МАОУ Прудовская СОШ Краснобаковский район Нижегородская область
Мастер класс
«Смысловое чтение на уроках окружающего мира»
4 класс
Работу выполнила:
Учитель начальных классов
Хадыкина.Т.И.
2017г.
Смысловое чтение на уроках окружающего мира.
Сегодня я хочу рассказать о некоторых приемах по формированию смыслового чтения на уроках окружающего мира.
Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно? На первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам, молока б нам.
На этапе проверки домашнего задания, можно использовать
Прием «Лови ошибку»
- Исправь географические ошибки в тексте: (у каждого ученика на парте текст)
Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день, а летом - полярная ночь. Температура воздуха зимой опускается до минус 60, а летом не поднимается выше нуля.
Учащиеся исправляют ошибки, проверка в паре: поменялись работами, учитель разворачивает доску с верными ответами.
Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно – островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно- косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно- полярная ночь), а летом- полярная ночь ( правильно – полярный день).Температура воздуха зимой опускается до минус 60, а летом не поднимается выше нуля (правильно- поднимается на несколько градусов выше нуля).
-Поднимите руки, чья работа выполнена верно, поднимите руки у кого 1 ошибка. Молодцы! Сдайте, пожалуйста, листочки.
Одним из приемов смыслового чтения является;
Прием «Чтение слов с прикрытой нижней половиной»
тундра
Прочитайте слово, и скажите о чем сегодня пойдёт речь?
Прием «Задай вопрос»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Прочитайте текст, придумайте вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой? Какая? Какое?…?», «Где…?», «Почему…?»
Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.
Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С.
Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.
Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая.
Приём «Восстанови текст».
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Из слов каждой строчки составь предложения.
Летом тундра покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики.
На мягких моховых кочках растут ягоды и грибы.
Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами растут ивы и березы.
Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не растут. Долгая темная зима мешает им расти.
покрыта густой летом травой тундра.
моховых растут на мягких ягоды кочках и грибы.
под ногами у тебя ивы растут и березы.
грибов они не растут выше .
мешает им долгая темная зима расти.
Приём «Чтение с пометками»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v | Знакомая информация |
+ | Новая информация |
-- | Я думал (думала) иначе |
? | Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше |
Оленьи копыта являются уникальными, поскольку способны приспосабливаться ко времени года. В летнее время, когда земля мягкая, днища копыт становятся губчатыми. Зимой подушечки затягиваются, чтобы открыть край копыта, который врезается в снег и лед и позволяет избежать скольжения и откапывать из-под снега мох. То есть, северные олени способны менять «летние сандалии» на «зимние сапоги».
У самок северного оленя, так же как у самцов, растут рога (в отличие от других 45 видов оленей). Самцы сбрасывают рога в первые месяцы зимы, а самки гораздо позже. Сани Деда Мороза везут, скорее всего, «оленихи». Олени имеют чудесную шерсть. Полые волосы позволяют захватывать воздух и обеспечивать теплоизоляцию в условиях очень низких температур.
Северные олени – отличные пловцы. Со скоростью 9 км/ч они переплывают сильно пересеченные, широкие реки и ледяные просторы океана.
Северный олень может путешествовать на огромные расстояния. Некоторые животные проходят в среднем 35 км в день, а в год преодолевают расстояния в 3100 км.