Таксономия Блума
Ринчинова Сэсэг Фёдоровна,
учитель МБОУ «Хоронхойской СОШ»
Кяхтинского района РБ
2017 год
Умеющие мыслить
умеют задавать вопросы
Э. Кинг
Требования современного образования, обозначенные во ФГОС,
нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться".
- Как развивать в ребенке навыки мышления?
- Какие приемы и технологии использовать?
Такую задачу ставит технология развития критического мышления.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования
«Критическое мышление» (как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».
Это:
- Оценивающее суждение
- Взвешенное суждение
- Классификация
- Логическое формулирование выводов
- Понимание принципов
- Построение гипотезы
- Предложение мнений с аргументами
- Формулирование суждений на основе критериев
О замечательном американском педагоге и психологе Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Эта замечательная система для алгоритмизации работы педагога была изложена в его книгах «Стабильность и Изменение человеческих характеристик» и «Классификация образовательных целей»
Таксономия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и и νόμος — закон) учение о принципах и практике классификации и систематизации
Точка зрения, утверждающая, что человеческий мозг организует свое знание о мире в системы
Таксономия Блума
Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине - деятельность
Мышление высокого уровня
Мышление высокого уровня
Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Примеры заданий
Уровни развития познавательных способностей
представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
создать, придумать дизайн, разработать, составить план
проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
применить, проиллюстрировать, решить
описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Пирамида – 3 нижних уровня
Уровень
Учебные навыки и примеры заданий
Знание
Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
Понимание
Схватывание (понимание) смысла информационных материалов
Использование
описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
Применение в сходной ситуации
применить, проиллюстрировать, решить
A useful structure in which to categorize questions
Пирамида – 3 верхних уровня
Уровень
Учебные навыки и примеры заданий
Анализ
Определение элементов и структуры
Синтез
проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
Соединение элементов по-новому
Оценка
создать, придумать дизайн, разработать, составить план
Сравнительная оценка значимости на основе критериев
представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Универсальная педагогическая техника «Кубик Блума»
Суть предложенной Б. Блумом теории заключается в том, чтобы сгруппировать все образовательные цели в 3 категории : - закрепить и проанализировать определённое количество знаний; - побудить эмоционально откликаться на полученные знания; - применить полученные знания на практике.
Предложенная им теория, или " таксономия ", разделяет образовательные цели на три блока :
- когнитивную «Знаю»
- психомоторную «Творю»
- аффективную «Умею»
«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы .
- Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
- Назови…
- Почему…
- Объясни…
- Предложи…
- Придумай…
- Поделись
То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он,
используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения
этой проблемы.
Способы формулировки вопросов
Учитель, используя эти слова, составляет список вопросов и заданий в рамках темы урока , чтобы проверить знания учеников. Вопросы и задания удобнее всего составлять, отталкиваясь именно от написанных на гранях кубика слов, с них лучше всего и начинать вопрос.
Вопросы формулирует сам учитель . Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
2. Ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова , которое выпало на грани.
3. Если ответ дается неполный , то одноклассники могут его помочь.
Вопросы формулируют сами учащиеся . Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
Этот приём основан на работе с текстом . Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован учителем любого предмета.
Главным в работе с текстом является осмысление информации . Практика показывает, что у современных школьников с этим, нередко, возникают большие проблемы.
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса.
А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач
образования.
«Кубик Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
Варианты использования
1. При формулировке темы урока (тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать).
Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует
задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
2. Во время рефлексии. Подбираются вопросы, которые помогут запомнить основные положения данной темы.
Вопросы составляют ученики по образцу и инструкциям .
Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят
Лучше применять приём на обобщающих занятиях (есть представление о сути темы)
Что касается использования на раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу можно сделать групповой , то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе.
Этот упрощённый способ помогает не только обобщить знания, но и развить чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Какие могут быть вопросы на гранях
Вопросы на знания : кто, что, назови, где, когда, перечисли
Вопросы на понимание : опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни.
Вопросы на применение : примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй.
Вопросы на анализ : почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните.
Вопросы на синтез : составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте
Вопросы на оценку : оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное
На этапе проверки домашнего задания
- Предложи своё название рассказа
- Назови основные черты характера главного героя
- Придумай другой выход из сложившейся ситуации - Почему автор написал это произведение - Объясни почему герой запомнил этот случай на всю жизнь - Поделись своими мыслями, чувствами от
прочитанного рассказа
Техника Блума помогает решить следующие задачи
Грань «Назови»
Задание предполагает репродукцию полученных знаний ( простые вопросы). Отвечая на вопросы, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Вопрос следует начать со слова «Назови …?»
- Назови героев повести А.С. Пушкина «Дубровский».
- Назови героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Грань «Почему»
Интерпретационные (объясняющие) вопросы позволяют подробно описать процессы или явления.
Обычно начинаются со слова « Почему… ?» и направлены на установление причинно-следственных связей.
Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает« в том случае, если в ответе присутствует элемент самостоятельности.
- Почему ты относишь Печорина к "лишним людям"?
Грань «Объясни»
Уточняющие вопросы . Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях , применяет законы, теории, правила в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Вопрос следует начать со слова «Объясни …?»
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
- Ты действительно думаешь, что…
- Ты уверен, что…
- То есть ты говоришь, что…
- Если я правильно понял, то …
- Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …
- Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"?
