СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках»»

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках»

Учитель математики: Семенов С.М.


Цель: показать развитие творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке.


Ход мастер-класса:


Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми. 
Как же создавать проблемные ситуации? Об этом мы сегодня и поговорим.


Для начала рассмотрим основные понятия проблемной ситуации.


Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.


Цель создания проблемной ситуации:

Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

  • поиск истины (способа, приема, правила решения);

  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • противоречия практической деятельности.


Приемы создания проблемной ситуации






Классические


Сокращенные


Мотивирующие






1. Проблемная ситуация «с удивлением».

2. Проблемная ситуация «с затруднением».



1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Подводящий к проблеме диалог.

3. Подводящий от проблемы диалог.



1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятных явлений.

3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».



Рассмотрим проблемную ситуацию на уроке математики.


Посмотрите обычное колесо, похоже на геометрическую фигуру окружность.

У окружности есть – центр окружности, радиус, диаметр.


В старину, чтобы колесо телеги прослужило долгую службу, его оббивали металлической пластиной по ободу.

Представьте, что вам необходимо сделать тоже самое.

Вопрос.

Сколько сантиметров металлической пластины вам понадобиться? Попробуйте рассчитать.


Для решения данной задачи давайте вспомним как можно найти длину окружности. Длина окружности рассчитывается по формуле С=πd.


А теперь с вами посетим лаборатория раскрытия тайн. Для этого проведем практическую работу:

Тема: «Вывод формул для нахождения длины окружности».

Цель: вывести формулы для вычисления длины окружности через диаметр и радиус окружности.

Оборудование: предмет, имеющий форму цилиндра, нитка, линейка, микрокалькулятор, рабочая карта.

Ход работы:

Делайте так:

1. С помощью нитки и линейки измерьте длину окружности.

2. Сделайте запись С = … .

3. Линейкой измерьте диаметр окружности.

4. Сделайте запись D =… .

5. Найдите отношение длины окружности к её диаметру

(разделите с помощью калькулятора длину окружности на диаметр).

6. Сделайте запись . Ответ округлите до десятых.

7. Занесите полученные результаты в таблицу



Вывод: закончите предложение

«Длину окружности можно найти по формулам…».

С = d, C = 2πr.

А теперь решим нашу задачу: Сколько сантиметров металлической пластины потребуется?



Дано: Решение:

R= 25см C = 2∙ 3,14∙ 25= 157(см)

Найти:

С-?


Ответ: 157 см.


Теперь подведем итоги:

Найдено практическое решение проблемы:

1.Организация работы в команде способствовала формированию навыков сотрудничества и взаимопомощи.

2. Выполнение практической работы и нахождение числа . .

3. Установление поставленной задачи.

4. П=3,1415926…Для того, чтобы легче запомнить цифры надо сосчитать количество букв в каждом слове высказывания: «это я знаю и помню прекрасно»


Исследование проведено. На уроке кроме исследовательской работы удачно использовалась работа в парах. Сотрудничество и взаимопомощь принесли желаемый результат. Проблема решена.


Имея успех в небольших исследованиях на уроках, некоторые ребята вовлекаются в более серьёзные исследования, требующие много времени. Это уникальная возможность для ученика сделать своё открытие, узнать то, что до него никто не знал. Исследования помогают расширить кругозор ученика, повысить самооценку, самоутвердиться, формировать исследовательскую компетентность.




Давайте потренируемся.

Практикум по моделированию проблемных ситуаций на уроке.

Литература. И.С. Тургенев. «Муму». Герасим в деревне и в городе.

Физика. Плотность вещества. Измерить плотность пуха.

Физика. Диффузия. Рассмотреть диффузию в горячей и холодной воде.

Биология. Пигменты. Почему яблоки бывают желтые, красные, зеленые.


Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке.

1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.

2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.

3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.

4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.

5. Предлагать практические исследовательские задания.

6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.

7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.








Вывод:

Сегодня я попытался показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением и восторгом (шестиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрал другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.