Амирова Елена Фадисовна,
учитель начальных классов
Мастер-класс на тему: «Литературное чтение в рамках реализации требований ФГОС НОО».
Тема Рассказ «Птицы под снегом». По М.М.Пришвину.
Цель: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала учителей начальных классов на уроках литературного чтения.
Задачи:
наметить основные этапы в работе по формированию умений и навыков смыслового чтения;
показать возможные виды работ, направленные на формирование у обучающихся умений и навыков работы с текстом для осмысления, прочитанного;
передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм работы с текстом для осмысления, прочитанного обучающимися;
повышение профессионального мастерства и квалификации учителей начальных классов;
Оборудование: таблички, иллюстрации к рассказу, конструктивные картинки, ноутбук, проектор, презентация мастер – класса.
Перед современным учителем, работающим с неслышащими и слабослышащими обучающимися с одной стороны стоит задача интеграции себя и учащихся в новые условия образования, формирования базовых знаний, необходимых для этой интеграции и социализации в современном обществе, формирования универсальных учебных действий (УУД), готовящих неслышащих и слабослышащих учащимся к саморазвитию, но с другой стороны учитель не должен забывать освоей специфике, методике, приёмам работы с детьми с нарушениями слуха.
Литературное чтение является особым, значимым предметом для дальнейшего развития неслышащих и слабослышащих обучающихся и для их успешного обучения по другим предметам.
В рамках реализации требований ФГОС НОО, литературное чтение должно помочь младшим неслышащим и слабослышащим школьникам учиться полноценно, воспринимать художественный текст, эмоционально отзываться о прочитанном, высказывать свою точку зрения, овладевать техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, элементарными приёмами анализа текста, передавать содержание прочитанного в виде пересказа, ориентироваться в нравственном содержании текста. Вся эта работа направлена на главное – осмысление и понимание неслышащими и слабослышащими обучающимися прочитанного произведения.
Цель мастер-класса показать возможные виды работ, направленные на формирование у детей умений и навыков работы с текстом для осмысления прочитанного.
Работа над осмыслением читаемого произведения можно разделить на три этапа.
1 этап - подготовительный. Данный этап соответствует первичному целостному эмоциональному восприятию текста. Основой этого этапа является формирование интереса к читаемому произведению и введению в речь детей с нарушениями слуха новых слов, фраз, связных высказываний репродуктивного характера с целью оформления мыслей, чувств, вызванных чтением художественного текста. На первичном этапе обучения необходимо использовать разнообразные методы и приёмы работы, направленные на формирование у детей интереса к читаемому произведению: экскурсии на природу, рассказ о жизни и творчестве писателя, рассматривание иллюстрированного материала, беседу по личным впечатлениям.Я опущу начальный этап этой работы и перейду конкретно к изучению произведению.
Учитывая преобладание наглядно-образного мышления у школьников с нарушениями слуха, на первом этапе с текстом используются методы и приёмы, помогающие детям представить ситуацию, меняющиеся картины, описания, поступки действующих лиц. К таким методам следует отнести:
-драматизацию отдельных фраз и эпизодов;
- работу по конструктивной картине;
-детское иллюстрирование;
-беседа воспроизводящего характера;
-составление картинного, а потом словесного плана.
Создание проблемной ситуации.
Предвосхищая чтение произведения, учитель задает проблемный вопрос:
-Как называется рассказ?
(учащиеся отвечают).
-Как вы считаете, о чем этот рассказ?
Дети дают ответы:
- О зиме, о птицах под снегом, о лесе и т.д.
-А почему птицы под снегом?
Школьники могут не ответить на этот вопрос, и мы переходим непосредственно к чтению произведения. В младших классах, где читаются рассказы небольшого объёма, рекомендуется первоначальное выразительное чтение педагога, в старших классах педагог может прочитать наиболее важный эпизод произведения. После чтения учитель выясняет, что поняли дети, но как обычно бывает, мало кто из ребят может ответить даже на традиционные вопросы. Учитель предлагает самостоятельно прочитать текст, но и здесь в силу ограниченности речевого развития неслышащих и слабослышащих школьников, её аграмматичности, искажений слогов, целых слов, пропусков, перестановоку учащихся наблюдаются непонимание и трудности в осмыслении. Для того, чтобы снять эти трудности, проводится чтение «цепочкой».
Чтение рассказа по «цепочке».
Этот вид чтения преследует цель не только выделить новые слова и разъяснить их смысл, но и тренирует учащихся в правильном и беглом чтении, в произнесении новых и труднопроизносимых слов и фраз, эта работа продолжится и в дальнейшем.
-Ребята, откройте содержание и найдите рассказ «Птицы под снегом» (учащиеся выполняют задание и отчитываются).
-Будем читать «цепочкой», мне поможет «маленький учитель»
Словарная работа.
Исходя из задач словарной работы, объяснению подлежат прежде всего слова и словосочетания, несущие на себе смысловую нагрузку.
Эти слова и словосочетания выписываются учителем на доске или на табличках.
В процессе чтения учащимися текста по «цепочке» учитель или подготовленный ученик объясняют выделенный словарь, для этого применяются разные приемы:
прием наглядности;
(учитель или ученик показывают картинки и изображением птиц, учащиеся называют их в процессе чтения)
прием словотолкования;
К слову спасение подбираем синонимы: спасает,помогает, помощь.
понимание слова в контексте;
…день красный, хороший мороз.
драматизация действия (выполнения действия);
Она используется для уяснения содержания отдельных слов, особенно глагольной лексики, фраз или эпизодов.
С помощью драматизации действия объясняются слова:
бросились вниз, выстрелил, напуганы ястребом и т.д.
демонстрация действия по конструктивной картинке и макету;
Данный метод близок к драматизации, так как помогает детям представить ситуацию и проследить действия персонажей.
Работа по конструктивной картинке.
(учащиеся выполняют действия с фигурками героев и называют их).
Работа с конструктивной картинкой тем и хороша, что она направлена на выработку умения анализировать текст, формированию воображения у школьников и формированию их самостоятельности. На данном этапе этот вид работы ведет к закреплению и активизации словаря обучающихся по теме.
Беседа воспроизводящего характера, выборочное чтение.
(при работе над содержанием используется фронтальная работа)
-О каких птицах вы узнали из рассказа?
- Мы узнали о лесных зимующих птицах: рябчике, тетереве, серой куропатке и ястребе.
- Прочитайте, как ведут себя рябчик, тетерева, куропатка?
(выборочное чтение учащихся).
- Какую пользу приносит снег птицам?
Скажи своими словами.
- Снег дает тепло, пищу и прячет от врагов.
-Куда пошел и что увидел автор?
(выборочное чтение учащихся).
Скажи своими словами.
- Автор пошел на лыжах в лес и увидел березовую поляну, на березах сидели тетерева и кормились почками.
- Как автор помог тетеревам?
(выборочное чтение учащихся).
Для закрепления и проверки знаний учащихся по осмыслению прочитанного можно использовать тестирование.
Задание к тестированию.
1. Выбери героев рассказа:
а. Автор, собака, ястреб, рябчик, тетерева.
б. Автор, рябчик, тетерева, куропатка, ястреб.
в. Автор, тетерева, рябчик, куропатка.
2.Действие происходит:
а. весной в лесу;
б. зимой в парке;
в. зимой в лесу.
3. Снег для птиц – это …
а. тепло, корм;
б. место спрятаться от врагов, корм, тепло;
в. тепло, дом, корм.
Обучающимся раздаются карточки с тестами, где они отмечают правильные с их точки зрения ответы, затем самопроверка учащихся и только после этого, учитель открывает тесты с верными ответами.
Работа над планом.
Работа над планом предусматривает у школьников с нарушениями слуха умения определять логическую последовательность изложения, умение делить на части и придумывать заголовки к плану.
Проводится предварительная работа.
1.Создание картинного плана.
- Расположи картинки по порядку.
2.Учитель показывают картинку, а учащиеся находят к ней текст.
3.Детское иллюстрирование.
(создание иллюстраций к тексту)
4.Дорисовка недостающей картинки.
5.Деление текста на части и озаглавливание частей.
(учитель оказывает помощь учащимся, выписывает варианты названий, учащиеся выбирают лучший)
6.Работа с деформированным планом.
(расположение пунктов плана по порядку)
7. Анализ готового плана.
(отсутствует один из пунктов, учащиеся должны его восстановить).
2 этап - обучающий. На этом этапе идет работа с фактическим содержанием произведения, которая помогает детям понять чувства героев, оценить их поступки, определить главную мысль произведения. Учащиеся овладевают усложненными видами связного высказывания.
