Мастер-класс
преподавателя математики
в рамках конкурса «Педагог года 2016»
Тема мастер-класса, предлагаемая жюри:
«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»
Уильям Артур Уорд
В настоящее время современный преподаватель должен освоить концепции и технологии, которые обеспечивают достижение новых результатов образования. Необходимого эффекта можно достигнуть на базе деятельностного подхода.
Деятельностный подход – способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Основой концепции деятельностного подхода к обучению является положение: «Усвоение содержания обучения и развитие ребенка происходит в процессе его собственной деятельности».
При входе в аудиторию вам были розданы шарики, обратите внимание на них. На каждом шарике нарисованы фигуры. Вам необходимо разделиться на 4 группы (квадраты соответственно с квадратами, круги с кругами, и т.д.). // Разделить участников на группы можно не только с помощью шариков, как вариант используют так же карточки //
В каждой группе должно получиться по 3 человека. Пожалуйста, присаживайтесь за те столы, где изображены ваши фигуры. //Заранее на столах прикреплены фигуры для каждой из групп. Пока все занимают свои места, раздаются шаблоны и карточки //
Сегодня на занятии Вам понадобятся ваши математические знания.
СЛАЙД 1. А теперь, давайте с Вами посмотрим на слайд. Подумайте и скажите что тут изображено? // Как одним словом можно назвать все эти картинки?// /фигуры/
СЛАЙД 2. Все верно. Из этих фигур можно получить… Из квадрата – куб, а так же квадратную пирамиду, форму которой может иметь детская пирамидка; из прямоугольника – прямоугольный параллелепипед, напоминающий коробок спичек; из правильного треугольника (т.е. когда все стороны равны) – получается правильная треугольная пирамида, или другими словами тетраэдр.
СЛАЙД 3. Если объединить прямоугольник с кругом, то можно получить – цилиндр; из круга и прямоугольного треугольника – конус.
Подумайте и скажите, где в жизни можно встретить цилиндр или конус?
Все получившиеся параллелепипеды, пирамиды, конусы и т. д. можно объединить одним понятием «Объемные тела».
СЛАЙД 4. Но их классифицируют на многогранники и тела вращения.
Далее, давайте подумаем… Если аквариум залить до верху водой, то при вычислении количества необходимой воды, что мы найдем ??? /объем/
У нас с Вами есть 2 понятия «объемные тела (т.е. многогранники и тела вращения)» и объем. Как их можно связать в одну тему?? //Напр.: «Объемы тел»//
СЛАЙД 5. У каждой группы имеются по паре ножниц, клей, линейка, калькулятор и шаблоны (листы с пометкой №1) [Приложение 1], а так же листы с №2 (формулы для вычисления объема каждого из тел) [Приложение 2].
Сейчас Вам необходимо сделать следующее. Надо проявить творчество, умение работать в группах, распределять роли по действиям (кто-то вырезает тела из шаблонов, другой склеивает их, а третий вычисляет объемы). У некоторых попались шаблоны с уже данной высотой, остальным надо ее вычислить. После чего необходимо представить полученный результат (т.е. проговорить какое тело получилось и чему равен объем). Вы можете задавать вопросы, а так же обращаться за помощью к преподавателю. Время работы 15 минут. //представление выполненного задания//
Пододвиньте каждый к себе листы с №3 [Приложение 3]. Вам предложены вопросы, пожалуйста, ответьте на них и самостоятельно оцените свою работу. //рефлексия//
На сегодняшнем занятии были использованы ваши математические знания при общематематическом приеме учебной деятельности, а именно: работа с таблицей //таблица с формулами//; приемы, характерные для математического мышления; приемы поиска способов решения.
Результаты показывают, что реализация деятельностного подхода в обучении математике способствует формированию и развитию у студентов умения учиться как творчески, так и самостоятельно. Деятельностный подход – реальность современного образования.
//Итог// Сегодня мы прошли все этапы развития, путем действия. Вместе с Вами мы излагали, объясняли, показывали и вдохновляли друг друга на результат творческого познания небольшого кусочка «математического мира».
Приложение 1
Треугольная пирамида (тетраэдр) |  |
Цилиндр |  |  |
Квадратная пирамида |  |
Прямоугольный параллелепипед |  |
Куб |   |
Конус | |
Приложение 2
Правильная пирамида (тетраэдр) (a – сторона основания треугольника; Н – высота пирамиды) |
Прямоугольный параллелепипед (a, b, с – высота, длина и ширина) |
Квадратная пирамида (a – сторона квадрата в основании; Н – высота пирамиды) |
Цилиндр (π=3,14; R – радиус круга в основании; Н – высота цилиндра) |
Конус (π=3,14; R – радиус круга в основании; Н – высота конуса) |
Куб (a – все стороны куба) |
Приложение 3
Рефлексия.
1) Какие возникли затруднения? | |
2) Что понравилось? | |
3) Что не совсем? | |
4) Пожелания. | |
5) Самооценивание за занятие* | |
* самооценивание (примерные критерии):
«5»: все было выполнено, верно;
«4»: было небольшие недочеты;
«3»: частичное не выполнение задания;
«2»: полное не выполнение требований и заданий.