СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс: "Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер - класс был представлен на профессиональном конкурсе "Учитель года - 2017".

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс Здоровьесберегающие технологии»

Тема мастер-класса: «Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»

Зиборова Ю.Б.,

Учитель технологии

МКОУ «Посевнинская СОШ»


Цель: обобщение и представление опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.

Задачи:

  • обсудить с учителями проблемы ухудшения здоровья школьников под влиянием традиционных технологий проведения урока;

  • познакомить с методикой проведения интерактивных методов;

  • раскрыть значение и виды здоровьесберегающих технологий;

  • поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах

Оборудование: электронная презентация, листы формата А - 4, ручки, таблички с опорными словами, клубок ниток.

Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, работа в группе кооперативного обучения


Ход мастер-класса:

I. Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри, зрители!!! Слайд 1


II. Основная часть

1. Обоснование проблемы. (о ценности здоровья для человека)

Вопрос. Скажите, задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему  мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.  

Ответы педагогов.

 - Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем. 1 мин.



Задание: Напишите свои жизненные ценности, которые важны для вас. 1мин.

- Зачитайте (Все зачитывают по порядку свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов. Например, 1 место – здоровье, 2 – место – семья и т.д.) 2 мин.

Многие из вас выделили для себя такую жизненную ценность как здоровье.

2. Принятие решения

- Действительно, без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

Слайд 2

– И как Вы уже поняли, речь пойдёт о здоровьесберегающих технологиях.

Тема моего мастер – класса: «Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»

Слайд 3

Ключевым словом предлагаю выделить здоровье о нем сегодня и поговорим.

- На каждую букву этого слова назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

– Исходя из того, что вы назвали, попробуйте дать определение здоровью. Что для Вас является здоровьем? (Варианты ответов).

Слайд 4 Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.).

Слайд 5 Ученые утверждают, что здоровье народа определяется:

на 17 – 20 % – экологическими факторами,

на 8 – 10 % – биологическими (наследственными) факторами, 

на 8 – 10 % – состоянием медицины,

на 45 – 55% -  образом жизни.

3. Мозговой штурм.

Вопрос: Если наполовину наше  здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое.

- А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока для своих учеников?

Ответы педагогов: т.е. использовать здоровьесберегающие технологии.


Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением гигиенических требований, проведением зарядки.

Цель моего мастер – класса – показать, что это не единственные составляющие данной педагогической технологии. Необходимо не только следить за сохранением физического здоровья ребенка (Табличка 1: Физиология), но и создать комфортные условия обучения для поддержания его психологического и социального благополучия. Так как психическое здоровье человека во многом определяет его физическое состояние.


Представим, что мы готовим урок. Мы ставим перед собой определенные задачи. В первую очередь, нужно развивать у ребенка его познавательные потребности (Табличка 2: Познавательные потребности), включая в урок много учебной информации. Но от этого дети утомляются.


Чтобы активизировать познание, необходимо подключать эмоциональную сферу.

(Таблица 3: Эмоции)


Чтобы получить результат деятельности, мы оцениваем ребенка, т.е. заведомо ставим часть детей в ситуацию успеха или неуспеха.

(Таблица 4: Успех)


Слайд 6 Перед вами на экране четыре составляющих урока, которые мы используем в своей деятельности наиболее часто. Как же сделать так, чтобы каждая из них поддерживала здоровье ребенка, а не ухудшала его?

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Слайд 7 В соответствии с ФГОС сегодня меняется позиция учителя на уроке. Я на своих уроках стараюсь выступать в роли организатора учебного процесса, стремлюсь к тому, чтобы способствовать созданию комфортной обстановки на уроке для каждого ученика, создавать условия для выбора деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая тем самым создание ситуации успеха для каждого ребенка. На таких уроках повышается познавательная мотивация, снижается тревожность и утомляемость.

Иначе прийти к этому невозможно, применяя только традиционные педагогические технологии проведения урока.


- За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои способности, сохраняя при этом свое здоровье.


Слайд 8 Давайте попробуем вместе ответить на вопрос, «Каким критериям должен соответствовать современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий?»

4. Работа педагогов в группах кооперативного обучения

(Учитель делит аудиторию на 2 группы и распределяет темы: 1 группа - «Условия здоровьесбережения на уроке». 2 группа - «Структура современного здоровьесберегающего урока». Каждая группа обсуждает, выбирает соответствующие тезисы. Один из группы их представляет .)


Ответы педагогов 1 группы: «Условия здоровьесбережения на уроке».

  • Соблюдение этапов урока.

  • Использование методов групповой работы.

  • Использование интерактивных методов.

  • Создание положительной психологической атмосферы.

  • Активность каждого участника.

  • Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

  • Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.

  • Педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе.

  • Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

  • Упражнения для глаз.

  • Дозировка объема учебного материала.


Ответы педагогов 2 группы: «Структура современного здоровьесберегающего урока».

  • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.

  • Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

  • В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.

  • В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).

  • Заключительная часть урока используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.

  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока – это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.



