Мастер – класс
Организация подготовки учащихся к предметным олимпиадам.
Цель:
Обеспечение мотивационной готовности педагогов к совершенствованию профессиональной компетентности.
Задачи:
1.Представить опыт работы по подготовке учащихся к предметным олимпиадам.
2. Смоделировать практические навыки моделирования занятий по подготовке учащихся к предметным олимпиадам.
Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое ) занятие.
В настоящее время олимпиадное движение стремительно развивается. Начиная с сентября школьники последовательно участвуют в школьном, затем муниципальном и региональных этапах олимпиад. Значение предметных олимпиад возросло в связи с введением ЕГЭ и новых правил поступления в ВУЗы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это, в свою очередь, повышает статус всего олимпиадного движения.
В отличие от проводимых нами контрольных, зачётных, самостоятельных работ олимпиады охватывают более широкий круг знаний, требуют от учащихся работы на высоком интеллектуальном уровне, предполагают применения знаний в нестандартной ситуации, владения в совершенстве навыками анализа, синтеза, логически выстроенной системой знаний по предмету. Успешное участие в олимпиадах намного сложнее, чем подготовка к ЕГЭ, поскольку это кропотливая работа исключительно на профильном предметном уровне. Следовательно, просто знаний, данных на уроке ученику в соответствии со стандартами образования, явно недостаточно.
Особого эффекта не принесут и единичные консультации перед олимпиадами, поскольку дети в этот период крайне перегружены. Поэтому потребовалось создание своей методики подготовки к предметным олимпиадам. Процесс подготовки включает следующие этапы:
1.Определение контингента учащихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета.
Делать это нужно как можно раньше, лучше с 5-6 класса. Ученику ваш предмет должен быть интересен, иначе вся работа будет бесполезной. Это могут быть не самые сильные ученики, но интересующиеся определённой областью знаний.
2.Создание для учащихся развивающей среды, которая включает их работу на элективных курсах, курсах по выбору, кружках, курсах дистанционного обучения, индивидуальных и групповых консультаций, использование ЭОР
3.Систематическая работа с банком олимпиадных заданий.
Задания собираются в течение многих лет, классифицируются по уровню сложности. Важно не только решать олимпиадный материал, но и анализировать все данные детям работы. Каждая ошибка должна быть понятна ребёнку и не должна повториться в будущем.
4.Активная работа по опережающему обучению.
Поскольку в олимпиадах много заданий высокого уровня сложности, которые невозможно разбирать на уроках, вовлекаю детей в систему внеурочных занятий, где применяю метод работы в разновозрастных группах (9,10,11 классы; 7-8 классы).
5. Развитие навыков активной самостоятельной работы учащихся с пособиями, научной литературой, сайтами для подготовки к олимпиадам. В этом случае учитель выступает как тьютор, определяя для учащихся наиболее эффективные пути подготовки. Это очень сложный этап, так как без дополнительных знаний участие в олимпиадах не имеет смысла, а самостоятельная подготовка к ним требует от учащихся организованности, самодисциплины и сильной мотивации.
6. Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся, определение траектории его движения к знаниям, подбор нужной сложности заданий, определяющих его активное развитие.
7. Принцип «активность знаний».
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
8.Использование полученных знаний в жизни, практико-ориентированный подход.
Дети активно запоминают полученные знания, если находят им применение в своей жизни. Для этого максимально используется их жизненный опыт, а так же лабораторные экспонаты, муляжи, коллекции, гербарии и другие средства наглядности.
9. Подготовка к олимпиадам должна учитывать личностные интересы учащихся, их требования при подготовке в определённое учебное заведение, развитие интереса к будущей профессии.
10.Использование принципа «От простого к сложному».
Задача учителя сделать для ученика понятным даже самый сложный материал, а для этого развивать у учащихся способности структурировать, обобщать материал в виде опорных схем, рисунков, иллюстраций.
Комплексное сочетание перечисленных методов обеспечивает кумулятивный эффект: мотивирует ученика к активной подготовке к олимпиаде, обеспечивает вариативное повторение и углубление учебного материала, формирует большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих, помогает организовывать самостоятельную деятельность одаренных школьников.