Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Обучение критическому мышлению на уроках математики"»
| НЕПОДОБА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА учитель математики и информатики, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Декабристов» г.Ялуторовск, Тюменская область |
Тема мастер-класса: | Обучение критическому мышлению на уроках математики |
Общие цели: | Раскрыть возможности развития критического мышления у учащихся при обучении математике посредством упражнений и заданий, предполагающих работу с текстом. |
Ожидаемые результаты: | участники мастер-класса узнают о приемах, развивающих критическое мышление у учащихся на уроках математики, способах деления на группы |
Ключевые идеи: | Развитие критического мышления, развитие у учащихся навыков самостоятельной деятельности, развитие информационной компетентности. |
Время | Деятельность мастера | Деятельность слушателей |
2 мин. Организационный момент Цель: создать рабочий настрой, разделить участников мастер-класса на группы | Приветствую участников мастер-класса. Рассказываю о своей педагогической деятельности и достижениях. Слайд 1. Предлагаю вам игру «Загадки», чтобы разделиться на группы. (прием для создания рабочего настроя, деления на группы. Критическое мышление развивается через постановку вопросов). Загадываю некоторого известного математика. Ресурсы: карточки с фамилиями известных математиков. | Слушатели принимают участие в игре «Загадки», задают мастеру вопросы, предполагающие однозначный ответ «да» или «нет» |
2 мин. Вводный Цель: сформулировать тематическую направленность мастер-класса | Рассказ мастера о трудностях, связанных с неразвитой информационной компетентностью у учащихся, что влияет на неумение самостоятельно работать с информацией, как следствие – слабо развитое критическое мышление у учеников. В процессе обсуждения сформулировать тему мастер-класса, цель и ключевые идеи. Слайд 2. | Наблюдение – интерпретация – заключение. |
3 мин. Теоретическое обоснование Цель: сформировать общее представление ТРКМ | Обоснование выбора темы мастер-класса. Рассказываю о технологии развития критического мышления, привожу различные определения критического мышления, делаю акцент на связи критического мышления с обладанием развитой информационной компетентностью. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Раздаю памятки по работе с текстом, напоминаю этапы урока, построенного на развитии КМ. Слайд 3. | Участники мастер- класса слушают и задают вопросы. Знакомятся с памятками по работе с текстом, вспоминают стадии урока, построенного по технологии РКМ |
5 мин. Обучение критическому мышлению через задания и упражнения Цель: акцентировать внимание слушателей на возможностях развития КМ через работу с текстом, выполнение различных упражнений | Показываю и рассказываю о заданиях, используемых мною на уроках математики, способствующих развитию критического мышления. Ресурсы: раздаточный материал с примерами заданий. Слайд 4-10 | Участники мастер- класса слушают и задают вопросы. |
10 мин. Практическая работа в группах с последующим выводом. Цель: сфокусировать внимание слушателей на способах обучения критическому мышлению | Предлагаю группам задания для выполнения. Ресурсы: раздаточный материал с историей возникновения окружности, задания для групп. Подвожу итог работы: Через предложенные задания я хотела показать: как одну и ту же тему можно изучить с разных сторон, какие задания можно предложить учащимся. Вы смогли убедиться в степени сложности заданий, тем самым, я хотела показать, что развивать критическое мышление можно у учащихся различного уровня знаний. | Слушатели выполняют предложенные задания, делают вывод о проделанной работе. |
4 мин. Знакомство со способами проведения рефлексии Цель: обмен опытом | Привожу примеры способов проведения рефлексии в конце урока. Предлагаю слушателям поделиться своими наработками по организации и проведении рефлексии в конце урока. Ресурсы: Слайд 11 | Слушают, делятся своими интересными наработками. |
3 мин. Рефлексия Банк отзывов и рекомендаций Цель: оценить значимость идей мастер-класса и приобрести новые приемы и методы работы | Предлагаю провести рефлексию проведенного мероприятия. Рефлексия собственной деятельности; Рекомендации по улучшению проведения мастер-класса; Описать наиболее интересные моменты проведенного мастер-класса | Участники мастер-класса проводят рефлексию собственной деятельности и наполняют «Банк отзывов и рекомендаций» |
1 мин. Завершение мастер-класса | Благодарю участников мастер-класса за активное участие, предложенные рекомендации. Слайд 12 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Памятка для учителя по формам работы с текстом учебника
Найди место в учебнике, где описывается объект.
