СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС». 

Цель: повышение мотивации учителей в овладении рефлексивной деятельности учащихся. Задачи: - познакомить коллег с различными приемами рефлексии; - раскрыть содержание некоторых приемов рефлексии; - систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения саморефлексии. 

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС»»

Мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС»

Бондаренко Светлана Алексеевна,

учитель первой категории

МКОУ Новопостояловская ООШ

Россошанского района

Воронежской области


Цель: повышение мотивации учителей в овладении рефлексивной деятельности учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с различными приемами рефлексии;
- раскрыть содержание некоторых приемов рефлексии;
- систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения саморефлексии.


Подготовка к мастер-классу: раздать участникам бумажные мобильные телефоны и таблицы «Плюс, минус, интересно»


Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе. Тема моего мастер – класса «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС» (Слайд 1). Моя цель: повысить мотивацию учителей  к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

(Слайд 2) Успех, как известно, порождает успех. В классе не должно быть неудачни-ков. Главная наша задача – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным.

(Слайд 3) Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его

 необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап реф-лексии. Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осозна-вать свою уникальность и индивидуальность, потому что каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности.


Что же такое рефлексия? (Слайд 4) Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопреде-лить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем. (Слайд 5)

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Основные функции рефлексии. (Слайд 6)

  • Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

  • Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

  • Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного и обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.


Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: (Слайд 7)

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2. рефлексия деятельности;

3. рефлексия содержания учебного материала.


Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

В своей деятельности я использую различные приёмы рефлексии.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния провожу в начале урока,  чтобы установить эмоциональный контакт с классом, и в конце деятельности. Для этого применяю смайлики, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). (Слайд 8)

«Солнышко и тучка» - В руках у учителя тучка и солнышко. Предлагаю сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если хорошее настроение, выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

«Гномики» - весёлый и грустный. (Слайд 9)

«Наряди ёлочку» (Слайд 10) - На доске изображена ёлочка. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то повесьте на ёлочку красный шарик, если не понравилось, - синий».

«Светофор» -  Зелёный – поучительно. Жёлтый – понравилось, но не всё. Красный –не понравилось. Можно также использовать карточки со знаками – «?» - удивило, «!» - узнал что-то новое, «+» - знаю, «-» - не знаю.

«Дерево чувств» - Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листики красного  цвета, если нет,  зелёного.

Эмоционально-художественное оформление. - Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

«Радуга настроения» (Слайд 11) - Дети выбирают цвет, который соответствует их настроению, прикрепляют магнитики - смайлики на радугу.

Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, прият-ное, зелёный – спокойное, голубой – неудовлетворённое, синий - грустное, фиолето-вый – тревожное, напряжённое.

По такому же принципу можно использовать приём «Цветик – семицветик» - Дети выбирают себе лепесток, который по цвету подходит к их настроению. Собирается общий цветок.

«Букет настроения»  (Слайд 12) - На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

На этом этапе можно применить множество разных аналогичных приёмов. Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.


Во ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.


Рефлексия деятельности (Слайд 13) дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего заданиязащите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием  «лестницы  успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось.


Приём «Знаки» я использую в 1 классе на уроках обучения грамоте, математики. Прошу подчеркнуть самую красивую букву, слово, цифру.

«Восхождение на пик знаний» (Слайд 14) - Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

«Дерево успеха»  (Слайд 15) – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

«Волшебное дерево» - один из моих любимых приёмов рефлексии. - Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь. Цветочек – было трудно, но я понял. Яблоко – у меня всё получается.


Приём «Рефлексивная мишень» (Слайд 16) применяю в 3 - 4 классах. - На доске мишень, разделённая на 4 сектора: активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое. Дети выбирают один из секторов.


«SMS» (Слайд 17) - Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.


Рефлексия содержания учебного материала (Слайд 18) используется для выявле-ния уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.


В своей работе использую прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Синквейн – приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Он обогащает словарный запас, готовит детей к краткому пересказу, учит формулиро-вать идею, основную мысль произведения, развивает творчество.

Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: (Слайд 19)

1 строка – тема или предмет (одно существительное):

2 строка – описание предмета (два прилагательных):

3 строка – описание действия (три глагола):

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету:

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Например, во 2 классе мы с ребятами составили синквейн к русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»: (Слайд 20)

  • Курочка

  • Добрая, заботливая

  • Просит, жалеет, спасает

  • Благодаря ей петушок остается жив

  • Хозяйка


(Слайд 21) Интересен приём «Чемодан, мясорубка, корзина», который я применяю в 3—4 классах. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – информация, которая пригодится в дальнейшем, то, что возьму с собой.

Мясорубка – всё обдумаю, переработаю информацию.

Корзина – выброшу, это мне не нужно.


(Слайд 22) Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

 В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции или могут быть полезны для достижения каких-то целей.

 В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

 В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

(Слайд 23) Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

(Слайд 24) В 3-4 классах предлагаю ребятам «Анкету»:

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Моё настроение

Материал урока мне был



Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / не полезен

интересен / скучен

лёгким / трудным

интересным / неинтересным


Дети выбирают и подчёркивают слова в соответствии с тем, как прошёл для них урок.

(Слайд 25) В конце урока можно применить и такой вариант рефлексии, как «Самоанализ»:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл - я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.

Не менее важна и взаимооценка учащихся на уроке. Дети оценивают не только свои достижения, но и работу одноклассников. Так как я работаю в малокомплектной школе, то прошу ещё и оценить работу учащихся другого класса. Например, выразительное чтение, пересказ, сообщение, защиту проекта и т.д. Это сближает детей, развиваются коммуникативные умения и навыки.

Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика – это 50% успеха урока. Поэтому я заканчиваю свои уроки рефлексией настроения. Вместе с ребятами мы сравниваем, какое настроение было в начале урока и какое в конце занятия.


(Слайд 26) Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

С опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.


Процесс рефлексии должен быть  многогранным. Оценка деятельности должна проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


РЕФЛЕКСИЯ  МАСТЕР – КЛАССА.

-Уважаемые коллеги,  у вас бумажные мобильные телефоны и таблицы «Плюс, минус, интересно». Пожалуйста, оставьте своё мнение о мастер-классе, что вам понравилось, было интересно, или наоборот, не понравилось, было бесполезным.

У кого телефоны, напишите SMS другу о мастер-классе.


Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений  детей. (Слайд 27) Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей