СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Применение технологии РКМЧП как способ реализации компетентностного подхода на учебных занятиях"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

С темой мастер-класса я выступала на районном конкурсе "Учитель года" в 2016 году

Просмотр содержимого документа
«Андерсен Гадкий утенок»

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Чудесно за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеле­нели, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длин­ноногий аист и болтал по-египетски — он выучился этому языку от матери. За полями и лугами тянулись большие леса с глубокими озерами в самой чаще. Да, чудесно за городом! На солнечном припеке раскинулась старая усадьба, окруженная глубокими канавами с во­дой; от самой ограды до воды рос лопух, да такой большой, что ма­ленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и уже порядком надоело это сидение, ее мало навещали, другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да кря­кать с нею.

Наконец яичные скорлупки затрещали. «Пи! пи!» — прозвучало из них: яичные желтки ожили и высунули из скорлупок носики.

—  Живы! Живы! — Закрякала утка, и утята заторопились, кое-как выкарабкиваясь и озираясь вокруг, стали разглядывать зеленые листья лопуха; мать не мешала им — зеленый свет полезен для глаз.

—  Как мир велик! — сказали утята.

Еще бы ! Тут было куда просторнее, чем в скорлупе.

—  А вы думаете, что здесь весь мир? — сказала мать. — Нет! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, к полю священника, но там я от роду не бывала!.. Ну, все ли вы тут? — и она встала. — Ах нет, не все! Самое большое яйцо целехонько. Да скоро ли этому придет конец! Право, мне уже надоело.

И она уселась опять.

—  Ну, как дела? — заглянула к ней старая утка.

—  Да вот, еще одно яйцо остается! — сказала молодая утка. — Сижу, сижу, а все толку нет! Но посмотри-ка на других! Просто прелесть! Ужасно похожи на отца! А он-то, негодный, и не навестил меня ни разу!

—  Постой-ка, я взгляну на яйцо! — сказала старая утка. — Может статься, это индюшачье яйцо! Меня тоже надули раз! Ну и маялась же я, когда высидела индюшат! Ведь они страсть как боятся воды; уж я и крякала, и звала, и толкала их в воду — не идут, да и только! Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть, индюшачье! Брось-ка его да ступай учи других плавать!

—  Посижу уж еще! — сказала молодая утка. — Сидела столько, что можно посидеть и еще немножко.

—  Как угодно! — сказала старая утка и ушла.

Наконец затрещала скорлупа самого большого яйца. «Пи! Пи-и!» — и оттуда вывалился огромный некрасивый птенец. Утка осмот­рела его.

—  Ужасно велик! — сказала она. — И совсем не похож на осталь­ных! Неужели это индюшонок? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!

На другой день погода стояла чудесная, зеленый лопух был весь залит солнцем. Утка со всею своей семьей направилась к канаве. Бултых! — и утка очутилась в воде.

—  За мной! Живо! — кликнула она утят, и те один за другим бултыхнулись в воду.

Сначала вода покрыла их с головками, но затем они вынырнули и поплыли так, что любо глядеть. Лапки у всех работали без устали, и некрасивый серый утенок не отставал от других.

—  Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь, как славно гребет лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурен, если посмотришь на него хорошенько! Ну, живо, живо, за мной! Я сейчас представлю вас в общество — мы отправимся на птичий двор. Но держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да остерегайтесь кошек!

Скоро добрались они до птичьего двора. Батюшки! Что тут был за шум и гам! Две семьи дрались из-за одной угриной головки, и в конце концов она досталась кошке.

—  Вот как идут дела на белом свете! — сказала утка и облизнула язычком клюв, — ей тоже хотелось отведать угриной головки.— Ну, ну двигайте лапками! — сказала она утятам. — Крякните и поклони­тесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех! Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток? Как красиво! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Люди дают этим понять, что не желают потерять ее; по этому лоскутку ее узнают люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утенок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!

Утята так и поступили; а другие утки рассматривали их и громко говорили:

—  Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!

И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

—  Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!

—  Это верно, он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!

