Мастер – класс «Не для школы, а для жизни мы учимся» или «Формирование умения учиться»
Цель:
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой с целью систематизации знаний об УУД; освоения приёмов, способов, форм работы по формированию и развитию УУД.
Задачи:
продемонстрировать приёмы, способы, формы работы, направленные на формирование и развитие УУД;
составить кластер «Новые результаты», «конструктор» приёмов, способов, форм, позволяющих формировать и развивать УУД (ПРОДОЛЖИТЬ ДАЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Добрый день, уважаемые коллеги!
1. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ/АКТУАЛИЗАЦИЯ
- Разрешите начать мастер-класс с обращения ко всем присутствующим.
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто помнит закон Ома, который мы все изучали в школе на уроках физики.
(Сила тока в электрической цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению) I = U:R
- А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, кто помнит формулу сокращённого умножения? (кроме учителей математики)
- А теперь те, кто не забыл типы простейших химических реакций?
(Реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена)
- Что скажете?
ВЫВОД: Можно с уверенностью сделать вывод, что большая часть предметных знаний, которые мы получали на уроках в школе, к сожалению, оказалась потеряна многими из нас. Почему? (Не нужны в жизни).
А данные умения нужны в жизни?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ: выберите из предложенного списка то, что у вас получается лучше всего. Договоритесь, как Вы распределите 7 карточек между 7 участниками.
КОММУНИКАТИВНЫЕ точно выражать свои мысли, разрешать конфликты (РАЗРЕШЕНИЕ КОФЛИКТОВ)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ устанавливать причинно-следственные связи (ЛОГИЧЕСКИЕ), анализировать, находить и выделять нужную информацию (ОБЩЕУЧЕБНЫЕ)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ умение сопоставлять полученный результат с заданным эталоном (КОНТРОЛЬ), умение преодолевать препятствия (ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ)
- Попробуйте ответить на вопросы: Где Вы этому научились и Как часто Вам приходится пользоваться данными умениями?
-А школа этому учит? Современная школа – должна.
- Кто догадался, каким общим понятием можно объединить все данные умения? (УУД = умение учиться (в широком смысле)
- А что это такое УУД? Какие синонимы можете подобрать (АССОЦИАЦИИ, подведение под понятие)
УУД - умение учиться - способы- надпредметные действия??? – ТО, ЧТО ПРИГОДИТСЯ В ЖИЗНИ!!! (добавляю сама)
Предложите варианты, как может звучать тема мастер- класса
- ТЕМА мастер- класса – смогли определить?
2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБ УУД
Вам потребуется лист бумаги. Вы должны выполнять все мои инструкции Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому старайтесь не смотреть друг на друга. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!
Далее буквально выполняйте команды:
Возьмите лист бумаги.
Сложите его вдвое.
Оторвите верхний правый угол.
Снова сложите бумагу вдвое.
Оторвите верхний правый угол.
Снова сложите бумагу вдвое.
Оторвите верхний правый угол.
Снова сложите бумагу вдвое.
Разверните листок бумаги.
- Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?
- Почему листы надорваны так по-разному?
-- Объясните, почему возможны разные точки зрения по одному и тому же вопросу?
- Каким бы был мир, если бы все видели всё совершенно одинаково? Почему мир интереснее, когда существует много разных точек зрения?
- У каждого свой взгляд….я представляю своё видение по заявленной теме.
РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ (группировка, классификация, анализ с целью выделения признаков, поиск и выделение информации, вычленяем главное, устанавливаем связи …) ФРОНТАЛЬНО
- Мы все такие разные. Что объединяет всех нас? (КОНКУРС, профессия - учим).
А ещё нас объединяет ВРЕМЯ, в котором мы живём, изменения в системе образования…
- Какие, на Ваш взгляд, самые важные изменения происходят в образовании
СТАНДАРТЫ
- Не секрет, что введение новых ФГОСов многие учителя восприняли без энтузиазма: много новых документов, новые образовательные задачи, новая терминология…
УУД Что это такое? Как их развивать?
