Мастер класс с педагогами по теме: «Роль Риторики в развитии выразительной речи»
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Опубликован на сайте http://konkurs2016.ru/publikacii/doskolnoe/rol-ritoriki-v-razvitii-vyrazitelnoj-reci
1. Вступительное слово (знакомство-приветствие).
Сегодня я с вами хотела бы провести мастер-класс по использованию элементов Риторики в красивой, выразительной речи.
- Начать мне хотелось бы со знакомства. А чтобы мы познакомились
друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и
прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во
взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ - НАСТОЙЧИВАЯ,
Марина - МИРОЛЮБИВАЯ и т.д.
- Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего мастер –класса.
Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи : "ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство"
Мы с вами сами попробуем сегодня, поучится ораторскому мастерству и красноречию, ведь это немало важно при работе с детьми, чтобы сам педагог умел красиво и связно высказаться.
Итак, переходим к рубрике "Речевая разминка»
1. «Воздушный шарик» (на тренировку дыхания). В положении стоя, глубоко вздохнув носом, произнести звук «ш» на выдохе.
2. Набрав воздуха в лёгкие, на выдохе прочитать стихотворение, без остановки
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает и в карман кладёт.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ!
3. «Язык инопланетян» (на тренировку интонационной окрашенности речи логического ударения). Задайте вопрос соседу, поочерёдно логически выделяя звуки «а», «о», «у»; он должен ответить с помощью таких же звуков, голосом акцентируя тот же звук в своём ответе.
АОУ? – АОУ; АОУ? – АОУ; АОУ? - АОУ.
2 Рубрика " Умение чисто говорить"
Что значит чисто говорить? (ответы). Говорить «без запинок», правильно выговаривать слова. Огромную роль играет «техническая» сторона речи, как дикция – чёткое, полное проговаривание слов. И чтобы научиться лёгкой «речевой» ходьбе нужно тренироваться. И на помощь придут скороговорки. Я вам предлагаю такие:
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
• Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
3. Рубрика «Культура речи.»
- Выполните задания, используя нормы грамматики, произношения и ударения.
1. «Орфоэпический ринг»
- Прочитайте слова, поставьте ударение и произнесите слова. Тому, кто правильно произнёс - аплодисменты.
1. Звонит, щавель, километр, средства, красивее, поняла, квартал, черпать
2. Досуг, свекла, звонят, каталог, договор, исчерпать, деньгами, торты.
2. «Речевой профилакторий».
- Как правильно сказать?
1. Яблоко разрезать пополам или напополам? (пополам)
2. Обратно проливной дождь пошёл. (опять)
3. Мы заблудились и решили повернуть опять. (назад)
4. В магазине много чулков и носок. (чулок и носков)
5. Книгу положи или клади на стол? (клади)
4 рубрика «Решение и разыгрывание проблемных ситуаций»
Упражнение «Алло»
Ситуация. Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.
Задача. Вам необходимо установить контакт по телефону (приветствие, просьба пригласить по телефону нужного Вам человека и передать информацию) ; найти оптимальные формы речевого общения, соблюдая этикетные нормы общения по телефону, если собеседник – «руководитель», «коллега», родитель».
Возможные варианты ответов
Руководитель. Здравствуйте! Вас беспокоит заведующая детским садом. Вы могли бы пригласить к телефону…
Воспитатель. Добрый день! Это воспитатель группы… Можно узнать, почему сегодня Сашеньки нет в саду?
Родитель. Здравствуйте, будьте так любезны и пригласите медсестру к телефону.
Упражнение: «Ой!»
Нафантазируйте мгновенно ситуацию, в которой бы вы «ойкнув» (можно многократно) могли:
-удивиться- восхититься- пококетничать
-надсмеяться- задуматься- поиронизировать
-испугаться- пристыдить- подзадорить
-пожаловаться– околдовать- предостеречь
Задание. Упражнение на умение интонировать
Прочитать стихотворение «Уронили мишку на пол» с разной интонацией (аудитория должна догадаться какая интонация)
Игра «Войско овощей и фруктов»
Цель - активизировать речевую деятельность; формировать желание общаться и достойно выходить из нестандартных речевых ситуаций.
Сюжет
Однажды Синьор Помидор решил собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему капуста, огурец, морковь, яблоко, апельсин, чеснок, картофель,. (в роли помидора, фруктов и овощей — слушатели курсов). Помидор принимает в свое войско только тех, кто сумеет рассказать о себе: убедительно, занимательно, ярко (артистично) – и каково его значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в «войско», Помидор решает, кто поступит в его «войско», аргументируя свой выбор.
6 рубрика «рефлексия» «чемодан, корзина, мясорубка»». Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.
На синем листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.
Зеленый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Наша передача "Искусство речи» подошла к концу. И в завершении мне хочется сказать, что Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Спасибо за внимание!