—  Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскут­ком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

—  Никак нельзя, ваша милость! — ответила утка-мать. — Он не­красив, но у него доброе сердце, и плавает прекрасно, смею даже сказать — лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. — И она провела носиком по перышкам большого утен­ка. — Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю, он возмужает и пробьет себе дорогу!

—  Остальные утята очень-очень милы! — повторила старая ут­ка. — Ну, будьте же как дома, а найдете угриную головку, можете принести ее мне.

Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.

—  Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, посмот­рел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!

Так прошел первый день, затем стало еще хуже. Все гнали бедняж­ку, даже братья и сестры сердито ворчали:

—  Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода! А мать прибавляла:

—  Глаза бы мои на тебя не смотрели!

Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала пти­цам корм, толкала ногою.

Не выдержал утенок, перебежал двор и — через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.

«Они испугались меня, такой я безобразный!» — подумал утенок и пустился наутек, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел здесь всю ночь.

Утром утки вылетели из гнезда и увидали нового товарища.

—  Ты кто такой? — спросили они, а утенок вертелся, раскланива­ясь на все стороны, как умел.

—  Ты пребезобразный! — сказали дикие утки. — Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами!

Бедняжка! Где уж ему было думать об этом! Лишь бы разрешили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.

Два дня провел он в болоте, на третий день явились два диких гусака. Они недавно вылупились из яиц и потому выступали очень гордо.

—  Слушай, дружище! — сказали они. — Ты такой урод, что, право, нравишься нам! Хочешь летать с нами и быть вольной птицей? Неда­леко отсюда, в другом болоте, живут премиленькие дикие гусыни-ба­рышни. Они умеют говорить: «Рап, рап!» Ты такой урод, что, чего доброго, можешь им понравиться!

«Пиф! паф!» — раздалось вдруг над болотом, и оба гусака упали к камыши мертвыми; вода окрасилась кровью. «Пиф! паф!» — разда­лось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пошла пальба. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые залез­ли на нависшие над болотом ветви. Голубой дым облаками окутывал деревья и стлался над водой. По болоту шлепали охотничьи собаки; камыш качался из стороны в сторону. Бедный утенок от страха хотел было спрятать голову под крыло, как глядь — перед ним охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она приблизила к утенку свою пасть, оскалила зубы и — шлеп, шлеп — пробежала дальше.

—  Слава богу! — перевел дух утенок. — Слава богу! Я так безоб­разен, что даже собаке противно укусить меня!

И он притаился в камышах; над головою его то и дело пролетали дробинки, раздавались выстрелы.

Стрельба утихла только к вечеру, но утенок долго еще боялся пошевелиться. Прошло несколько часов, пока он осмелился встать, оглядеться и пуститься бежать дальше по полям и лугам. Дул такой сильный ветер, что утенок еле-еле мог двигаться.

К ночи он добежал до бедной избушки. Избушка так обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, потому и держа­лась. Ветер так и подхватывал утенка, — того и гляди, унесет! — приходилось упираться в землю хвостом!

Надвигался ураган; что было делать бедняжке? К счастью, он увидел, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит совсем криво; можно было свободно проскочить через эту щель. Так он и сделал.

В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел изгибать спину, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти. У курицы были маленькие, коротенькие ножки, и ее прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку.

Утром пришельца заметили; кот начал мурлыкать, а курица клох­тать.

—  Что там? — спросила старушка, осмотрелась кругом и увидела утенка, но по слепоте своей приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.

—  Вот так находка! — сказала старушка. — Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну да увидим, испытаем!

И утенка взяли на испытание, но прошло недели три, а яиц все не было. Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба всегда говорили: «Мы и весь свет!» Они считали самих себя половиной всего света, притом — лучшею его половиной. Утенку же казалось, что можно на этот счет быть и другого мнения. Курица, однако, этого не потерпела.

—  Умеешь ты нести яйца? — спросила она утенка.

—  Нет!

—  Так и держи язык на привязи! А кот спросил:

—  Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и испускать искры?

—  Нет!

—  Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные!