Этот этап формирования монологического высказывания соответствует этапу анализа текста. Дети сначала осмысливают текст: его тему, сюжет, идею, мотивы описываемых действий, а затем своё отношение к различным фактам передают в собственном высказывании.
На этапе анализа текста основным видом монологического высказывания выступает пересказ.
Пересказ содержания текста.
Подготовка к пересказу включает использование следующих методов обучения:
- выборочное чтение
- фактологическая и аналитическая беседа
- словесное рисование
- иллюстрирование
- инсценирование
- словарно-стилистические упражнения и пр.
Пересказ является одним из видов связного высказывания, который готовит школьников к конструированию собственного монологического высказывания.
Пересказ чрезвычайно важен на уроках литературного чтения и эта работа ведется уже с первого класса, когда учащиеся подбирают синонимы к слову, меняют порядок слов в предложении, говорят ответ на вопрос своими словами. Пересказ бывает подробным, кратким, выборочным. В 1-4 классах Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида упор направлен на подробный пересказ.
Обучение пересказу осуществляется по этапам:
- по макету и конструктивной картине;
- по серии картин или иллюстрации;
- по опорным словам;
- по плану.
Пересказ по макету или конструктивной картине.
Пересказ по макету или конструктивной картине наиболее доступен школьникам, так как показанные учителем макет или картина и собственные действия ученика помогают проследить динамику сюжета. Ученик передвигает фигурки по макету и озвучивает свои действия (т.е. действия персонажа). Так усваивается логическая последовательность действий персонажей и развивается умение изложить прочитанное, т.е. развивается связная описательно-повествовательная речь. Учитель помогает школьнику вопросами: Что было потом? Что случилось дальше? Что произошло затем? и т.п. Словарь, необходимый для пересказа, можно записать на доске.
Пересказ по картине или серии картин.
Пересказ по картине или серии картин учит ребят выделять в тексте основные моменты и соотносить словесное описание с изображенным на картине. Сначала к картинкам учащиеся подбирают отдельные предложения из текста, и они в совокупности представляют своеобразный пересказ произведения. Потом неслышащие школьники учатся выбранные из текста предложения передавать своими словами, внося изменения в их структуру и лексическое оформление. Затем к каждой картинке выбирается не одно, а несколько предложений, которые перефразируются. Перефразировка является одним из труднейших, но вместе с тем одним из важнейших элементов подготовки детей с недостатками слуха к пересказу.
Пересказ по опорным словам.
Пересказ, по опорным словам, хорош в тех случаях, когда ученикам надо закрепить значительное число новых слов. Пересказ по плану.
Пересказ по плану проводится, когда литературный текст легко делится на законченные смысловые части.
Сегодня при пересказе мы используем пересказ по конструктивной картинке и по серии картин с опорой на словарь.
Пересказ текста учащимися.
Пересказ по конструктивной картинке с опорой на словарь.
(работа в парах)
Данный пересказ используем для слабоуспевающих учащихся, а сильный ученик помогает и направляет работу.
(ученик пересказывает текст, оказывается помощь)
Пересказ по серии картин предусмотрен для более сильных обучающихся.
(для устного пересказа к доске приглашаются желающие, организована индивидуальная форма работы)
3. Этап обобщения прочитанного.
Данный этап соответствует этапу обобщения прочитанного, на котором происходит целостное восприятие текста. Творческие задания по видоизменению текста постепенно подводят неслышащих учащихся к самостоятельному связному высказыванию. К данному этапу относятся методы: придумывание нового названия к тексту, работа с загадками, пословицами, домысливание судьбы персонажа.
Обратимся к рассказу «Птицы под снегом». При обобщении смысла прочитанного учащимся предлагается задание:
- Придумай другое название к рассказу.
- Расскажите, что нового вы узнали из этого рассказа?
- Как вы думаете, что главное в рассказе?
Список литературы
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. / - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Сборник 1 подготовительный, 1-7 классы. М.: Просвещение, 2003.
3. Никитина М. И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей. - М., 1994-143 с.
4. Методика преподавания русского языка в школе глухих:Учеб.для студ. пед. высш. учеб. заведений./ Под ред. Л.М.Быковой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002-400с.
5. Красильникова О. А. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения: Учебно-методическое пособие. -СПб. КАРО, 2005 – 176 с. (серия «Коррекционная педагогика»)