СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс по проведению учебных исследований в предшкольной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поделилась опытом проведения исследовательских занятий на примере темы "Домашние животные"

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс по проведению учебных исследований в предшкольной группе»

Алтайский край Новичихинский район

МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

659738, с. 10 лет Октября, ул. Гагарина, 41, тел/факс 8(385-55) 29-3-16

e-mail [email protected] http://oktschool.ucoz.ru

=========================================================

МКОУ «Октябрьская СОШ»





Мастер – класс по проведению учебных

исследований в предшкольной группе






Из опыта работы воспитателя ГКП

Васютиной Людмила Алексеевна





2016г.

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью

Происходящие вокруг перемены столь динамичны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. И от современного образования требуется не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

Главная особенность исследовательского обучения - активизация учебной деятельности детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, возможность передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Цель исследовательской деятельности – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, развитие способности к исследовательскому типу мышления.

Задачи:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Для реализации целей и задач исследовательской деятельности с детьми необходимо программно – методическое обеспечение:

-объекты исследования, как натуральные так и в изображении, наборы картин и картинок, словари, энциклопедии, художественная литература, компьютер, копировальная техника, фотоаппарат и другое

Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в традиционном обучении . Педагогу важно обратить внимание на природную исследовательскую потребность ребенка и умело ее развить.

Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического творческого мышления.

К ним относятся следующие умения:

• видеть проблему;

• выдвигать гипотезу;

• задавать вопросы;

• давать определения понятиям;

• оперировать понятиями;

• классифицировать;

• наблюдать;

• умения и навыки проведения эксперимента;

• структурировать полученный в ходе исследования материал;

• делать выводы и умозаключения;

• доказывать и защищать свои идеи.

В полном, развернутом виде исследовательское обучение, предложенное Савенковым А.И., предполагает следующее:

• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагает возможные решения;

• собирает материала;

• фиксирует полученную информацию;

• обобщает, выступает с сообщением.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Для того чтобы познакомить детей с методикой исследовательской деятельностью потребуется одно – два тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. У нас в группе детей мало, поэтому на занятие беру всех .


Проведение тренировочного занятия

При проведении тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования»














Размер карточек ½ листа формата А4

Словесное обозначение лучше написать на обратной стороне карточек

  1. Подумать самостоятельно

  2. Посмотреть в книге

  3. Посмотреть в интернете

  4. Провести эксперимент

  5. Понаблюдать

  6. Позвонить другу

  7. Спросить у взрослого

На таких же по размеру карточках заготовить специальные надписи и картинки – «темы» будущих исследований. Это могут быть изображения животных, растений, строений, явлений природы и т.д.

Например тема «Домашние животные»


















Кроме того, для занятий понадобятся ручки, карандаши, фломастеры, чистые листочки для фиксации полученных знаний (изображения символов).




При проведении занятия дети могут расположиться по разному: на паласе, вокруг нескольких составленных вместе столов и т.д. Главное, дети должны сидеть так, чтобы каждому было видно все происходящее.


I. Мотивация деятельности

Как только все расселись, раскладываю перед детьми или размещаю на доске приготовленные карточки с темами и объявляю: сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые ученые. Тему исследования выбираем по-разному: по большинству голосов, по желанию добровольца, в обсуждении должны участвовать все дети. При этом взрослый склоняет детей к тому, чтобы они выбрали то, что им действительно интересно.


II. Выбор темы

Карточку с изображением, обозначающем выбранную тему, кладем на середину круглого образованного сидящими детьми круга. Остальные карточки нужно убрать.

Объясняю детям, что их задача получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. Для того чтобы этого добиться надо собрать всю доступную информацию, обработать её и подготовить доклад – небольшое сообщение.

Можно ввести игровой элемент, например:

- сейчас я превращу вас в исследователей. Закройте глаза (произношу волшебные слова) Прошу открыть глаза. Вот теперь вы настоящие ученые – исследователи и должны вести себя как взрослые.



III. Составление плана исследования

Для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им, что существует много способов добыть информацию – «методов исследования». Мы будем использовать только те, которые доступны и известны. Нужно подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.

Начнем с обычных проблемных вопросов «Что мы должны сделать вначале?» или «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?»

Вопросы задаем всем детям, они выдвигают гипотезы, предполагают.

- Как мы будем собирать информацию, что для этого нужно сделать?

Ответы детей в виде карточек- методов исследования располагаю на классной доске. Те методы, которые дети не назовут, следует подсказать. Так постепенно выстраивается цепочка методов исследования

Карточки – это план будущего исследования, разложены бессистемно, предлагаю разместить их по порядку

-Что мы должны сделать в первую очередь, во вторую, потом? (дети перечисляют, воспитатель размещает карточки).

1. подумать самостоятельно  (табличка размещается на доске);

2. прочитать в книге  (табличка размещается на доске); 

3. посмотреть по компьютеру  (табличка размещается на доске); 

4. понаблюдать (табличка размещается на доске);

5. провести эксперимент (табличка размещается на доске);

6. спросить у взрослого (табличка размещается на доске).

При этом у детей должно сохраниться ощущение, что они все делают сами. Набор методов зависит от наших реальных возможностей и только ими может быть ограничен. Чем шире возможности, тем больше методов можно задействовать, тем лучше и интереснее пойдет работа.

