СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Стратегия активной оценки, как фактор успешного обучения»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Стратегия активной  оценки, как фактор успешного обучения»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Стратегия активной оценки, как фактор успешного обучения»»

Мастер-класс
«Стратегия активной оценки, как фактор успешного обучения»

ГУО « Гимназия №10 г. Гродно»,

Наталья Гермогеновна Банцевич,

учитель истории и обществоведения

Цели: познакомить с элементами активной оценки; показать возможность применения элементов активной оценки в педагогической деятельности.

Представление. Слова о том, что нас едут проверять. (слайд 1) Мультфильм

Вопросы о том, что почувствовали. Вызов судьбы.

Задается вопрос «А в чем результаты традиционного контроля?» (слайд 2)

остается мало времени на изучение учебного материала, отработку предметных и общеучебных умений и навыков;

на общение учителя с учениками;

деформируются познавательные мотивы (с усвоения знаний на получение хороших оценок);

оценки часто становятся причиной ухудшения отношений между учителем и учениками;

ученики испытывают психологический дискомфорт, неуверенность из-за того, что учитель может вызвать отвечать и можно получить плохую оценку

  • это провоцирует списывание, ложь, лицемерие, может стать причиной невроза

  • (слайд 6) притупляется личное достоинство, они становятся озлобленными, у них снижается уровень самооценки;

  • одной из причин отставания в учебе является то, что у многих учеников не сформированы умения самооценки;

  • неуспешные ученики чувствуют невозможность достичь большего и вовсе перестают учиться, надеются, что какие-то баллы им поставят (сейчас все оценки положительные);

  • это приводит к иждивенчеству, ученики снимают с себя ответственность за учебу, что потом выливается в личные и социальные проблемы и т. п.

Мультфильм

Представление названия темы «Стратегия активной оценки, как фактор успешного обучения

“Кто знаком с термином активная оценка?”, “Кто использует ее элементы в работе?” и т.д.

(слайд 3-4) Средство обратной связи «Светофор»

(слайд 5) Цель мастера: познакомить с элементами активной оценки; показать возможность применения элементов активной оценки в педагогической деятельности, актуализировать знания по АО.

Цель участников: познакомиться с методикой АО, поделиться опытом по применению АО.

Целеполагание — ответственный этап в деятельности учителя. Приступая к планированию урока, каждый педагог должен задуматься над вопросами (слайд 3) • Зачем этому учить? • Чего нужно достичь? • Как сделать цель учителя целью учащихся? • Как помочь учащимся видеть продвижение к желаемому результату? • По каким критериям будет оцениваться степень достижения результата.

Повторяется, что цель должна быть достижимой, измеримой и, чтобы каждый учащийся класса принял ее как личностно значимую, понятной.

Участники мастер-класса объединяются в пары и отвечают на вопросы:

1. В каких случаях учащиеся будут чувствовать свою сопричастность на уроке, станут ответственными, сознательными участниками обучения: если они получат готовые цели или будут вырабатывать их совместно с учителем? Почему?

2. Когда нужно проверять, достигнута ли цель урока? Можно ли это делать в середине урока?

Ведущий. Для того чтобы приобщить учащихся к оценочной деятельности, чтобы они знали, чему научились, а чему еще нет, чтобы было ясно, над чем нужно работать дальше, при формулировке целей необходимо определять знания и умения, которыми учащиеся будут владеть к окончанию урока.

Организуется обобщение сказанного при помощи средства обратной связи — “Светофора”.

  1. Каждый ли урок должен иметь цель? Нет (красный цвет). Да (зеленый цвет). Ответ: да.

Учитель должен знать, чего он хочет достичь на каждом уроке.

2. Должен ли учитель каждый раз проверять, достигнута ли цель урока? Нет (красный цвет). Да (зеленый цвет). Ответ: да. Учащиеся должны иметь информацию о том, чему научились и к чему еще нужно стремиться.

