СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Обучение критическому мышлению на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит методы и приемы работы с текстовой информацией, способствующие развитию критического мышления, методы деления на группы.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Обучение критическому мышлению на уроках математики"»


НЕПОДОБА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

учитель математики и информатики, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Декабристов»

г.Ялуторовск, Тюменская область


Тема мастер-класса:

Обучение критическому мышлению на уроках математики

Общие цели:

Раскрыть возможности развития критического мышления у учащихся при обучении математике посредством упражнений и заданий, предполагающих работу с текстом.

Ожидаемые результаты:

участники мастер-класса узнают о приемах, развивающих критическое мышление у учащихся на уроках математики, способах деления на группы

Ключевые идеи:

Развитие критического мышления, развитие у учащихся навыков самостоятельной деятельности, развитие информационной компетентности.

Время


Деятельность мастера

Деятельность

слушателей

2 мин.

Организационный

момент

Цель: создать рабочий

настрой, разделить участников мастер-класса на группы

Приветствую участников мастер-класса. Рассказываю о своей педагогической деятельности и достижениях. Слайд 1.

Предлагаю вам игру «Загадки», чтобы разделиться на группы. (прием для создания рабочего настроя, деления на группы. Критическое мышление развивается через постановку вопросов).

Загадываю некоторого известного математика.

Ресурсы: карточки с фамилиями известных математиков.

Слушатели принимают участие в игре «Загадки», задают мастеру вопросы, предполагающие однозначный ответ «да» или «нет»


2 мин.

Вводный

Цель: сформулировать тематическую направленность мастер-класса

Рассказ мастера о трудностях, связанных с неразвитой информационной компетентностью у учащихся, что влияет на неумение самостоятельно работать с информацией, как следствие – слабо развитое критическое мышление у учеников. В процессе обсуждения сформулировать тему мастер-класса, цель и ключевые идеи.

Слайд 2.

Наблюдение – интерпретация – заключение.

3 мин.

Теоретическое обоснование

Цель: сформировать общее представление ТРКМ

Обоснование выбора темы мастер-класса.

Рассказываю о технологии развития критического мышления, привожу различные определения критического мышления, делаю акцент на связи критического мышления с обладанием развитой информационной компетентностью.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 

Раздаю памятки по работе с текстом, напоминаю этапы урока, построенного на развитии КМ.

Слайд 3.

Участники мастер-

класса слушают и

задают вопросы. Знакомятся с памятками по работе с текстом, вспоминают стадии урока, построенного по технологии РКМ




5 мин.

Обучение критическому мышлению через задания и упражнения

Цель: акцентировать внимание слушателей на возможностях развития КМ через работу с текстом, выполнение различных упражнений

Показываю и рассказываю о заданиях, используемых мною на уроках математики, способствующих развитию критического мышления.

Ресурсы: раздаточный материал с примерами заданий.

Слайд 4-10

Участники мастер-

класса слушают и

задают вопросы.


10 мин.

Практическая работа в группах с последующим выводом.

Цель: сфокусировать внимание слушателей на способах обучения критическому мышлению

Предлагаю группам задания для выполнения. Ресурсы: раздаточный материал с историей возникновения окружности, задания для групп.


Подвожу итог работы: Через предложенные задания я хотела показать: как одну и ту же тему можно изучить с разных сторон, какие задания можно предложить учащимся. Вы смогли убедиться в степени сложности заданий, тем самым, я хотела показать, что развивать критическое мышление можно у учащихся различного уровня знаний.

Слушатели выполняют предложенные задания, делают вывод о проделанной работе.

4 мин.

Знакомство со способами проведения рефлексии

Цель: обмен опытом

Привожу примеры способов проведения рефлексии в конце урока. Предлагаю слушателям поделиться своими наработками по организации и проведении рефлексии в конце урока.

Ресурсы: Слайд 11



Слушают, делятся своими интересными наработками.

3 мин.

Рефлексия

Банк отзывов и рекомендаций

Цель: оценить значимость идей мастер-класса и приобрести новые приемы и методы работы

Предлагаю провести рефлексию проведенного мероприятия.

  1. Рефлексия собственной деятельности;

  2. Рекомендации по улучшению проведения мастер-класса;

  3. Описать наиболее интересные моменты проведенного мастер-класса


Участники

мастер-класса проводят рефлексию собственной деятельности и

наполняют «Банк отзывов и рекомендаций»

1 мин.

Завершение

мастер-класса


Благодарю участников мастер-класса за активное участие, предложенные рекомендации.

