СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда  уроки становятся светлыми, радостными и приятными? Наверное, когда они интересны, проходят на одном дыхании, когда у детей всё получается. Я считаю, что обучение должно быть интересным, только тогда оно приобретёт личностный смысл, эмоциональную окраску. А если знания неинтересны, то психологи убеждают нас в том, что они становятся бесполезными, по большому счёту это мёртвый груз. Поэтому когда учиться легко, приятно и интересно, то и познавательный интерес ребёнка по изучению предмета есть всегда.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления"»

 Мастер-класс  «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников» Таразанова Лариса Викторовна , учитель начальных классов МБОУ СШ № 11 г. Павлово

Мастер-класс «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»

Таразанова Лариса Викторовна , учитель начальных классов МБОУ СШ № 11 г. Павлово

«Плохой учитель преподносит истину,  хороший учит ее находить»  А. Дистервег Цель: показать методику проведения отдельных упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей учащихся начальных классов на уроках математики

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег

Цель: показать методику проведения отдельных упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей учащихся начальных классов на уроках математики

Мыслительная деятельность совершается при помощи следующих мыслительных операций:

Мыслительная деятельность совершается при помощи следующих мыслительных операций:

Сравнение - это сопоставление предметов или явлений с целью найти сходство и различие между ними.   Анализ  - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.   Синтез  - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.   Абстракция -  это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении  от несущественных.   Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений в группы по общим и существенным признакам.   Конкретизация – это мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. 

Сравнение - это сопоставление предметов или явлений с целью найти сходство и различие между ними.  Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.  Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.  Абстракция -  это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении  от несущественных.  Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений в группы по общим и существенным признакам.  Конкретизация это мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. 

Умственные способности и качества  мышления

Умственные способности и качества  мышления

Гибкость мышления - легкость перехода от одного способа действия к другому, умение выходить за границы привычного способа действия.  Активность мышления - постоянство усилий, направленных на решение некоторой проблемы, желание обязательно решить эту проблему, изучить различные подходы к ее решению.  Организованность памяти -  быстрое и правильное воспроизведение необходимой информации.   Широта мышления - способность к формированию обобщенных способов действий.  Глубина мышления - умение отделять главное от  второстепенного.  Критичность мышления - умение оценить правильность выбранных путей решения проблемы.   

Гибкость мышления - легкость перехода от одного способа действия к другому, умение выходить за границы привычного способа действия. Активность мышления - постоянство усилий, направленных на решение некоторой проблемы, желание обязательно решить эту проблему, изучить различные подходы к ее решению. Организованность памяти -  быстрое и правильное воспроизведение необходимой информации.  Широта мышления - способность к формированию обобщенных способов действий. Глубина мышления - умение отделять главное от  второстепенного. Критичность мышления - умение оценить правильность выбранных путей решения проблемы.   

Задания, направленные на развитие логического мышления: Задачи на смекалку Задачи-шутки Числовые фигуры Задачи с геометрическим содержанием Логические упражнения со словами Математические игры Кроссворды и ребусы

Задания, направленные на развитие логического мышления:

  • Задачи на смекалку
  • Задачи-шутки
  • Числовые фигуры
  • Задачи с геометрическим содержанием
  • Логические упражнения со словами
  • Математические игры
  • Кроссворды и ребусы
Логические цепочки Найдите недостающее число в ряду :  1, 5, 6, 11, 17, …, 45 Решение:   1 + 5 = 6 5 + 6 = 11 6 + 11 = 17 11 + 17 = 28 17 + 28 = 45  Ответ:  28

Логические цепочки

Найдите недостающее число в ряду : 1, 5, 6, 11, 17, …, 45

Решение:

1 + 5 = 6 5 + 6 = 11 6 + 11 = 17 11 + 17 = 28 17 + 28 = 45 Ответ: 28

Найди недостающее число в ряду: 2, 3, 5, 9, …, 33 Решение: 2×2-1=3   3×2-1=5   5×2-1=9 9×2-1=17   17×2-1=33  Значит, недостающее число  17

Найди недостающее число в ряду: 2, 3, 5, 9, …, 33

Решение:

2×2-1=3   3×2-1=5   5×2-1=9 9×2-1=17   17×2-1=33 Значит, недостающее число 17

Разгадай ритм и продолжи

Разгадай ритм и продолжи

 Такие задания задействуют одновременно несколько мыслительных операций:  анализ, сравнение, обобщение; способствуют развитию у детей гибкости, активности, широты  и глубины мышления.

Такие задания задействуют одновременно несколько мыслительных операций:

  • анализ,
  • сравнение,
  • обобщение;
  • способствуют развитию у детей гибкости, активности, широты

и глубины мышления.

Найти неизвестное число   СЛОВАРЬ          2, 6, 7                 СОВА       9781           Б, Г                     ? Решение: 1) из слова словарь убрать 2, 6, 7 буквы, получим слово сова  2) из числа 9781 надо отбросить те цифры, которые обозначают порядковый номер букв в алфавите ( Б – 2, Г – 4)  Ответ:  98

Найти неизвестное число СЛОВАРЬ          2, 6, 7                 СОВА     9781           Б, Г                     ?

