Мастер-класс «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»
Таразанова Лариса Викторовна , учитель начальных классов МБОУ СШ № 11 г. Павлово
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег
Цель: показать методику проведения отдельных упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей учащихся начальных классов на уроках математики
Мыслительная деятельность совершается при помощи следующих мыслительных операций:
Сравнение - это сопоставление предметов или явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений в группы по общим и существенным признакам. Конкретизация – это мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
Умственные способности и качества мышления
Гибкость мышления - легкость перехода от одного способа действия к другому, умение выходить за границы привычного способа действия. Активность мышления - постоянство усилий, направленных на решение некоторой проблемы, желание обязательно решить эту проблему, изучить различные подходы к ее решению. Организованность памяти - быстрое и правильное воспроизведение необходимой информации. Широта мышления - способность к формированию обобщенных способов действий. Глубина мышления - умение отделять главное от второстепенного. Критичность мышления - умение оценить правильность выбранных путей решения проблемы.
Задания, направленные на развитие логического мышления:
- Задачи на смекалку
- Задачи-шутки
- Числовые фигуры
- Задачи с геометрическим содержанием
- Логические упражнения со словами
- Математические игры
- Кроссворды и ребусы
Логические цепочки
Найдите недостающее число в ряду : 1, 5, 6, 11, 17, …, 45
Решение:
1 + 5 = 6 5 + 6 = 11 6 + 11 = 17 11 + 17 = 28 17 + 28 = 45 Ответ: 28
Найди недостающее число в ряду: 2, 3, 5, 9, …, 33
Решение:
2×2-1=3 3×2-1=5 5×2-1=9 9×2-1=17 17×2-1=33 Значит, недостающее число 17
Разгадай ритм и продолжи
Такие задания задействуют одновременно несколько мыслительных операций:
- анализ,
- сравнение,
- обобщение;
- способствуют развитию у детей гибкости, активности, широты
и глубины мышления.
Найти неизвестное число СЛОВАРЬ 2, 6, 7 СОВА 9781 Б, Г ?
Решение:
1) из слова словарь убрать 2, 6, 7 буквы, получим слово сова 2) из числа 9781 надо отбросить те цифры, которые обозначают порядковый номер букв в алфавите ( Б – 2, Г – 4)
Ответ: 98
Найти неизвестное число КРОВАТЬ ТОВАР СТРОКА КРОТ 72618 ?
Решение: 1) Чтобы получить слово товар, нужно в слове кровать исключить крайние буквы, полученные крайние буквы поменять местами. 2) Вторая строка подтверждает данную закономерность. 3) Аналогично в третьей строке получаем 162. Ответ: 162.
Данные задания способствуют развитию у детей умений:
- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
- гибкости, активности, широты и глубины мышления.
Задачи на смекалку (построение логической цепи рассуждений)
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
Ты да я, да мы с тобой.
Сколько нас всего?
ПРОВЕРКА
Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфеле Севы. Какой из этих портфелей самый большой?
Коля
Вася
Сева
К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её.
18
ПРОВЕРКА
19
Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке.
19
21
Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели
2
4
1
3
позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
5
В 9 – этажном доме есть лифт. На первом этаже живут 2 человека. От этажа к этажу количество жителей увеличивается вдвое. Вопрос: какая кнопка лифта нажимается чаще всего?
512
8
1
4
2
Такие задания способствуют развитию следующих умений: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ВЫБОР ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ, ВЫВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВИЙ, ВЫБОР ОСНОВАНИЙ КЛАССИФИКАЦИИ, ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ РАССУЖДЕНИЙ
Катя, Галя и Оля спрятали игрушки – медвежонка, зайчика и слоника. Кто какую игрушку спрятал, если известно, что Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка, а Катя не прятала зайчика?
-
-
+
Катя
-
-
+
Галя
-
-
+
Оля
Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то груши, кто-то сливы, кто-то вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони?
Г
С
В
Я
-
-
+
-
Слава
-
+
-
-
Дима
-
-
+
-
Петя
-
-
+
-
Женя
Установи соответствие
Четыре приятеля - Миша, Коля, Саша и Дима - проживают по следующим адресам:
Лесная ул., 37;
Цветочная ул., 25;
Лесная ул., 25.
Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что
Миша и Коля живут на одной улице,
Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами,
а Миша и Дима - родные братья.
Лесная ул., 37;
Цветочная ул., 25;
Лесная ул., 25.
Миша, Дима
Саша
Коля
Такие задания способствуют развитию следующих умений: анализ, синтез, установления причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы и её обоснование, построение логической цепи рассуждений, способствуют развитию у детей гибкости, активности, широты и глубины мышления.