Мастер-класс
«Развитие у воспитанника ценностей семьи»
С.А.Фёдорова
Пять задач методики воспитания ценностей:
1) Помочь школьнику обнаружить ценность в предметах, вещах, действиях, событиях, фактах, явлениях (там, где ребёнок видит только предмет).
2) Представить социально-культурную ценность детям так, чтобы она была ими воспринята в своём пленительном (привлекательном для них) значении.
3) Демонстрация формы выражения ценности (поведенческие нормы).
Пример: Пушкину, страдающему от боли, говорят: «Стонай, легче будет», - а он отвечает: «Нельзя, жена услышит».
4) Организация с детьми деятельности, позволяющей им вступать в реальные отношения с окружающим миром на основе ценностного отношения к нему.
5) Осмысление детьми своей связи с миром, своего места в нём и объектов заимодействия с ним.
Сценарий урока:
1. Понятие ценностей (ценностных ориентаций).
(Карандашев В.Н. Концепция ценностей культуры Ш. Шварца: теория и методика.
http://victor.karandashevs.ru/vk_docs/Karandashev_Culture_Values.pdf)
Например: ценности выступают как стандарты, которые определяют характер действия человека, руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.
2. Традиционные русские ценности и их антиподы.
По результатам анализа многообразных литературных источников [Шкаратан, Карачаровский, 2002; Касьянова, 1994; Лебедева, 2000, 2002; Лапин, 2002; Солженицын, 1998; Павлов, 1991; Лосский, 1991]
Ценности | Оборотная сторона | Примечания |
Духовность, "не хлебом единым" | Противопоставление материальным интересам | |
Коллективизм, стремление к совместной работе, артельность | Подавление личности, авторитаризм | В примитивных и традиционных обществах всегда силен коллективизм. Индивидуализм - достояние урбанизированного общества с развитыми рыночными отношениями |
Самопожертвование | Покорность власти, долготерпение. Пренебрежение власти к человеческой жизни | Ценность традиционного общества (см. коллективизм) |
Соборность1: против безличного коллективизма и своеволия индивидуализма. Сильное государство | Опасность мессианства, возможность превознесения государства как воплощения "всех" | Идея "каждый за всех" в противовес "каждый за себя" приводит к апологии государства (И. Клямкин) |
Успех достигается натиском и удачей. "Недостижительность" = аскриптивность2. Склонность к чрезвычайным усилиям, не считаясь с затра- тами | Ожидание чуда. Отсутствие склонности к кропотливой, систематической работе | Климатические условия: рваный ритм, чрезмерные, но краткосрочные напряжения (В. Ключевский) |
Труд - в удовольствие, для радости творчества | Труд ради хлеба насущного, за оплату - наказание за грехи. Прибыль предосуди- тельна. Лень, бездеятель- ность, неорганизованность | Свойства подневольного труда |
Размах, широта, склонность к масштабным делам | Небрежность, беспечность, неразвитость "средней области культур". "Авось, небось и как-нибудь" | Средняя область культуры - между домом (семьей) и государственными делами (Н. Лосский) |
Нестяжательство: богатство - грех, бедность - добродетель, щедрость, бескорыстие, душевность | Слабость стимулов к труду, бережливости, предприни- мательству | Связь с примитивным нерыночным хозяйством и феодальным патернализмом |
Справедливость. Важность внесудебной "рассеянной санкции" | Справедливость важнее закона. Распространенность неформальных отношений | Справедливость чаще трактуется как уравнитель- ность. Следствие бедности |
Эмоциональность. Нестандартность. Оригинальность. | | |
3. Формулирование ценностей – действий.
Комментарий: говоря «ценность семьи», мы называем только место существования ценностей, не называя их. Так невозможно определить ни отношение человека к семье, ни его поведение в семье.
4. Моделирование традиции на основании сформулированных ценностей.
5. Обнаружение (формулирование) учащимся существующих в его семье ценностей и традиций (по желанию).
1 Эта ценность формирует личность, объединенную в некое сообщество себе подобных, уважает не только свои права, но и права других. Поэтому она старается добиваться своих целей, реализовывать свои интересы, не нанося ущерб собратьям, во всяком случае, не нарушая общепринятых норм. Она стремится также к тому, чтобы эти нормы были разумны, чтобы все сообщество процветало, и поэтому склонны уделять время общественным делам в своих же интересах.
В таком определении мы имеем дело ни с чем иным, как с гражданским обществом.
2 Аскриптивность (приписанность) – свойство социальной позиции (статуса), заключающаяся в том, что она достаётся её носителю при рождении.