"Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"
”Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”
Современный этап развития общества ставит перед системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.
Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеком и человеком или между человеко-машинными системами (ИКТ).
«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями. Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков.
Актуальность использования ИКТ в биологии обоснована стандартом среднего (полного) общего образования, информатизацией общества. ИКТ повышает эффективности процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интерактивность, что способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету (Презентация. Слайд 2)
Актуальность применения информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ)
• качественно новый тип урока (динамика, информативность);
• быстрота получения нужной информации;
• большой спектр наглядных пособий;
• интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью и тренажеров;
• развитие познавательной активности школьников;
• развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
• ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать.
Преимущества использования ИКТ (Слайд 3):
Построение открытой системы образования.
Индивидуализация учебного процесса.
Использование средств компьютерной графики и моделирования.
Рациональная организация познавательной деятельности школьников.
Формирование системного мышления учащихся.
Наглядное представление материала.
Представление в удобном масштабе биологических процессов.
Эффективная проверка знаний.
Многообразие организационных форм.
Применение ИКТ на уроках даёт возможность активизировать познавательный интерес у школьников, развивать их творческие способности, стимулировать умственную деятельность, сделать урок более ярким и увлекательным (Слайд 4).
На своих уроках биологии использую ИКТ в трех направлениях(Слайд 5).:
Направление 1. Работа с программными продуктами.
(Слайды 6–8)
(Учебные электронные пособия; получение дополнительной информации посредством сети Интернет; учебные презентации; мультимедийные пособия и другие).
Направление 2. Работа с наглядными пособиями.
(Слайды 9–32).
Наглядность – необходимое и закономерное средство образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в школе. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.
ИКТ как наглядное пособие использую в своей работе в форме презентаций, фотографий, анимаций различных процессов жизнедеятельности живых организмов, что позволяет в динамике проследить тот или иной процесс. На своих уроках использую презентации для проверки знаний, сопровождения урока при объяснении нового материала, закрепления полученных на уроке знаний, наглядной демонстрации процесса, корректировки и тестирования знаний.
Так же на уроках биологии привлекаю детей к созданию презентаций и проектов. Данный вид деятельности позволяет ученикам реализовать свои творческие способности, повышает заинтересованность к предмету, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом.(Слайды 12-16). Ученик приобретает опыт публичного выступления.
Использование компьютера при проверке знаний помогает мне проводить на уроке биологии терминологические разминки, читать графики, находить лишние объекты.
Использование компьютера при подаче нового материала решает много задач:
повышается уровень наглядности урока;
способствует экономии времени и поддержанию высокого темпа урока;
у детей развивается познавательный интерес и наглядно-образное мышление.
В своей работе использую компьютер и при закреплении нового материала. Этому способствуют немые рисунки, кластеры, угадывание представителя по рисунку, распределение организмов на группы, нахождение лишнего объекта.
Направление 3. Осуществление контроля посредством ИКТ.
При осуществлении контроля знаний на уроках биологии использую следующие задания:
закончите предложения;
какие утверждения верны?;
тестовые задания с выбором одного ответа из четырех, и на установление соответствия.
Таким образом, информационные технологии позволяют (Слайд 33):
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
изучать явления и процессы в микро– и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
Анализируя опыт своей работы, с использованием ИКТ на уроках биологии, можно с уверенностью сказать, что использование компьютерных технологий позволяет расширить кругозор учащихся по предмету и активизировать все потенциальные возможности учащихся посредством смены видов деятельности. Таким образом, с помощью информационных технологий осуществляется личностно-ориентированный и дифференцированный подходы, создается благоприятная психологическая обстановка на уроке, а самое главное – учитель может осуществить различные виды деятельности и контроля (Слайд 33):