СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме: "Как изучить шрифт Брайля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по теме "Как изучить шрифт Брайля" пригодится в работе учителям и преподавателям коррекционного цикла, работающим с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения. Данный материал дает представление о системе "Ключ Брайля", о принадлежностях и тренажерах, используемых для обучения чтению и письму по сиситеме Брайля.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: "Как изучить шрифт Брайля"»

Мастер-класс по теме: Как изучить шрифт Брайля История открытия

Шрифт Брайля – это система письма, которая позволяет незрячим и слабовидящим людям читать и писать путем прикосновений.

Шрифт был изобретен Луи Брайлем (1809-1852), который сам потерял зрение и стал учителем незрячих людей. Он состоит из рельефных точек, расположенных в ячейках, – всего до шести точек, которые размещаются в два столбца, по три точки в каждом. Каждая ячейка представляет собой букву, цифру или знак препинания. Для некоторых часто используемых слов или буквосочетаний есть свои собственные обозначения.

Шрифт был изобретен Луи Брайлем в возрасте 15 лет, в 1824 году.

Предшественники шрифта Л.Брайля:

  • рельефно-линейный шрифт - создатель -Валентин Гаюи

  • «ночной шрифт» - автор - капитан артиллерии Шарль Барбье

Луи учел такой недостаток «ночного шрифта», как большие размеры знаков, ограничивающий количество знаков на страницу.


Преимущества рельефно-точечного шрифта

  • Небольшие размеры знаков и удачное соотношение ширины и высоты (3/5), дают возможность полностью помещать знак под пальцем и обеспечивают целостное и одномоментное восприятие.

  • Небольшое количество точек в знаке, достаточные размеры для их тактильного восприятия создают благоприятные условия для различения букв.

  • Восприятие точечного состава каждого знака способствует возникновению в кожном рецепторе достаточно сильных раздражений и формированию тактильного восприятия буквы в целом.


Описание системы («Ключ Брайля»)

  • Ключ Брайля - это общепринятый порядок знаков системы Брайля

  • В основу системы Брайль положил шеститочие.

Это набор из шести выпуклых точек, расположенных в два вертикальных ряда, по три точки в каждом.

  • Число возможных комбинаций точек в шеститочии равняется 64 .

  • Одно шеститочие соответствует одному знаку.

  • Шеститочия располагаются в ряд, образуя строку, расстояние между крайними точками двух соседних шеститочий — ок. 4 мм.

  • Нумерация точек идёт сверху вниз по столбцам.

  • Нумерация точек при записи идёт в обратном порядке — сначала по правому столбцу, затем по левому:

  • точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней — точка 2, в нижнем правом углу — точка 3

  • в левом верхнем углу находится точка 4, под ней — точка 5, в левом нижнем — точка 6.

  • Важной особенностью системы является «зеркальность» процессов чтения и письма.

  • Чтобы получить рельефные точки на листе бумаги, наносить их нужно с обратной стороны листа.

  • Чтобы прочесть последовательность знаков слева направо, следует писать справа налево (одни и те же знаки при письме и при чтении будут зеркальным отображением друг друга).

Чем и как пишут по Брайлю?

  • Для письма по системе Брайля используют:

  • специальный прибор, который содержит пластину с углублениями;

  • «грифель» — острый металлический стержень;

  • особую плотную бумагу.

  • Прибор для письма по брайлю состоит из металлических пластин. Одна пластина — нижняя — сплошная, другая — верхняя — имеет множество прямоугольных отверстий, вырезанных рядами. Сложенный прибор называют «закрытым». «Открыть прибор» означает отвести верхнюю пластину (ее называют «крышкой»).

  • На верхнем и нижнем краях крышки находится по два коротких острых штыря, а в нижний пластине в соответствующих местах четыре углубления. Лист бумаги, вложенный в открытый прибор, накрывается крышкой, штыри прокалывают лист и фиксируют его в приборе неподвижно


Грифели для письма

  • Грифель представляет собой остро заточенный металлический стержень с рукояткой. Сейчас рукоятки делаются из пластмассы , раньше — из чугуна.

  • Грифель обхватывается большим и средним пальцами, в углубление сверху грифеля («седло») помещается указательный палец.

  • Сгибая кистевой сустав, пишущий делает острием грифеля углубления в листе бумаги. Грифели делаются разных размеров, например, детские.


Бумага для письма

  • Используется только специально изготовленная очень плотная бумага.

  • Для письма в обычном приборе широкий лист складывается вдвое, пишут сначала на одной, затем на другой половине листа.

  • В настоящее время пользуются преимущественно уже готовыми тетрадями и блокнотами в бумажных или пластиковых обложках.

Печатные издания

  • Брайлевская книга содержит обычно от 120 до 200 страниц. Эти книги имеют внушительные размеры;

  • текст одной плоскопечатной книги не вмещается в одну «брайлевскую», иногда для этого требуется 20 рельефных книг и даже больше!

  • В начале текст набирается (чаще сканируется) на компьютере. Затем рельефные страницы выбиваются на листе металла. Эти листы и используют как матрицу, выдавливая страницы на бумаге.


Тренажеры для обучения:

  • "Брайлевская колодка"

Предназначена для обучения системе Брайля. С помощью штифтов «грибочков» на планке можно производить набор цифр, букв и слов. Планка выполнена из дерева, штифты из пластмассы.

  • Игровые тренажеры для обучения

Методика запоминания – «параллельное чтение»

Зачем учить азбуку Брайля?

Для нормального формирования психики ребенка письменная речь имеет немаловажное значение.

Дети, потерявшие зрение в раннем возрасте или родившиеся незрячими, по достижении школьного возраста попадают в специализированные школы для слепых, где их обучают писать и читать именно с использованием шрифта Брайля.

Родители таких детей могут помочь ребенку научиться читать раньше, если сами изучат данный способ письма. Однако зрячим людям, так же как и поздно ослепшим, изучение азбуки, как правило, дается тяжело, так как обычное письмо требует плавности движений, а шрифтом Брайля пишут с большей резкостью.

Луи Брайль создал систему, которая позволяет незрячему человеку получить образование и справляться со многими задачами самостоятельно, и тем самым внес серьезный вклад в развитие тифлопсихологии (раздел психологии, изучающий развитие слепых и слабовидящих людей).