Итак, план проведения исследования составлен, размещен на доске. Наши исследователи и их помощники – все участники занятия - готовы к поиску.


4. Сбор материала (этап должен проходить достаточно быстро, динамично).

Собираемые сведения можно просто запомнить, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать в виде значков, отдельных букв, символов.

Нам нужен доброволец, который будет фиксировать на листочках наши идеи в виде значков, пиктограмм. Договариваемся, кто будет это выполнять. В качестве добровольца, для начала, лучше выбрать энергичного, активного ребенка с хорошо развитой речью. Значки и символы необходимо делать быстро, не надо концентрироваться на «правильности» изображения. Мой экспериментальный опыт показывает: дети обучаются способности создавать символы очень быстро, легко и свободно.

Необходимо выложить листочки и фломастеры на стол перед детьми.

Начинаем действовать по намеченному плану.



4.1. Первый из выделенных нами методов “Подумать самостоятельно”.

Задаем детям вопросы типа « Как вы поняли из нашей цепочки, что мы делаем сначала?» (ответы детей -“подумаем самостоятельно”) Давайте подумаем о том – то. …

Например: дети выбрали тему «Домашнее животное – кошка». На вопрос «Что умеет делать кошка?» дети перечисляют умения кошки. На эти ответы детей даю дополнительные вопросы. «Почему вы так думаете?» (может быть, предположим, допустим, возможно, что если…во что любит играть, что любит есть) Зачем люди держат кошек, Какая от них польза? Вред?

(Всю полученную информацию обсуждаем и фиксируем на листочке. Листочек размещаю на доске под каждым методом.

По аналогии работаем с каждым методом.



4.2. «Прочитать в книге». Читаю в толковом словаре, что сказано о кошке. Фиксируем на листочке, размещаю на доске под методом.



4.3. «Посмотреть по компьютеру». Короткий фильм о кошках, породах кошек, повадках, их способностях и т.д.  Фиксируем на листочке, размещаю под методом.



4.4. «Понаблюдать». Возможно внесение в группу котенка для наблюдения за его поведением, характеризуем его(боится всех, но потрогать можно). Рассматриваем глаза, рот, зубы, уши, окрас шерсти, какая она на ощупь.   -Нравится кошка? (Дети любуются котенком, выражают радость)

- Посмотрите, какой окрас её шерсти. (Она пятнистая- ответы детей)

- Кошка смотрит на вас. Какие у нее глазки? На что похожи глазки (на бусинки, маленькие пуговки, нос)

Фиксируем на листочке, размещаю на доске под методом.


4.5. “Спросите у взрослого».

И наш следующий метод исследования - “спросить у взрослого”. 

Вопросы можно задавать всем взрослым, которых мы встретим в коридоре школы, всё запомнить, обобщить и изобразить на листочке.

Во время сбора материала, слежу за тем, чтобы дети сами задавали вопросы.

Первое время следует особенно четко фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что – то совсем новое, неизвестное раньше.



4.6. «Провести эксперимент».

Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом. Например, выявить способности или желания котенка. Помещаем котенка на палас, дети садятся вокруг котенка. С помощью простых манипуляций пытаемся заставить котенка ходить на задних лапках, петь песни, поймать мышку(пластмассовую), поиграть с игрушками. Предложить котенку колбасу, косточку, хлеб, наблюдаем за его предпочтением. Фиксируем на листочке, размещаю на доске под методом.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, эксперименты. «Лаборатория» постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Способность концентрировать внимание у дошкольников не высока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой – либо из методов «не идет» не страшно: можно не акцентировать на этом внимание. Помогите детям сгруппировать то, что они умеют. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла энергично, на одном «дыхании»

5. Физкультминутка



6. Обобщение полученных знаний (презентация знаний, доклад)

Все методы использованы, листочки размещены на доске. Далее необходимо обобщить с помощью детей, что то, что изображено на листочках (расшифровать пиктограммы) Важно научить ребенка смело высказывать свои определения.

Без этого любая дальнейшая работа в этом направлении будет существенно усложнена.

Как только информация обобщена, занятие надо продолжить.

Желательно надеть на выступающего ребенка академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной.

Предложить детям подумать, что они могут рассказать по результатам проведенного исследования. (Просмотр и повторение методов и изображенных пиктограмм, подводящий диалог)

Длится первый доклад обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется все больше деталей. Доклады становятся все более глубокими, развернутыми и обстоятельными.

После выступления исследователей – завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве взрослого. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой части занятия требует особого педагогического мастерства.

-Молодцы, ребята, я очень рада, что вы справились с заданием. Вы хорошие исследователи!



7. Рефлексия

- Чем мы занимались на занятии?

- Для чего нужно проводить исследование?

- Что нового, интересного узнали?

- Ребята, если вам понравилось наше занятие сегодня, то улыбнитесь и пусть хорошее настроение останется у вас надолго.



Первое занятие на этом можно считать законченным. Мы познакомили детей с общей схемой исследовательской деятельности. Теперь предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования собственных навыков и умений.

Целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию. А соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения исследовательской работы.

Желаю успехов!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!