- Давайте сегодня попытаемся все вместе выбрать из обилия информации самое важное, главное, что позволит нам лучше ориентироваться в новой терминологии.
- Попробуем навести порядок, структурировать материал (КЛАСТЕР)
СЛАЙД
-… федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных к выполнению при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
- Назовите КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО (требования)
Стандартом определены требования к результатам освоения ООП; к структуре ООП; к условиям реализации ООП.
- Назовите требования ФГОС к результатам образования школьников (личностные, предметные, метапредметные) (п.9 СТАНДАРТА, РАЗДАТКА)
Чтобы легче это было сделать – подсказка.
Про предметные – не говорим, так как специфичны для предметов.
- Что такое метапредметные?
можно воспользоваться фрагментом текста СТАНДАРТОВ
- Какие действия выполняли? (умения, способы)
- Вернёмся к тем умениям, которые Вы определили, как сформированные у Вас лично. (КАРТОЧКА). Я предлагаю Вам объединиться в 3 группы. Как Вы думаете, по какому признаку произойдёт это объединение?
- Объединитесь в микрогруппы.
СМАЙЛИКИ подсказка
ЗАДАНИЕ: Возьмите лист с наименованием Вашей группы, приклейте на него свои карточки.
В.Сутеев «Кораблик»
- Для того, чтобы дополнить группы действий, предлагаю поработать с текстами.
ЗАДАНИЕ в ПАРАХ:
1) Прочитайте сказку. Определить, какие УУД сформированы у героев.
(по ходу чтения делайте пометки: К, П, Р)
«V» - уже знал эти сведения;
«+» - новая для вас информация;
«?» - это вы не поняли, возник вопрос;
«-» - думали иначе;
2) Найдите в конверте названия УУД Вашей группы, которые Вы определили, как сформированные у героев сказки. Дополните список УУД (приклейте на Ваш лист).
Дополняем кластер
Ответ:
Умеют взаимодействовать КУУД
Планировать деятельность РУУД
Применять знания в новой ситуации – ПУУД
Распределять роли –КУУД
Лягушонок – принимать точку зрения других. Работать в группе
3) Вернёмся к сказке.
- Какую цель поставили перед собой Цыплёнок, Муравей, Мышонок и Жучок? (ЦЕЛЬ) Почему? (МОТИВ). С чего начали работу? (ПЛАН). Какие выполняли Действия? (ДЕЙСТВИЯ) Какой получили результат? (РЕЗУЛЬТАТ) + КОНТРОЛЬ
СХЕМА??
ВЫВОД: любая деятельность имеет схожую структуру, в том числе и учебная.
Т.е, если на уроках в системе будут создаваться условия для организации учебной деятельности, ребёнок сможет перенести сформированные умения на любую жизненную ситуацию (научится действовать в любой жизненной ситуации).
- Сегодня в ходе мастер-класса использовались следующие приёмы, направленные на формирование «умения учиться»
Что? (УУД) | Как? (Приёмы) |
ПУУД: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений | «Яркое пятно» |
ПУУД: анализ с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие КУУД: умение точно выражать свои мысли | Работа с понятием (синонимы, ассоциации) |
КУУД: умение принимать различные точки зрения | Приём «Снежинка» |
ПУУД: анализ, синтез | «Мозговой штурм» |
ПУУД: выбор оснований и критериев для классификации объектов | Классификация |
ПУУД: анализ, синтез, моделирование, классификация, моделирование | Кластер |
ПУУД: анализ, поиск и выделение информации РУУД: способность к волевому усилию | «Чтение с пометками» |
ПУУД: поиск и выделение информации | Работа с источниками информации |
РУУД: оценка | Рефлексивные приёмы |
-Можно ли их использовать при работе с детьми?
- Мы все такие разные.
У каждого свой взгляд….я представила своё видение по заявленной теме. Насколько это получилось?
Каждый из нас умеет делать что-то лучше других, а также имеет право на ошибку. Важно, уметь правильно оценить свой результат, что позволит наметить новые цели, перейти на новый виток своего развития.
Главное верить в собственные силы!
7