Грань «Предложи» ( Практические вопросы) Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой : - Как можно применить ...? - Что можно сделать из ...? - Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...? - Как бы вы поступили на месте героя рассказа? Вопрос следует начать со слова «Предложи….?» Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Грань «Придумай»
( Творческие вопросы)
Вопросы подразумевают выработку стратегии мышления .
Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза :
- Что изменилось бы ...?
- Что будет, если ...?
- Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?
Вопрос следует начать со слов а придумай….
Придумай рифмы к этому слову.
Придумай , как могли бы развиваться события дальше?
Грань «Поделись»
(Оценочные вопросы)
Вопросы этого блока предназначены для активизации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений , акцентировать внимание на их оценке, направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов,
Вопросы категории « Поделись » должны сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, вызванных темой.
Вопрос следует начать со слова «Поделись…?»
- Поделись, почему ты выбрал такую тему для доклада?
- Какие эмоции вызывает у тебя последнее письмо Желткова в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?
- Поделись, почему из всех стихотворений Есенина ты выбрал именно это?
- Поделись своими эмоциями от прочтения «Анны Карениной».
- Какие эмоции у тебя вызвал Плюшкин из произведения «Мёртвые души»?
- Как вы относитесь к поступку главного героя?
Последние три вопроса (предложи, придумай, поделись)
направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика.
Они выделяет скрытые (неявные) предположения, проводят различия между фактами и следствиями, анализируют, оценивают значимость данных, используют знания из разных областей , обращают внимание на соответствие вывода имеющимся данным.
Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал.
Таким образом, ученик сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания . Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии .
«Кубик Блума» может использоваться на уроке любого цикла «Знаки препинания в бессоюзном предложении» - Назови признаки бессоюзного сложного предложения (БСП). - Почему эта синтаксическая конструкция называется бессоюзной? - Объясни, по какому признаку ставятся знаки препинания в БСП. - Предложи примеры из литературного произведения по теме. - Придумай собственные на употребление каждого из знаков. - Как ты думаешь, можно ли все сложные предложения сделать бессоюзными?
«Кубик Блума» может использоваться на уроке любого цикла - Назови периоды творчества поэта. - Почему произведения Пушкина вызывали негодования со стороны царя? - Объясни, как французские поэты повлияли на творчество Пушкина. - Предложи примеры из стихотворений, подтверждающие влияние Байрона. - Представь 3–4 темы, которые волновали бы Пушкина сегодня. - Как ты думаешь, почему произведения А.С. Пушкина не теряют актуальности в наши дни ?
Заполнение таблицы с соответствующими вопросами с последующим их обсуждением на уроке, можно в устной или письменной форме
Назови…
Почему…
главных героев рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
почему так называется рассказ?
Объясни…
Предложи…
мотивы поступка Акулы Додсона
для Акулы Додсона альтернативный способ решения проблем
Придумай…
Поделись…
способ заработка для главного героя
Эмоциями, возникшими после прочтениярассказа
В старшем звене ученики могут не только
отвечать, но и сами формулировать вопросы
Например: заполнение таблицы с соответствующими вопросами с последующим их обсуждением на уроке, можно в устной или письменной форме. Затем они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.
Назови…
Почему…
главных героев романа Достоевского «Преступление и наказание»
критики назвали произведение психологическим романом?
Объясни…
Предложи…
мотивы поступка Раскольникова
для героя альтернативный способ решения проблем
Придумай…
Поделись…
способ заработка для всех членов семьи Сони Мармеладовой
эмоциями в связи с концовкой романа
Назови…
Почему…
главных героев романа А. Пушкина «Евгений Онегин»
Объясни…
Роман назван «энциклопедией русской жизни»?
Предложи…
мотивы поступка Онегина на именинах
Придумай…
для героя альтернативный способ решения проблем
способ иной финал романа
Поделись…
эмоциями в связи с концовкой романа
Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и может использоваться на всех этапах уроках в качестве рефлексии.
Предлагаемый прием даёт возможность работать с детьми, имеющими разный уровень речевого развития и готовности к чтению.
Составление самостоятельных вопросов – это очень полезная работа, так как, формируя вопросы, учащиеся лучше понимают и запоминают материал.
Благодаря вопросам ученики научатся лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения.
Формирование самостоятельного мышления и творческих способностей учащихся – это доминанта инновационной педагогической деятельности.
Работа с текстом – хорошая подготовка к ГИА
ЗАДАНИЕ
- Ознакомьтесь с инструкцией
- Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Крокодиловы слезы»
- Составьте по одному вопросу к каждой грани по рассказу А.П. Чехова
- Заполните таблицу
- Ответьте на вопросы другой группы
- Оцените свою работу и работу группы
Список литературы
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г. 3. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к. 4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г. 5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г. 6. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2 7. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4 8. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm 9. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. //Журнал народное образование №7. 2008г.
11. Васюта И., Махотина А. «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».
12.Газета «Первое сентября». ps.1september.ru / http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 (дата обращения: 11.11.17).
13.Материалы уроков Фестиваля педагогических идей. festival.1september.ru / http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 (дата обращения: 11.11.17).
14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/ (дата обращения: 08.01.17).
15.Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена». www.ct-net.net/ru / http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru (дата обращения: 11.11.17).
16. Технология развития критического мышления на уроке. history-helpmy.blogspot.com / http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html (дата обращения: 11.11.17).
17.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».