И утенок сидел в углу нахохлившись. Вдруг вспомнил он свежий воздух и солнышко, и ему так захотелось поплавать. И не выдержав он сказал об этом курице.

—  Да что с тобой?! — спросила она. — Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдет!

—  Ах, плавать по воде так приятно! — сказал утенок. — А что за наслаждение нырять в самую глубь с головой!

—  Хорошо наслаждение! — сказала курица. — Ты совсем рехнул­ся? Спроси у кота, он умнее всех, кого я знаю, нравится ли ему плавать или нырять! О себе самой я уж не говорю! Спроси, наконец, у нашей старушки хозяйки, умнее ее нет никого на свете! По-твоему, и ей хочется плавать или нырять?

—  Вы меня не понимаете! — сказал утенок.

—  Если уж мы не понимаем, так кто тебя поймет! Что ж, ты хочешь быть умнее кота и хозяйки, не говоря уж обо мне? Не дури, а благо­дари-ка лучше создателя за все, что для тебя сделали! Тебя приюти­ли, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя — так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!

—  Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! — сказал утенок.

—  Скатертью дорога! — отвечала курица.

И утенок ушел. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за уродство.

Настала осень; листья на деревьях пожелтели и побурели; ветер подхватывал и кружил их; наверху, в небе, стало так холодно, что тяжелые облака сеяли град и снег, а на изгороди сидел ворон и каркал от холода во все горло. Брр! Замерзнешь при одной мысли о таком холоде! Плохо приходилось бедному утенку.

Однажды вечером, при великолепном закате солнца, из-за кустов поднялась целая стая чудных больших птиц; утенок сроду не видел таких красавцев: белые как снег, с длинными гибкими шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то странный крик, взмахнули великолепными большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края, за синее море. Они поднялись высоко-высоко, а бедного утенка охватило какое-то смутное волнение. Он завертелся в воде, как волчок, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался. Чудные птицы не выходили у него из головы, и когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул опять и был словно вне себя. Утенок не знал, как зовут этих птиц, куда они летели, но полюбил их, как не любил до сих пор никого. Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад был бы и тому, чтобы хоть утки-то его не гнали от себя. Бедный гадкий утенок!

А зима стояла холодная-прехолодная. Утенку приходилось пла­вать без отдыха, чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью свободное ото льда пространство становилось все меньше и меньше. Морозило так, что ледяная кора трещала. Утенок без устали работал лапками, но под конец обессилел, приостановился и весь обмерз.

Рано утром мимо проходил крестьянин, увидал примерзшего утенка, разбил лед своим деревянным башмаком и унес птицу домой к жене. Там его отогрели.

Но вот дети вздумали поиграть с ним, а он вообразил, что они хотят обидеть его, и шарахнулся со страха прямо в подойник с молоком — молоко все расплескалось. Женщина вскрикнула и всплеснула рука­ми; утенок между тем влетел в кадку с маслом, а оттуда в бочонок с мукой. Батюшки, на что он был похож! Женщина вопила и гонялась за ним с угольными щипцами, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали и визжали. Хорошо, что дверь была открыта, утенок выбе­жал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег и долго-долго лежал там почти без чувств.

Было бы чересчур печально описывать все злоключения утенка за эту суровую зиму. Когда же солнышко опять пригрело землю своими теплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна.

Утенок взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего. Не успел он опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету; душистая сирень склонила свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весной! Вдруг из чащи трост­ника выплыли три чудесных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.

«Полечу-ка я к этим царственным птицам, они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше они меня убьют, чем выносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!» И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

—  Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собст­венное отражение, но он был уже не, безобразною темно-серою пти­цей, а — лебедем!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!

Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий, — утенок мог лучше оценить свое счастье и все окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами.

В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлеб­ные крошки и зерна, а самый маленький из них закричал:

—  Новый, новый!

И все остальные подхватили:

—  Да, новый, новый! — хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!

И старые лебеди склонили перед ним головы.

А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был через чур счастлив, но нисколько не возгордился — доброе сердце не знает гордости, он помнил то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший среди прекрасных птиц! Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно... И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

—  Я даже не мог мечтать о таком счастье, будучи гадким утенком!