3. Всегда ли нужно объяснять цель урока учащимся? Нет (красный цвет). Да (зеленый цвет). Ответ: да. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают определенный материал и к чему стремятся.

А что же такое АО? (слайд 6 )

С термином активная оценка (АО) знакомы многие (слайд 6). Это приведение в систему давно знакомых педагогам методов и приемов, которые они интуитивно или осознанно используют в работе. АО называют оценкой для обучения, или формирующей оценкой. Термин был впервые использован Бенджамином Блумом, который в 1968 году в своей книге “Обучение для мастерства” рассматривал АО как инструмент для улучшения процесса преподавания и обучения. В 1986 году Пол Блэк и Дилан Уильям подытожили результаты исследований. В 2002 году метод АО стал популярен в Великобритании, США. В Польше о нем узнали в 2003 году, в Чехии — в 2010-м. В Беларуси метод АО стал известен в 2009 году, когда Данута Стерна — польский педагог и инициатор внедрения методики АО — приехала в нашу страну с семинаром и смогла заинтересовать белорусских педагогов.

(слайд 7) Давайте вместе определим, какие факторы влияют на успешность в обучении : мотивация, здоровье и т.д. ( вызывать по «Судьбе»)

(слайд 9)Давайте познакомимся с элементами активной оценки. К ним относятся:

цели урока,

техника постановки вопросов, ключевой вопрос,

критерии достижения цели — “НаШтоБуЗУ”,

самооценка, взаимо- оценка и обратная связь.


(слайд 10) ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ

Мультфильм «На задней парте», момент ,когда задается вопрос.

Предлагается вопрос для обсуждения (в группах):Для чего учитель задает вопросы?”.

Вариантов ответов может быть много: чтобы стимулировать деятельность учащихся; чтобы выяснить, знают ли учащиеся материал; чтобы определить степень понимания, усвоения материала учащимися и т. д. (слайд 13-14)

Чтобы определить 2-й аспект АО, ведущий вызывает любых трех участников мастер-класса и задает им вопросы: “Как долго вы ждете ответа на поставленный вопрос?”, “Кого из учащихся вы вызываете после того, как озвучите вопрос?”, “Зависит ли время ожидания ответа от степени трудности ответа?”. (слайд 12-13)

Таким образом демонстрируется 2-й аспект АО — принцип не поднимания руки

Работа в группах Обсуждение “плюсов” и “минусов” принципа не поднимания руки, как правило, с примерами из личного опыта.

Задается вопрос: “В каких случаях учащиеся не будут испытывать страх перед ответом?”. (Если создана соответствующая атмосфера, если ответ не будет оцениваться баллом, если работа проводится в системе и т. д


Часто сразу после постановки вопроса учитель называет учащегося, который должен ответить, и времени на обдумывание у ребенка не так много. Результаты исследований, проведенных по предметам естественно-научного цикла, показали, что время ожидания ответа американскими учителями обычно составляет 1— 2 секунды

Необходимая последовательность. Слайд 11-12

Вспомним принципы техники постановки вопросов. Метод светофор

Техника постановки вопросов включает в себя:

• время на обдумывание ответа;

• принцип неподнимания руки;

• реакцию учителя на ошибочные ответы;

• поиск ответа в парах.

Необходимая последовательность:

1. Вопрос.

2. Время на обдумывание.

3. Выбор учащегося, который будет отвечать. Задачей учителя, который хочет использова ть принципы АО, должно быть использование вопросов и заданий на различных уровнях обучения.

Четыре принципа задавания вопросов: Слайд 13

(слайд 14 )КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС. Ключевые вопросы: • мотивируют; • пробуждают интерес; • побуждают к размышлению; • показывают учащимся более глубокий контекст темы; • плотно связаны с целью и темой урока; • помогают в достижении целей урока . Мы охотнее учимся тому, что нам интересно, что интригует, что необходимо нам для достижения цели.

