Елена Анатольевна Павишина
Мастер- класс
по познавательно-исследовательской деятельности
на тему: «Путешествие утят»
Аннотация: мастер-класс предназначен для воспитателей. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие, а главное познавательные способности детей.
Материал и оборудование: мультимедиа, вода, поднос, цветы из бумаги, стеклянная емкость, пена для бритья, гуашь, пипетки, стаканчики, пищевой краситель, сахар, ложки, бутылки с водой, лимонная кислота, пищевая сода, шарики, медали, бэйджики с утятами.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, но для этого нам надо превратиться в утят. Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие утят».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Некоторые из них были очень любопытные.Однажды им захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и они пошли познавать мир.
Физминутка
Встали утки ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)
Проходили утята мимо небольшого пруда, на котором плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утята увидели, как распускаются эти прекрасные цветы.
-Очень дружно кря - кря-кря
Мы шагаем до стола
Опыт № 1
Посмотрите у вас на столе лежат цветы- еще не распустились. Как вы думаете, что нужно сделать чтобы цветок раскрылся?
-А как вы думаете, почему они распускаются?
- Лепестки цветов распускаются, потому что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
-Посмотрели утята на кувшинки, полюбовались и отправились дальше познавать окружающий мир.
Но вдруг подул ветер
Ветер дул сильнее и сильнее.
На небе появились тучки и пошел дождик.
-Нужно нам идти вперед,
а то дождик нас зальет.
Опыт № 2
- Сейчас мы с вами устроим небольшой теплый, весенний дождик. Посмотрите, контейнер с водой, это у нас небо, а мы с вами с помощью пены для бритья сделаем тучи и добавим несколько капель синей краски.
-Как вы думаете, почему краска не растворилась в воде, а оседает на дно.
-Потому что в составе пены есть масло и так как вода тяжелее масла, то вода попадая на масляную каплю начинает тянуть её на дно оставляя за собой след.
Прошло немного времени и дождь закончился.
После сильного дождя выглянуло солнышко и появилась радуга.
-Вот и мы сейчас пойдем свою радугу зажжем.
Опыт №3
- Вот и у нас сейчас появится радуга, но для этого нам нужно в стаканы с водой насыпать столько ложек сахара какая цифра у вас на стакане и добавить сухой краситель для цвета и хорошенько размешать пока не раствориться сахар (мешают).
- Теперь надо потихоньку перелить разноцветную жидкость, которая получилась, в один стакан начиная, с самой большой цифры и посмотрим, что получится (переливают).
- В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет с стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
Утятам очень понравилась радуга. Но тут в небе показались огромные воздушные шары и утятам стало интересно чем же их надували.
-Продолжаем мы шагать - мир огромный познавать.
Опыт 4
Для того чтобы надуть шарики, нам нужно с помощью воронки насыпать в бутылку с водой лимонную кислоту и хорошо размешать. Потом так же с помощью воронки насыпать в шарик пищевую соду. Теперь аккуратно надеть шарик на бутылку. Одной рукой хорошо держать шарик на бутылке, чтобы он не слетел, а другой рукой приподняв шарик быстро высыпать соду в бутылку, и мы увидим, что получится.
- Как вы думаете почему шарик надувается?
- При взаимодействии лимонной кислоты и пищевой соды, образовывается углекислый газ. Газ поднимается на верх и шарик надувается.
- А, тем временем, утята очень устали за время своего путешествия, и решили вернуться домой на птичий двор на этих воздушных шарах. (давайте снимем шарики).
-Ну и нам пора вернуться
Не грустить, а улыбнуться!
Им так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир, что они поспешили поведать обо всем всем жителям птичьего двора.
-А, в завершении нашего путешествия, за ваши старания хочу наградить вас настоящими медалями.