Просмотр содержимого документа
«Применение стратегий РКМ как способ реализации компетентностного подхода на учебных занятиях»

Применение стратегий РКМ как способ реализации компетентностного подхода на учебных занятиях.

Мастер-класс учителя русского языка и литературы

Скворцовой Светланы Витальевны


Здравствуйте!

Всех видеть здесь так рада я!

Ведь стали мы совсем семья!

Оставив все свои волненья,

Я начинаю выступленье!

Одно необходимое условие – доброжелательная улыбка на лице.

Меня зовут Скворцова Светлана Витальевна, учитель МБОУ «Санномыская СОШ».

Мы немного устали после плодотворной работы на предыдущих мастер-классах. Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий.

* с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

* щеки - вверх - вниз (10 раз);

* кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

* указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

* 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Я думаю, вы ощутили, как горячая волна энергии обволакивает наше тело, как мы приободрились. И чтобы совсем хорошо себя чувствовать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на это же языке.

Я начну на русском

- Здравствуйте!

- Нихао ! (Китай)

- Гомар Джоба ! (Грузия)

- Хэллоу! (Англия)

- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)

- Здоровэньки булы! (Украина)

- Норуон норгуй! (Якутия)

- Джечь буречь (Удмуртия)
- Добры дзень! (Белоруссия)
- Ola! (Португалия)

- Ye'ti! (Чукчи)

- Namaste! (Индия)

- Merhaba! (Турецкий)

- Ave! (Латинский)

- Konnichi wa! (Япония)

Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы?

Тогда приступим к серьезной части моего выступления.

Цель: познакомить присутствующих со стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Практическая значимость: использование инновационных технологий в организации учебных занятий.

Задачи: - раскрыть содержание мастер класса посредством реализации некоторых приемов стратегии РКМЧП.

-показать универсальность приемов технологии РКМ на разных этапах урока при реализации разных дидактических целей урока


Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль, мышление – это ключевое слово в основе технологии, которую я начала практиковать и некоторым опытом хочу поделиться с вами Я познакомилась с этой технологией три года назад на курсах повышения квалификации по ФГОС в РИКУО. С того времени активно осваиваю стратегии и методы этой технологии.


Что вам известно об этой технологии, какие идеи возникают у вас в связи с этим термином?

Давайте с вами сейчас нарисуем солнышко: в центре РКМЧП, а лучи – все ваши ассоциации, идеи, возникающие в связи с этим термином.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы с вами использовали один из самых наглядных приемов технологии РКМЧП – построение кластера.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

  1. Краткая характеристика основных идей технологии.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер. В России она появилась в 1997 году.

Чем привлекает меня данная технология? Нередко когда учитель ведет урок, он имеет перед собой достаточно ясный план, где все его действия и действия учеников расписаны как по содержанию, так и по времени.

Схема задается в самом начале, а любые отступления от нее воспринимаются как срыв. Поэтому иногда так сильно раздражают «отвлекающие» вопросы учеников, их медлительность при написании письменной работы или даже просто шум в классе. Задача успеть все намеченное сковывает. И кто из нас, учителей, задумывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему неинтересно. А кому-то новая тема просто не нравится. Кардинально менять задачу урока вот это наш преподавательский ответ на ученическое «неинтересно»…

Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

  • формирование культуры чтения и письма;

  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.


На наших уроках мы работаем с двумя основными типами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии, в основном, одинаково "работают" на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном - определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.

Базовая модель РКМЧП

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  • Фаза вызова (введение в проблему, актуализация имеющегося опыты и знаний)

  • Фаза реализации смысла (изучение нового материала)

  • Фаза рефлексии (закрепление материала, проверка усвоения).

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе..

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Приемы работы по ТРКМЧП успешно используются учителями. Их несколько групп. Многие из них мы используем в своей практике, не предполагая, что они относятся к РКМЧП. Просмотрите в опорном материале информацию о приемах и скажите, какие из них вы используете. (Приложение 1)

  1. Актуальность опыта.

Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

  1. Условия эффективности опыта

Учитель должен:

  • быть открытым для инновационных идей;

  • иметь организаторские способности;

  • знать основы технологии РКМЧП;

  • творчески подходить к подбору материала для содержания уроков;

  • разрабатывать и применять ситуативные задачи.

А если отвлечься от теории, учитель должен помнить следующие правила:

  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

  • Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.

  • Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

  • Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

  • Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.

  • Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

  • Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!

  • Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

  • На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.

  • Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

  • Больше всего дети утомляются в бездействии.


  1. Разбор конкретных стратегий.

На уроках литературы можно с успехом использовать большинство стратегий РКМЧП. Например, «чтение с остановками», «вопросительные слова», «толстый и тонкий вопросы», «ромашка вопросов», «условные значки», «таблица – синтез», «идеал», «знаю – хочу узнать – узнал», «бортовой журнал», «до и после», «зигзаг», «уголки», пятиэтапная стратегия создания письменного текста, «шесть шляп мышления Боно».

Стратегия «Чтение с остановками» пробуждает интерес детей к книге, развивает навыки критического мышления.

Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

4.Обсуждение содержания, интерпретация сюжета или написание эссе.

Начать урок по данной технологии можно с наполнения «Корзины идей, понятий, имен и т.п.». При этом:

  • Называется проблема, задается вопрос о том, что известно ученику по этой проблеме.

  • Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме (строго индивидуальная работа), продолжительность работы 1 – 2мин

  • Обмен информацией по проблеме в парах или группах. Время обсуждения не более 3 – х минут.

  • Группы по кругу называют сведения, факты, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

  • Учитель записывает все на доске без комментариев (даже ошибочные мнения).

  • Связывание в логические цепи, исправление ошибок происходит по мере освоения новой информации.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней.

Примерные вопросы приема « чтение с остановками».

По названию предположите, о чем будет рассказ?

Какие события могут произойти в описанной обстановке?

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились?

Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Как бы вы закончили его?

Что будет с героем после событий рассказа?

Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.

5. На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Результат применения данной технологии:

  • повышение коммуникативной компетенции,

  • развитие творческих способностей,

  • развитие самоуважения,

  • формирование адекватной самооценки,

  • формирование потребности творческой самореализации,

  • повышение мотивации школьников к изучению литературы,

  • социализация личности.

Рождаются удивительные сочинения, стихи (синквейн), иллюстрации, иногда интересные идеи и замыслы.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце выступления я хочу, чтобы вы немного отвлеклись от серьезных тем и остановили свой взор на себе. В самом начале я сказала, что прежде чем менять мир, мы должны меняться сами. Я предлагаю вам небольшой символьный тест, который покажет качества, помогающие или мешающие в становлении нас как инноваторов.

"Символьный тест"

(слайд)

Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

Если вы хотите добиться в этой жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить.

(А.Франс)





Просмотр содержимого презентации
«мастер класс»

Применение стратегий РКМ как способ реализации компетентностного подхода на учебных занятиях. Мастер-класс учителя русского языка и литературы Скворцовой Светланы Витальевны

Применение стратегий РКМ

как способ реализации компетентностного подхода на учебных занятиях.

Мастер-класс учителя русского языка и литературы

Скворцовой Светланы Витальевны

Цель: познакомить присутствующих со стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Практическая значимость: использование инновационных технологий в организации учебных занятий. Задачи: - раскрыть содержание мастер класса посредством реализации некоторых приемов стратегии РКМЧП. -показать универсальность приемов технологии РКМ на разных этапах урока при реализации разных дидактических целей урока

Цель: познакомить присутствующих со стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Практическая значимость: использование инновационных технологий в организации учебных занятий.

Задачи: - раскрыть содержание мастер класса посредством реализации некоторых приемов стратегии РКМЧП.