ФОТО Ребенка. Слайд 15

Стоит отметить, что ключевой вопрос не всегда может иметь черты вопроса. Им могут быть проблема, гипотеза, загадка, задание, тезис, ситуация, рисунок или фотография, коллаж, поведение учителя. Поставьте вопрос к фото.

Как вы думаете, для чего нужны ключевые вопросы Работа в группах Стикеры

Ключевые вопросы должны

• подчеркивать цели обучения и ускорять их реализацию;

• вызывать желание ответить на вопрос;

• пробуждать интерес каждого учащегося;

• поощрять учащихся к самостоятельному поиску ответов;

• поощрять учащихся аргументировать свои доводы.

Ведущий спрашивает: “Как сформулировать хороший ключевой вопрос?” После обсуждения делается вывод, чтобы сформулировать хороший ключевой вопрос, необходимо еще раз проанализировать цель урока; подумать, как эта цель сочетается с контекстом, с другими знаниями об окружающем мире; поразмышлять, какой вопрос мог бы заинтересовать учащихся и побудить их к поиску ответов. Иногда найти ответ на ключевой вопрос очень трудно или даже невозможно, но такой вывод должны сделать сами учащиеся. Участникам предлагается проанализировать некоторые ключевые вопросы (слайд 16).

САМООЦЕНКА

Задаются вопросы для обсуждения: так ли важна самооценка? почему (слайд 17-20)?

Я. Активная оценка, по мнению Дануты Стерна, развивает у школьников способность к самооценке и позволяет учащимся управлять собственным обучением: получать новые знания и умения. Самооценка — обратная связь с самим собой. Учащийся формулирует: “Что я знаю, умею, могу». Эффективным инструментом для организации деятельности учащихся по самооценке являются оценочные листы — специальная форма, которая заполняется учащимися. Осуществлять самооценку можно при помощи всем известного средства обратной связи — “светофора”.

Активная оценка — это технология, которая помогает учиться. Это также означает, что большая ответственность за обучение лежит как раз на самих учащихся. Здесь может помочь ограничение роли учителя в оценивании работ учащихся и поощрение их взаимной оценки и самооценки. С введением взаимной оценки и самооценки появляется постепенное изменение отношения учащихся к обучению. Они более серьезно подходят к вопросу, почему и зачем они учатся, становятся активными и ответственными участниками.

Слайд 20. Именно через взаимную оценку и самооценку мы можем побудить учащихся взять на себя ответственность за собственное обучение. Еще одной особенностью взаимной оценки является то, что учащемуся гораздо легче получить обратную связь от партнера хотя бы потому, что она написана или сказана понятным ему языком, словами, которыми дети пользуются ежедневно. Кроме того, учащиеся в роли “учителя” становятся более ответственными, стараются дать объективный комментарий и таким образом сами учатся. Чтобы учащиеся могли оценивать работы друг друга и таким образом выполнять функцию, которую обычно выполняет учитель, их надо этому научить.

(слайд 21)КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Отмечается, что необходимым элементом самооценки и взаимооценки являются критерии оценки. Учащиеся оценивают работы одноклассников на основе определенных заранее критериев.

Как при взаимной оценке, так и при самооценке вместе с учениками мы должны работать над: • определением критериев оценки; • возможностями предоставления учащимся обратной информации . На одном из первых семинаров по активной оценке профессор Ян Патваровски предложил польским учителям аббревиатуру НаШтоБуЗУ (“на што буду звяртаць увагу”): на что я буду обращать внимание, или критерии оценки. Существует два аспекта НаШтоБуЗУ. Первый — это уточнение целей уроков так, чтобы учащиеся знали, чему они должны научиться, на чем нужно сосредоточить внимание во время урока, каких результатов должны достичь. Второй — это определение НаШтоБуЗУ перед проверочной или домашней работой. Благодаря НаШтоБуЗУ учащиеся знают, какие знания и навыки должны получить на уроке и какой уро вень выполнения задач требуется.

