Мастер класс
«Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения»
учитель начальных классов:
Чистякова Татьяна Владимировна
СЛАЙД 2
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.В основу нового стандарта положен системно-деятельностный подход в образовании. А ключевым условием реализации данного подхода в начальном общем образовании является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной и во внеучебной деятельности.
Одной из основных методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика.
Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
СЛАЙД 3
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Под интерактивным обучением следует понимать использование фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. К наиболее употребляемым сегодня относятся следующие технологии:
Сегодня я хочу показать вам несколько интерактивных методов обучения, которые я использую на своих уроках литературного чтения, на примере всем известной р.н.с. «Каша из топора».
СЛАЙД 4
Технология «Мозговой штурм»
Русские народные сказкибывают разных видов. (НА СЛАЙДЕ ТАБЛ. БЫТОВЫЕ, ВОЛШЕБНЫЕ , О ЖИВОТНЫХ)
СЛАЙД 5
Задание:Ваша задача в группе обсудить и назвать характерные черты каждого вида сказок.
Выслушиваются ответы (спрашиваю по группам).
ПРОВЕРКА: слайд 5
Технология «Словесные ассоциации»+ групповая работа
В бытовых сказках много слов, которые устарели и вышли из употребления, не соответствуют сегодняшнему времени.
Задание (работаем в группах): В тексте сказки встречаютсятакие слова как «служивый», «побывка», «изба», «варево».Обсудите в группе и объясните значение слова, которое у вас напечатано на листочке.
ПРОВЕРКА: слайд 6
Технология «Общая дискуссия»
СЛАЙД 7
Задание:
Посмотрите на слайд и перечислите продукты, которые не упоминались в сказке?
Установитеочередность продуктов, которые солдат положил в кашу?
(ОТВЕТ: топор, вода, соль, крупа, масло)
Технология «Воспроизведение информации»
СЛАЙД 8
Задание:
Работаем в группе
Поставь картинки в логическом порядке. (ОТВЕТ:4,1,2,3)
Озаглавьте предложенную вам иллюстрацию.
Придумай 3 интересных вопроса к иллюстрации.
ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД
Технология «Ролевая игра»
У вас 2 минуты на подготовку. Перескажите по ролям фрагмент сказки с опорой на иллюстрацию и с использованием вопросов, которые вы придумали к картинке.КАЖДАЯ КОМАНДА ГОТОВИТ 1 ИЛЛЮСТРАЦИЮ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ АНИМАЦИЮ ВСЕЙ СКАЗКИ!!!!
Технология «Поиск соответствий»
Задание:
Выберите имена прилагательные характеризующие черты характера главных героев.( Каждая команда получает своего героя)
Опишите героя используя эти имена прилагательные .
«Чья команда оригинальнее опишет героя с использованием этих прилагательных». Герои разные у команд, чтобы не повторяться!!!
Технология «Ключевой момент».
СЛАЙД 9
Задание: Из списка выберите пословицу, которая подходит к нашей сказке и объясните почему.(Ответ:Что в котёл положишь, то и вынешь)
Выводы:
Сегодня применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.
Успешность обучения младших школьников напрямую зависитот наличия устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
Мотивация способствует более успешному усвоению изучаемого материала.
Положительный результат обучения свидетельствует об эффективности применяемых интерактивных технологий, способствующих развитию личности ребенка.
Я глубоко убеждена, что сегодня необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют организовать работу на уроке в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению учебного материала, вызывают интерес к самостоятельному познанию нового, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.