Есть знания, которые необходимы человеку для успешной деятельности в своей области. Но существуют и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведения.
Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи и в научных текстах, в художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана.
Чтобы человек имел возможность делать свой мировоззренческий выбор, перед ним нужно представить различные варианты решений. Религиоведение обращается к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и предлагает соответствующие варианты ответов. Изучение науки о религии оказывает сильное влияние на человека, позволяет ему приобрести навыки ведения мировоззренческого диалога, овладеть искусством понимания других людей, что заставляет признать важность и актуальность изучения религиоведения как науки и учебной дисциплины.
Религия – явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не только разнообразие подходов, методов, точек зрения, но и многодисциплинарность. Развитие религиоведения в XIX в. шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов.
Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа — Аль-Фараби, Ходжа АхметЯсави, Абай, Шакарим, Ы. Алтынсарин показали воспитательный потенциал религии в понимании сущности внутреннего мира человека, в гармоничном его развитии с окружающей природной и общественной средой, в приобретении высоких нравственно-духовных качеств личности. История развития религиозных учений оказали существенное влияние на становление и а.
В этих условиях миссия факультативного курса «Основы религиоведения» состоит в том, он должен дать мировоззренческую основу для самостоятельного выбора учащимися собственных убеждений, ценностей, отношений и т.д.
Цель предлагаемой программы факультатива «Основы религиоведения» — формирование у учащегося общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей и повышения уровня сознательного его участия в создании поликонфессионального общества. Слайд 2.
Задачи:
ознакомить учащихся с историей возникновения основных религий и конфессий и нынешним состоянием их развития;
раскрыть психолого-педагогические и познавательно-мировоззренческие основы религии;
объяснить основные гуманистические положения и принципы традиционных религий;
формировать иммунитет против воздействия деструктивных религиозных культов;
развивать критическое мышление для системного анализа религиозной ситуации с целью профилактики религиозной нетерпимости;
освятить роль Президента государства в установлении межконфессионального мира и согласия на земле. Слайд 3
В программе факультатива предусмотрена преемственность в изучении материала, межпредметная связь с историей, основами обществознания, литературой, искусством и др. Усиление воспитательного потенциала основ религиоведения может быть достигнуто применением необычных уроков и различных форм организации деятельности учащихся: дискуссия-урок, «Диалог культур», урок-размышление, научно-практические конференции, школьные спектакли, защита мини-проектов, уроки типа «ЗОЖ в мире религии», «Фантастика и религия». Слайд 4.
По моему мнению, изучение религиоведения имеет большое значение для интеллектуального, духовного и культурного развития человека. Так, оно дает знание о религии как социокультурном явлении, его сущности и происхождении, знакомит с возникновением и развитием национальных и мировых религий, огромным влиянием последних на все сферы культурной и общественно-политической жизни, значением в истории и в современном мире.
Таким образом, образовательное и воспитательное значение имеет изучение науки о религии, способствующее формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения. В Казахстане в условиях многонационального государства, изучение религиоведения играет благородную роль в воспитании уважения к религиозным и нерелигиозным убеждениям личности, выявляя общечеловеческие ценности в различных религиях.
Это все из опыта преподавания факультативного курса «Основы религиоведения», а как педагог - организатор воспитательного отдела, в помощь кураторам проводились следующие работы:
с разъяснительной целью Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» состоялась встреча членов информационно – агитационной группы ЗКО с первокурсниками нового набора. На встрече участвовали главный специалист Центра изучения проблем религий ЗКО С. Жумагулов и наиб имам мечети г. Уральска Н. Убаев.
Поэтому эта наука и дисциплина позволяет составить целостное представление о такое сложное явление как религия. А синтезированные знания лучше интегрируются и используются в других близких дисциплинах. Можно сказать, что религия помогает изучению других гуманитарных дисциплин.
Подводя итог, нужно напомнить, что религиоведческие знания необходимы современному человеку, но именно знания о религиях. Я считаю, что мы преподаватели должны по средствам религиоведческого курса воспитать в будущих гражданах нашей страны духовность, толерантность.
ГККП «Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий УОАЗК
Мастер - класс на тему: «Вопросы религии
в воспитательной работе»