Нарисуйте елку

(слайд 22)+ 23

Работа в группах Ведущий просит учителей записать критерии оценки (НаШтоБуЗУ) к разным урокам. Напоминается, что критерии должны быть связаны с его темой и целью. Проходит обсуждение. Представители других групп уточняют и дополняют предложенные критерии.

Уважаемые коллеги: А как будет чувствовать себя учащийся? Учащийся: • чувствует себя в безопасности, так как знает, что учитель не удивит его дополнительным критерием для оценки; • пытается обратить внимание на то, что учитель будет оценивать в его работе; • знает, что должно быть в его работе; • заинтересован в комментарии учителя к своей работе, так как знает, что будет оценивать учитель. Учитель: • подбирает задания к проверочной или домашней работе, выбирая самое необходимое; • связывает задания проверочной работы с НаШтоБуЗУ к предыдущим урокам; • во время проверки работ учащихся концен - трируется только на том, что было обозначено в НаШтоБуЗУ; • оценивает работы учащихся более объективно.

НаШтоБуЗУ;слайд 23 Грюнвальд

Записать критерии в маршрутном листе по теме «Дворцовые перевороты»

слайд 24

(слайд 25) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Обратную связь называют сердцевиной АО. Обратная связь — отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме (что сделано хорошо, а что и как можно исправить

Детей необходимо учить, как правильно осуществлять взаимооценку. Мы должны помнить, что обратная связь — не оценка учащегося, а оценка очередных результатов его работы.

Обязательные элементы обратной связи

• Определение и выделение положительных элементов в работе учащегося (++).

• Обращение внимания на то, что учащемуся желательно улучшить или над чем поработать дополнительно (-).

• Подсказки, как обучающийся может улучшить свою работу ( ).

• Подсказки, в каком направлении учащийся должен работать дальше (Л).

Работа в группах Задание 1 раздает учителям пример выполненной контрольной работы и просит осуществить письменную обратную связь, используя обязательные элементы АО, т. е. написать комментарий к работе. В конце комментарии зачитываются и обсуждаются.

Ведущий. Обратная связь требует от учителя гораздо больше работы, чем выставление оценки. Она забирает у него время, заставляя внимательно проанализировать работу, несколько раз проверив ее и поразмыслив над написанием хороших рекомендаций учащемуся. В то же время обратная связь предоставляет возможность постоянно быть рядом с учащимся, помогать ему в процессе обучения.

Многие учителя задаются вопросами • Сколько раз можно позволять учащемуся исправлять одну работу? • Нужно ли продолжать писать учащемуся рекомендации и ждать хороших результатов, если исправленная, например, в десятый раз работа по- прежнему не соответствует требованиям учителя? Каждый педагог решает, как поступить в том или ином случае в зависимости от ситуации. Нельзя забывать также об устной обратной связи. Учитель должен сам решить: • в каких ситуациях эффективна устная обратная связь, а в каких — письменная; • о каких условиях нужно позаботиться, давая устную обратную связь; • говорить с учеником в присутствии одноклассников или индивидуально.

Активная оценка — это оценка, которая помогает учиться. (слайд 26) Применение АО создает атмосферу , которая способствует обучению

В этой атмосфере у учащихся:

  • усиливается ощущение собственной значимости;

  • повышается их познавательная мотивация и ответственность за учебные успехи и неудачи;

  • возрастает уровень самостоятельности;

  • есть условия для сотрудничества;

  • ученики лучше понимают процесс учения.

Но у любой технологии есть и минусы. В чем вы их видите?

Перечисление :

  • Подготовка отзывов для обратной связи занимает много времени

  • Трудоемкость подготовки к уроку (цели, критерии оценки, ключевые вопросы, наштобузу )

  • Задавание вопросов занимает много времени

  • Формулирование ключевых вопросов

  • Сокращение количества отметок

  • Склонение родителей и учащихся к активной оценке

Учитель лишь до тех пор способен воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием.

Адольф Дистервег


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!