Тема мастер-класса: «Приёмы активного обучения устной коммуникации на уроках английского языка в начальной школе»
учитель иностранного языка первой квалификационной категории
МОУ СШ № 10 г. Волгограда
Тароватова Наталия Викторовна
Цель моей работы - поиск наиболее эффективных методов обучения иноязычной речи детей начального школьного возраста, принимая во внимание особенности обучения устной речи, основанные на учете индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка. Не менее важным я считаю и поддержание мотивации обучения английскому языку у детей на средней ступени обучения, развитие самосознания детей, то есть повышение их ответственности за ход и результаты процесса овладения английским языком.
Задачи моей работы - это поиск и обобщение методов активного обучения разным видам устной коммуникации, как то монологическая, диалогическая речь.
Методы обучения этим видам коммуникации должны:
соответствовать внутренним целям, потребностям и способностям школьника, то есть сохранять его индивидуальность;
активизировать способности школьника в решении коммуникационных задач;
учитывать уровень владения учащимся языком на данный момент;
быть построены на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге;
подразумевать активное применение групповой формы организации работы детей;
быть основаны на вовлечении в процесс обучения всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Методы обучения, используемые мной в работе, преследуют, прежде всего, практическую цель - овладение учащимися коммуникативной компетенцией. Под коммуникативной компетенцией понимается совокупность речевой, языковой, социокультурной и компенсаторной компетенций.
Речевая компетенция – это функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познания.
Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения.
Социокультурная компетенция включает в себя расширение объёма знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция подразумевает умение выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения.
Если коснуться отдельного урока в практике обучения на основе общения, то в современной методике выделены следующие принципы:
усвоение иноязычной культуры;
практическая ориентация урока;
различие и смена видов деятельности на уроке;
плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление лексики и грамматики с немедленной реализацией. Следует уточнить, что накопление происходит лучше всего в реальной
коммуникации;
многосторонность речевой деятельности;
отбор материала интересующего учащегося данного возраста;
новизна речевых ситуаций;
личностная ориентация общения;
автономность учения.
Инициативная речь учащихся предполагает сотрудничество. Поэтому мною применяется метод работы учащихся в парах, группах. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализоваться, получить помощь. Это стимулирует речевое творчество, объединяет учащихся в различные микроколлективы. Для работы в минигруппах хорошо подходят настольные игры с карточками. Например, игра Memory. Цель этой игры – собрать пары: это могут быть пары одинаковых букв, слов, вопрос-ответ, при этом дети должны общаться между собой во время игры только по-английски, используя самые простые фразы. С целью развития творческого мышления обучающихся я применяю в своей работе проектные задания, прием коллажирования. Коллаж - это своего рода зрительная опора в виде картинок, ключевых слов. Например, разновидность коллажа это приём «Подсказка»: учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти листочки с «подсказками» (опорами) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и вынимают любую «подсказку» и воспроизводят прочитанный ранее текст. Текст не должен быть большим и сложным, почти все слова должны быть знакомы учащимся начальной школы. Выполнение подобных заданий позволяет ученикам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием этого является повышение интереса к предмету.
Также интересен может быть приём неподготовленного говорения на заданную или выбранную тему. Ученику позволено сказать всё, что он хочет на эту тему. Можно также дать задание в начале урока по любой теме продолжи фразу: My hobby is ... . I like ... . My favourite ... because ... . Или добавь к утверждению типа “It’s a lovely day today.” , “I like pets.”, “My school is great.” несколько предложений подходящих по смыслу.
Для активизации лексики очень подходят задания придумать предложения или ситуации с новыми словами. Здесь хорош приём «Верю - не верю». Каждый ученик или пара формулирует утверждение по заданной ей теме. Например, тема «Food» и утверждение «Milk is bad for you.». Другие ученики должны согласиться или не согласиться с данным утверждением. Учитель может подключить элемент соревнования и вести счёт верным ответам.
Для развития монологической речи, а также развития умения взаимодействия в группе подходит приём «Станция». Группы распределяются по станциям. На каждой станции (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по пройденной теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты: слова, словосочетания или предложения. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей станции. Знакомятся с имеющимися записями и дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой станции и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой станции, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Приём «Угадай, кто я?» также направлен на развитие монологической речи, умения взаимодействовать в группе, развитие догадки. Ученики делятся на 5-7 минигрупп или пары. В зависимости от темы каждая минигруппа или пара выбирает себе животное, профессию, члена семьи, месяц года, продукт или напиток и т.п., раскрывает и описывает данное существо или понятие, не называя его. Задача других групп – угадать, о чём или о ком идёт речь. Учитель может подключить элемент соревнования и вести счёт угаданным словам.
Очень стимулирует учеников к высказываниям просмотренные англоязычные мультфильмы. Видеоматериалы (мультфильмы) для детей начальной школы вместе с заданиями к ним имеются на сайте http://learnenglishkids.britishcouncil.org .
При работе с текстом можно использовать следующие приёмы активного обучения, нацеленные на говорение учащегося: задай вопросы герою текста, другой ученик берёт на себя роль героя текста. Нарисуй иллюстрацию к тексту и опиши свой рисунок.
Если поделить приёмы по этапам урока, то получиться так:
Предварительный этап:
Мозговой штурм
Совместное обсуждение
Поиск общего между отдельными утверждениями, картинками, инструкциями
Творческая деятельность (выбрать, вырезать, наклеить)
Описание картинки и эмоций, которые она вызывает, описание предмета
Задания, осуществляемые во время учебной деятельности:
Вопросно-ответные упражнения
Задания множественного выбора
True/false
Расстановка в правильном порядке (картинок, предложений, абзацев)
Работа с картой, планом местности
Завершение речевых высказываний, заполнение пропусков, схемы, таблицы
Стоп-кадр с последующим прогнозированием
Завершающий этап:
Выразить своё отношение к прочитанному, прослушанному или просмотренному
Разыграть подобный диалог, создать подобный текст
Воссоздать содержание по ключевым словам
Написать рекламу, афишу
Создать коллаж, постер, презентацию
Составить несколько предложений о том, что узнали на уроке
Рефлексия:
Раскрасить флажок кораблика в зависимости от результата урока: красный – я мало что понял, нужна помощь; жёлтый – не всё гладко; зелёный – всё хорошо
Сказать «Спасибо» за то, что на уроке …
Продолжить фразу, которая написана на доске: «Сегодня на уроке я сделал маленькое открытие …» или «Сегодня я обнаружил, что могу …», «Я раньше не мог …, а теперь могу.».