-показать универсальность приемов технологии РКМ на разных этапах урока при реализации разных дидактических целей урока

Базовая модель РКМЧП В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

Базовая модель РКМЧП

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  • Фаза вызова (введение в проблему, актуализация имеющегося опыты и знаний)
  • Фаза реализации смысла (изучение нового материала)
  • Фаза рефлексии (закрепление материала, проверка усвоения).
Условия эффективности опыта Учитель должен: быть открытым для инновационных идей; иметь организаторские способности; знать основы технологии РКМЧП; творчески подходить к подбору материала для содержания уроков; разрабатывать и применять ситуативные задачи.
  • Условия эффективности опыта

Учитель должен:

  • быть открытым для инновационных идей;
  • иметь организаторские способности;
  • знать основы технологии РКМЧП;
  • творчески подходить к подбору материала для содержания уроков;
  • разрабатывать и применять ситуативные задачи.
Прием «Чтение с остановками» Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.

Прием «Чтение с остановками»

Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.

Х.К.Андерсен «Гадкий утенок»

Х.К.Андерсен «Гадкий утенок»

Как вы думаете, о чем говорится в сказке с таким названием? А что означает слово «гадкий»? Подберите к нему синонимы. Прием «Корзина идей».

Как вы думаете, о чем говорится в сказке с таким названием? А что означает слово «гадкий»? Подберите к нему синонимы.

Прием «Корзина идей».

Чтение 1, 2 главы Вопросы: 1. Как ж встретили утёнка на птичьем дворе? (воспроизведение информации) 2.Что сказала об утином выводке знатная утка? 3. Как жилось утёнку на птичьем дворе? 4. Как ко всему этому относилась его мама? 5.Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Чтение 1, 2 главы

Вопросы:

1. Как ж встретили утёнка на птичьем дворе? (воспроизведение информации)

2.Что сказала об утином выводке знатная утка?

3. Как жилось утёнку на птичьем дворе?

4. Как ко всему этому относилась его мама?

5.Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Чтение 3, 4 главы 1. Почему утенок убежал с птичьего двора? 2. Как отнеслись к нему дикие гуси? 3. О чем думал утенок, когда собака его не тронула? 4. Как утенок попал в избушку? 5. Как чувствовал себя утенок у старухи? 6. Почему утенок решил идти родить по белу свету? 7. Почему курочке непонятно желание утенка? 8. Как события развивались дальше?

Чтение 3, 4 главы

1. Почему утенок убежал с птичьего двора?

2. Как отнеслись к нему дикие гуси?

3. О чем думал утенок, когда собака его не тронула?

4. Как утенок попал в избушку?

5. Как чувствовал себя утенок у старухи?

6. Почему утенок решил идти родить по белу свету?

7. Почему курочке непонятно желание утенка?

8. Как события развивались дальше?

Чтение 5,6 главы Прочтите описание «чудных птиц» . Вы   узнали, что это за птицы? - Что чувствовал утенок при виде этих птиц? - Опишите приход весны. Как утенок очутился в саду? - Почему он решил умереть? - Что почувствовал утенок, когда увидел, что превратился в лебедя? - А что почувствовали вы?

Чтение 5,6 главы

Прочтите описание «чудных птиц» . Вы   узнали, что это за птицы?

- Что чувствовал утенок при виде этих птиц?

- Опишите приход весны. Как утенок очутился в саду?

- Почему он решил умереть?

- Что почувствовал утенок, когда увидел, что превратился в лебедя?

- А что почувствовали вы?

На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Результат применения данной технологии: повышение коммуникативной компетенции, развитие творческих способностей, развитие самоуважения, формирование адекватной самооценки, формирование потребности творческой самореализации, повышение мотивации школьников к изучению литературы, социализация личности.  Рождаются удивительные сочинения, стихи (синквейн), иллюстрации, иногда интересные идеи и з амыслы.

Результат применения данной технологии:

  • повышение коммуникативной компетенции,
  • развитие творческих способностей,
  • развитие самоуважения,
  • формирование адекватной самооценки,
  • формирование потребности творческой самореализации,
  • повышение мотивации школьников к изучению литературы,
  • социализация личности.

Рождаются удивительные сочинения, стихи (синквейн), иллюстрации, иногда интересные идеи и з амыслы.