Слайд 12




ПРИЛОЖЕНИЯ

Памятка для учителя по формам работы с текстом учебника

  1. Найди место в учебнике, где описывается объект.

  2. Упражнение  «Редактор» или перевод «с русского на русский». Читаем выделенные на уроке сложные предложения текста и переписываем их другими словами.

  3. Уточни предложение, упрости его так, чтобы смысл не потерялся.

  4.  Поставить  вопросы к выделенному абзацу (такому, в котором много недоговорённостей).

  5. Составь тезисы по тексту параграфа.

  6. Выдели в тексте ключевые слова. По опорным словам расскажи информацию.

  7. Конкурс на шпаргалку для устного ответа.

  8. Заполнить  «слепой»  текст  с  терминами из изучаемой темы (с поддержкой).

  9. Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: Почему?.. Зачем?.. Как можно объяснить?..

  10. Зашифровать   понятия в символы, систему или последовательность символов.

  11. Составить разные предложения с одним и тем же понятием.

  12. Заполнить таблицу на основе текста учебника.

  13. Составление по тексту плана изложение материала.

  14. Составить интеллектуальную карту темы, научить соседа по парте отвечать по этой карте.

  15. Заполнить пропуски в предложениях с заданием на определение причинно-следственных связей (Квадрат является ромбом, так как ___________________________________)

  16. Составьте примеры, аналогичные приведенным в тексте.











Стадия

Функции

Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление
содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме).

  • Систематизационная (классификация полученной информации).

  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

  • Информационная (приобретение нового знания).

  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Приём “Верю — не верю”.

Утверждение

“+” верю,

“-” не верю

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом


Угол – это геометрическая фигура.


Угол состоит из двух пресекающихся прямых


Бывают углы остроумные и тупые


Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки


Равные углы – это те, у которых равны стороны


Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.


Бывает угол прямой


Угол может быть тощим


Острый угол – это угол, который меньше прямого




Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

 

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

 

5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?

 

6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?

 

7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?

 

8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?

 



Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

1.Верите ли вы, что стереометрия – это раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве?


2. Верите ли вы, что простейшими фигурами в пространстве являются точка и прямая?


3. Верите ли вы, что плоскость изображают в виде параллелограмма?


4. Верите ли вы, что в пространстве нет параллельных прямых?


5. Верите ли вы, что две плоскости называются параллельными, если они имеют только одну общую точку?




Прочитав текст, составьте вопросы, которые будут начинаться с указанного слова:

На заре развития человеческого общества люди при счёте в основном использовали пальцы рук. На пальцах одной руки они научились считать до 5, на пальцах двух рук – до 10. Из десяти раз посчитанного десятка появилась сотня. Таким образом в развитии человеческого общества возникла десятичная система счисления. Эту систему счисления называют позиционной, так как значение каждой цифры зависит от места её расположения. Римский математик Боэций, живший в V-VI вв., первым назвал используемые при счете числа «натуральными». Долгое время развитие десятичной системы счисления тормозило отсутствие цифры нуль. И только в IX веке, когда в Индии ввели цифру нуль, десятичная система счисления стала совершенной.

Что?

Кто?

Где?

Когда?

Почему?

Зачем?

 

 

 

 

 

 









Заполни таблицу, изучив материал:

Прогрессии

Арифметическая

Геометрическая

Определение



Формула n первых членов



Сумма n первых членов прогрессии





Постоянное число





Свойства





Используя ключевые слова, сформулируйте определения и понятия:

рисунок

Определяемое понятие

Используемые ключевые понятия

1


Окружность

Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.

2


радиус

Точки окружности, центр окружности, отрезок.

3


Хорда

Отрезок, точки окружности.

4


Диаметр

Хорда окружности, центр окружности.



Используя опорные слова, расскажите материал по теме:

Координатная прямая

Луч, начало отсчёта, направление, координата точки, единичный отрезок

Обыкновенная дробь

Правильная, неправильная, сократить, выделить целую часть, вычислять

Числитель- сколько, знаменатель – каких, деление

Составление тезисов:

- возведение в степень – это пятое математическое действие;

- степенью называют произведение нескольких одинаковых сомножителей;

- основанием степени называют число, которое возводится в степень;

- показателем степени называют число, которое указывает, сколько раз нужно перемножить основание само на себя;

- степень числа а с нулевым показателем равна числу а;

- вторая степень числа называется квадратом числа;

- третья степень числа называется кубом числа.

Правила для написания синквейна:

Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.

Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.

Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.

Четвертая строка – фраза из четырех строк, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта