ГБОУ «Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер-класс по чтению
«Приемы работы по формированию беглости чтения»
Мойкина Гульнара Вагизовна,
учитель начальных классов,
I квал.категория
2016-2017 учебный год
Мастер-класс по чтению
«Приемы работы по формированию беглости чтения».
- Здравствуйте, я учитель начальных классов, Гульнара Вагизовна!
- Я вам сегодня хотела бы показать приемы работы над формированием навыка беглого чтения, так как подготовка к овладению этим навыком начинается с четвертого года обучения, когда учащиеся в основном уже усвоят чтение целыми словами. У них уже увеличилось поле зрения, есть достаточный запас представлений, помогающий быстрее осмысливать содержание доступных им текстов.
Упражнения
«Буксир»
- Здравствуйте ребята! Мы с вами познакомились с рассказом Николая Носова «Заплатка». Сейчас я буду читать текст, вы тоже читаете этот текст в полголоса, стараясь успеть за мной. Сложность заключается в том, что я в любой момент могу остановиться, вы тоже должны остановиться.
(Учитель читает).
- На каком слове я остановилась? (Андрей)
(Учитель продолжает читать).
- Прочитайте следующее слово. (Даниил)
(Учитель продолжает читать).
- Дочитайте предложение до конца. (Александр)
- Молодцы, ребята!
Упражнение развивает скорость и гибкость (умение менять скорость в зависимости от содержания).
«Кто быстрее»
- На доске написано предложение «Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.». Прочитайте его глазками. Данил прочитай предложение вслух.
- У вас на партах карточки с фрагментами текста. Мальчикам нужно найти в тексте данное предложение и подчеркнуть его. Начали!
- Девочки (Гузель и Арина), прочитайте слова, записанные на доске.
Ответ детей: «гладко и так крепко».
- Надо найти эти слова в предложении и подчеркнуть. Начали!
- Полина в слове «пришита» ищет букву «и» и подчеркивает ее. Какую букву ты будешь искать? Найди и зачеркни!
- Кто нашел предложение, поднимите руку.
- Максим, какое по счету это предложение в тексте? (5)
- Арина и Гузель, какие слова вы нашли? (гладко и так крепко)
- Полина, сколько букв «и» в слове «пришита» ты подчеркнула? (2)
- Молодцы! Уберите карточки на край стола!
Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, развитию смысловой догадки.
«Угадай»
- Возьмите карточки №2! Достаньте их! В отрывке из текста пропущены несколько слов. Нужно прочитать текст и вставить пропущенные слова карандашом. Начали!
- Поднимите руку, кто вставил пропущенные слова.
- Руслан Баландин прочитай получившийся текст.
- У всех так получилось?
- Проверьте!
(Учитель на доску вывешивает пропущенные слова)
- Молодцы!
Это упражнение способствует развитию смысловой догадки, что способствует ускорению скорости чтения и углублению восприятия его содержания.
Мы вам сегодня показали приемы работы над формированием навыка беглого чтения.
В данном видео фрагменте представленные упражнения используются на этапе закрепления.
Упражнение «Буксир» развивает скорость и гибкость (умение менять скорость в зависимости от содержания).
Упражнение «Кто быстрее» помогает в работе по расширению фиксационного поля, развитию смысловой догадки. В данном упражнении была использована дифференцированная инструкция: фронтальная – когда мальчикам нужно было найти в фрагментах текста данное предложение; групповая – девочкам нужно было найти в предложении данные слова; индивидуальная – когда 1 девочке нужно было найти в данном слове все буквы «и» и подчеркнуть их.
Упражнение «Угадай» развивает смысловую догадку, что способствует ускорению скорости чтения и углублению восприятия его содержания.
Прежде всего, для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении. Важно организовать работу таким образом, чтобы текст, предлагаемый для урока, читался всеми, чтобы к нему возвращались неоднократно, чтобы у школьника не пропадал к нему интерес на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Используются различные виды чтения.
Главная задача уроков чтения – выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения.
На протяжении 3-х лет обучения (2, 3, 4 классы) каждым учителем начальных классов ведется «Диагностика сформированности навыков чтения».
В качестве критериев по проверке сформированности навыков чтения рассматриваются: способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения, осознанность чтения.
Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе. Например, Способ чтения:
целыми словами с переходом на предложение (5б. – 100%);
целыми словами (4б. – 80%);
слогами, словами (3б. – 60%);
слоговое чтение (2б. – 40%);
буквенное чтение (1б. – 20%).
Более подробно представлено на слайде (пауза).
По сумме баллов определяется уровень сформированности навыков чтения у каждого ребенка.
IV уровень
Учащиеся с несформированностью всех характеристик чтения /0%-25%/
III уровень
Учащиеся с недоразвитием нескольких характеристик чтения /25%-50%/
II уровень
Учащиеся с недоразвитием 1 – 2 характеристик чтения /50%-75%/
I уровень
Учащиеся со сформированным навыком чтения /75%-100%/