактором развития личности;
Школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
Систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Слайд 3.
Развитие школы осуществляется посредством инноваций:
«Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение.
Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, нововведений.
Из инновационных направлений выделяем педагогические технологии (образовательные технологии).
Слайд 4.
Слайд 5.
Преимущества педагогических технологий:
В условиях классно-урочной системы технологии легко вписываются в учебный процесс;
Позволяют достигать поставленные программой целей по конкретному учебному предмету;
Обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;
Обеспечивают интеллектуальное развитие детей , их самостоятельность;
Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
Это особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
Это чёткая организация на развитие творческой деятельности.
Одной из основных методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика.
ІІІ. Практическая часть.
Слайд 6-8
Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Тема моего самообразования «Активизация познавательной деятельности путём внедрения интерактивных методов с целью развития творческих способностей, обучающихся» над которой я работала 3 года, как раз и рассматривает эти задачи. В своем мастер-классе я хочу показать, какие есть интерактивные методы обучения, с помощью которых можно развивать творческие возможности обучающихся.
Слайд 9.
Встречается много классификаций интерактивных методов обучения. Я больше склоняюсь к классификации Сергея Кашлева, в основе которой – ведущая функция в педагогическом взаимодействии:
методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
методы обмена деятельностями;
методы мыследеятельности;
методы смыслотворчества;
методы рефлексивной деятельности;
интегративные методы (интерактивные игры).
Сегодня я хочу показать вам несколько интерактивных методов обучения, которые я использую на своих уроках и дам характеристику каждой группе методов.
Слайд 10.
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует назвать такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы…», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Кто, откуда?» и др. (проводится 1 по выбору).
Слайд 11.
Методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреляцию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1х2х4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др. (проводится 1 по выбору)
Слайд 12.
Методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов», «Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника», «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным атрибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников (проводится 1 по выбору).
Слайд 13.
Методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами, разработку участниками педагогического взаимодействия нового содержания педагогического процесса. Среди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др. (проводится 1 по выбору).
Слайд 14
Методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Ключевое слово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу» и другие (проводится 1 по выбору).
IV.Рефлексия.
Слайд 15.
Завершение мастер-класса. Пожелания.
Слайд 16.
Заключительное слово.
«Если ждать достаточно долго и терпеливо, то … ничего не случится». Не будем ждать, давайте будем взаимодействовать. Создавать на уроке условия, при которых дети будут, общаясь узнавать. Я желаю Вам и себе этого взаимодействия.
7