Слайд 9 III. Закрепление материала

- Сегодня на мастер - классе мне хочется Вас убедить в том, что все основные составляющие современного урока неразделимы. Невозможна организация здоровьесберегающего урока без грамотной деятельности учителя. И, конечно же, помощь родителей в организации учебного процесса, соблюдении детьми режима дня будут способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

5. Игра «Волшебный клубок»

- А теперь я предлагаю всем конкурсантам принять участие в игре «Волшебный клубок». Попрошу всех выйти вперед и встать в круг. Возьмите таблички (берут таблички с опорными словами, слушают инструкцию ведущего)

- Участникам игры необходимо выстроить логическую цепочку о взаимодействии составляющих образовательного процесса (родители, учитель, эмоции, познавательные потребности, успешность, физиология). Для этого Вы встаёте в круг, передаёте клубок от «компонента» к «компоненту», обосновывая свой выбор, при этом оставляя себе нить клубка. Все «компоненты» должны быть задействованы, хотя бы по одному разу.

- Я предлагаю начать с родителей (с семьи), там, где ребенка любят, понимают и ждут. Именно в такой семье ребенок будет развиваться физически и духовно здоровой личностью……………………….

Эту цепочку взаимосвязей можно продолжать выстраивать и дальше.

В результате, в центре круга образуется «паутинка», символизирующая связи между компонентами.

Затем одному из участников системы предлагаю покинуть круг, не бросая нить. Что происходит? Естественно, что другие участники чувствуют натяжение нити, нить может порваться и система взаимосвязей внутри разрушится. Таким образом, мы видим, что все компоненты не только взаимодействуют между собой, но и выстраивают единую систему под названием «здоровье школьника», где каждый компонент в отдельности не может существовать.

! ! ! Помещение на доску назад 6 табличек-компонентов

- Мы убедились, что учитель в этой неразрывной цепи один из главных связующих компонентов. Давайте не будем забывать, что в школе необходимо сберегать здоровье не только школьников, но и учителя. Ведь, не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество процесса обучения.

IV. Подведение итогов. Завершение занятия. Рефлексия.

Слайд 10 А теперь давайте подведем итоги. Хочу, чтобы каждый участник группы завершил фразу: “Мне сегодня...”

Участвуя в данном мастер-классе мы совместно с Вами уже показали использование некоторых элементов здоровьесберегающей технологии:

1. Эмоциональный настрой

2. Технология кооперативного обучения

3. Игровые технологии

4. Смена видов деятельности

5. Рефлексия


Я хотела бы закончить свой мастер-класс отрывком из стихотворения:


Не умирайте, пока живы.

Поверьте, беды все уйдут.

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

Учитель благодарит за работу на мастер-классе



Слайд 11 Спасибо за внимание















ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа: «Условия здоровьесбережения на уроке».

  • Использование методов групповой работы.

  • Создание положительной психологической атмосферы.

  • Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

  • Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.

  • Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

  • Дозировка объема учебного материала.

  • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.

  • Соблюдение этапов урока.

  • Использование интерактивных методов.

  • Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

  • Активность каждого участника.

  • В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.

  • В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).

  • Педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе.

  • Заключительная часть урока используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.

  • Упражнения для глаз.

  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта.















2 группа: «Структура современного здоровьесберегающего урока».

  • Использование методов групповой работы.

  • Создание положительной психологической атмосферы.

  • Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

  • Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.

  • Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

  • Дозировка объема учебного материала.

  • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.

  • Соблюдение этапов урока.

  • Использование интерактивных методов.

  • Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

  • Активность каждого участника.

  • В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.

  • В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).

  • Педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе.

  • Заключительная часть урока используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.

  • Упражнения для глаз.

  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта.


Просмотр содержимого презентации
«мой мастер класс Зиборова»

Здравствуйте!

Здравствуйте!

МКОУ «Посевнинская СОШ» Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий р.п. Посевная 2017г.

МКОУ «Посевнинская СОШ»

Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий

р.п. Посевная

2017г.

здоровье

здоровье

Здоровье человека

Здоровье человека

  • это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.)
Всемирная организация здравохранения (ВОЗ)  На 17-20% - экологические  На 8-10% - биологические (наследственные)  На 8-10% - состояние медицины  На 45-55% - образ жизни

Всемирная организация здравохранения (ВОЗ)

На 17-20% - экологические

На 8-10% - биологические (наследственные)

На 8-10% - состояние медицины

На 45-55% - образ жизни

Составляющие здоровьесберегающей технологии

Составляющие здоровьесберегающей технологии

  • Физиология
  • Познавательные потребности
  • Эмоции
  • Успех
ФГОС Организатор учебного процесса Создание комфортной обстановки Ситуация успеха Условия для выбора деятельности

ФГОС

Организатор учебного процесса

Создание комфортной обстановки

Ситуация успеха

Условия для выбора деятельности

Критерии современного здоровьесберегающего урока 1 группа Условия здоровьесбережения на уроке 2 группа Структура современного здоровьесберегающего урока

Критерии современного здоровьесберегающего урока

1 группа

Условия здоровьесбережения на уроке

2 группа

Структура современного здоровьесберегающего урока

Игра «Волшебный клубок» Основные составляющие урока

Игра «Волшебный клубок»

Основные составляющие урока

  • Физиология
  • Познавательные потребности
  • Эмоции
  • Успех
  • Учитель
  • Родитель
ИТОГИ «Мне сегодня…»

ИТОГИ

«Мне сегодня…»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!