Решение:

1) из слова словарь убрать 2, 6, 7 буквы, получим слово сова 2) из числа 9781 надо отбросить те цифры, которые обозначают порядковый номер букв в алфавите ( Б – 2, Г – 4) 

Ответ: 98

Найти неизвестное число   КРОВАТЬ ТОВАР  СТРОКА КРОТ  72618 ? Решение:  1) Чтобы получить слово товар, нужно в слове кровать исключить крайние буквы, полученные крайние буквы поменять местами.  2)  Вторая строка подтверждает данную закономерность.  3) Аналогично в третьей строке получаем 162.  Ответ: 162.

Найти неизвестное число КРОВАТЬ ТОВАР СТРОКА КРОТ 72618 ?

Решение: 1) Чтобы получить слово товар, нужно в слове кровать исключить крайние буквы, полученные крайние буквы поменять местами. 2)  Вторая строка подтверждает данную закономерность. 3) Аналогично в третьей строке получаем 162. Ответ: 162.

 Данные задания способствуют развитию у детей умений:  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,  гибкости, активности, широты и глубины мышления.

Данные задания способствуют развитию у детей умений:

  • анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
  • гибкости, активности, широты и глубины мышления.
Задачи на смекалку (построение логической цепи рассуждений)  У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?

Задачи на смекалку (построение логической цепи рассуждений)

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?

 Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? ПРОВЕРКА

Ты да я, да мы с тобой.

Сколько нас всего?

ПРОВЕРКА

Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфеле Севы. Какой из этих портфелей самый большой? Коля Вася Сева

Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфеле Севы. Какой из этих портфелей самый большой?

Коля

Вася

Сева

К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её. 18

К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её.

18

ПРОВЕРКА 19

ПРОВЕРКА

19

  Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке. 19

Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке.

19

21

21

Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели 2 4 1 3  позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра 5

Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели

2

4

1

3

позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

5

 В 9 – этажном доме есть лифт. На первом этаже живут 2 человека. От этажа к этажу количество жителей увеличивается вдвое. Вопрос: какая кнопка лифта нажимается чаще всего? 512 8 1 4  2

В 9 – этажном доме есть лифт. На первом этаже живут 2 человека. От этажа к этажу количество жителей увеличивается вдвое. Вопрос: какая кнопка лифта нажимается чаще всего?

512

8

1

4

2

Такие задания способствуют развитию следующих умений:    АНАЛИЗ, СИНТЕЗ,  ВЫБОР ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ, ВЫВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВИЙ,  ВЫБОР ОСНОВАНИЙ КЛАССИФИКАЦИИ,  ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ РАССУЖДЕНИЙ

Такие задания способствуют развитию следующих умений: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ВЫБОР ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ, ВЫВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВИЙ, ВЫБОР ОСНОВАНИЙ КЛАССИФИКАЦИИ, ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ РАССУЖДЕНИЙ

Катя, Галя и Оля спрятали игрушки – медвежонка, зайчика и слоника. Кто какую игрушку спрятал, если известно, что Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка, а Катя не прятала зайчика? - - + Катя - - + Галя - - + Оля

Катя, Галя и Оля спрятали игрушки – медвежонка, зайчика и слоника. Кто какую игрушку спрятал, если известно, что Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка, а Катя не прятала зайчика?

-

-

+

Катя

-

-

+

Галя

-

-

+

Оля

Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то груши, кто-то сливы, кто-то вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони? Г С В Я - - + - Слава - + - - Дима - - + - Петя - - + - Женя

Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то груши, кто-то сливы, кто-то вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони?

Г

С

В

Я

-

-

+

-

Слава

-

+

-

-

Дима

-

-

+

-

Петя

-

-

+

-

Женя

Установи соответствие Четыре приятеля - Миша, Коля, Саша и Дима - проживают по следующим адресам: Лесная ул., 37; Цветочная ул., 25; Лесная ул., 25. Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на одной улице, Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами, а Миша и Дима - родные братья.

Установи соответствие

Четыре приятеля - Миша, Коля, Саша и Дима - проживают по следующим адресам:

Лесная ул., 37;

Цветочная ул., 25;

Лесная ул., 25.

Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что

Миша и Коля живут на одной улице,

Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами,

а Миша и Дима - родные братья.

Лесная ул., 37; Цветочная ул., 25; Лесная ул., 25. Миша, Дима Саша Коля

Лесная ул., 37;

Цветочная ул., 25;

Лесная ул., 25.

Миша, Дима

Саша

Коля

Такие задания способствуют развитию следующих умений:    анализ, синтез, установления причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы и её обоснование, построение логической цепи рассуждений, способствуют развитию у детей гибкости, активности, широты и глубины мышления.

Такие задания способствуют развитию следующих умений: анализ, синтез, установления причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы и её обоснование, построение логической цепи рассуждений, способствуют развитию у детей гибкости, активности, широты и глубины мышления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!