Упражнение «Редактор» или перевод «с русского на русский». Читаем выделенные на уроке сложные предложения текста и переписываем их другими словами.
Уточни предложение, упрости его так, чтобы смысл не потерялся.
Поставить вопросы к выделенному абзацу (такому, в котором много недоговорённостей).
Составь тезисы по тексту параграфа.
Выдели в тексте ключевые слова. По опорным словам расскажи информацию.
Конкурс на шпаргалку для устного ответа.
Заполнить «слепой» текст с терминами из изучаемой темы (с поддержкой).
Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: Почему?.. Зачем?.. Как можно объяснить?..
Зашифровать понятия в символы, систему или последовательность символов.
Составить разные предложения с одним и тем же понятием.
Заполнить таблицу на основе текста учебника.
Составление по тексту плана изложение материала.
Составить интеллектуальную карту темы, научить соседа по парте отвечать по этой карте.
Заполнить пропуски в предложениях с заданием на определение причинно-следственных связей (Квадрат является ромбом, так как ___________________________________)
Составьте примеры, аналогичные приведенным в тексте.
Стадия | Функции |
Вызов | Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Осмысление содержания | Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). |
Рефлексия | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). |
Приём “Верю — не верю”.
Утверждение | “+” верю, “-” не верю |
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом | |
Угол – это геометрическая фигура. | |
Угол состоит из двух пресекающихся прямых | |
Бывают углы остроумные и тупые | |
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки | |
Равные углы – это те, у которых равны стороны | |
Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны. | |
Бывает угол прямой | |
Угол может быть тощим | |
Острый угол – это угол, который меньше прямого | |
Вопрос | “+” верю, “-” не верю |
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? | |
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? | |
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? | |
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? | |
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь? | |
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо? | |
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”? | |
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”? | |
Вопрос | “+” верю, “-” не верю |
1.Верите ли вы, что стереометрия – это раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? | |
2. Верите ли вы, что простейшими фигурами в пространстве являются точка и прямая? | |
3. Верите ли вы, что плоскость изображают в виде параллелограмма? | |
4. Верите ли вы, что в пространстве нет параллельных прямых? | |
5. Верите ли вы, что две плоскости называются параллельными, если они имеют только одну общую точку? | |
Прочитав текст, составьте вопросы, которые будут начинаться с указанного слова:
На заре развития человеческого общества люди при счёте в основном использовали пальцы рук. На пальцах одной руки они научились считать до 5, на пальцах двух рук – до 10. Из десяти раз посчитанного десятка появилась сотня. Таким образом в развитии человеческого общества возникла десятичная система счисления. Эту систему счисления называют позиционной, так как значение каждой цифры зависит от места её расположения. Римский математик Боэций, живший в V-VI вв., первым назвал используемые при счете числа «натуральными». Долгое время развитие десятичной системы счисления тормозило отсутствие цифры нуль. И только в IX веке, когда в Индии ввели цифру нуль, десятичная система счисления стала совершенной.
Что? | Кто? | Где? | Когда? | Почему? | Зачем? |
| | | | | |
Заполни таблицу, изучив материал:
Прогрессии | Арифметическая  | Геометрическая  |
Определение | | |
Формула n первых членов | | |
Сумма n первых членов прогрессии |
| |
Постоянное число |
| |
Свойства |
| |
Используя ключевые слова, сформулируйте определения и понятия:
№ | рисунок | Определяемое понятие | Используемые ключевые понятия |
1 | | Окружность | Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. |
2 | | радиус | Точки окружности, центр окружности, отрезок. |
3 | | Хорда | Отрезок, точки окружности. |
4 | | Диаметр | Хорда окружности, центр окружности. |
Используя опорные слова, расскажите материал по теме:
Координатная прямая
Луч, начало отсчёта, направление, координата точки, единичный отрезок
Обыкновенная дробь
Правильная, неправильная, сократить, выделить целую часть, вычислять
Числитель- сколько, знаменатель – каких, деление
Составление тезисов:
- возведение в степень – это пятое математическое действие;
- степенью называют произведение нескольких одинаковых сомножителей;
- основанием степени называют число, которое возводится в степень;
- показателем степени называют число, которое указывает, сколько раз нужно перемножить основание само на себя;
- степень числа а с нулевым показателем равна числу а;
- вторая степень числа называется квадратом числа;
- третья степень числа называется кубом числа.
Правила для написания синквейна:
Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.
Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.
Четвертая строка – фраза из четырех строк, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.
В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта