Мастер-класс «Технология игрового обучения на уроках русского языка» А игры не будет, что ж тогда останется? Л.Н.Толстой.
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 4
Богданова О.И
- Основные цели игровых уроков:
- Обучающие: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных знаний и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения.
Задачи, которые решает использование технология игрового обучения:
— Осуществляет более свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний.
— Исчезает болезненная реакция обучающихся на неудачные ответы.
Обучение в игре позволяет научить:
распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять
Виды дидактических игр :
- 1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
- 2.Игры-путешествия.
- 3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)
1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)
2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)
3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)
Требований к уроку с использованием игровых технологий :
- 1)помнить о том, что содержание урока рождает его форму, а не наоборот; нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание-форма может не выдержать, и урок разрушится;
- 2)для каждой игры необходимо создавать соответствующее настроение;
- 3)верить в истинность происходящего и «играть» на полном серьёзе ;
- 4) игры обязательно должны соответствовать возрастным особенностям.
Орфоэпическая разминка (распределить по столбикам) « Говорите по–русски правильно»
С уд-ем на 1 слог
С уд-ем на 2 слог
С уд-ем на 3 слог
Жалюзи, каталог, звонит, цепочка, углубленный, рефлексия, включит, торты, брала, клала, начавший, крапива, щавель, повторенный, углубить, грушевый, сливовый, иксы, векторов, генезис, еретик, облегчить, ходатайство.
С уд-ем на 1 слог
С уд-ем на 2 слог
С уд-ем на 3 слог
Проверка
1 слог
2 слог
Торты
3 слог
Клала
Звонит
Цепочка
Грушевый
Жалюзи
Рефлексия
Сливовый
Каталог
Включит
Иксы
Углублённый
Брала
Векторов
Повторённый
Начавший
Генезис
Углубить
Крапива
Еретик
Щавель
Облегчить
Ходатайство
«Загадочный» диктант
(отгадками являются словарные слова, орфограммы)
1.Он является главой И руководит страной Император был и царь Превеликий государь
Вождь народов и Генсек Это всё прошедший век А теперь настал момент Нами правит...
Загадки
2.Дуги чертит и круги, а имеет две ноги.
3. Красная птица садится на страницу.
Очень рад ученик – она украсила дневник.
4. Пусть даже без жильцов этот дом, но книги разные найдешь ты в нем.
5.Плакаты рисовать он мастер, а называем мы его…
6. Зелёный луг, скамейки вокруг.
7.Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы...
Ответы
ПРЕЗИДЕНТ, ЦИРКУЛЬ, ПЯТЁРКА, БИБЛИОТЕКА, ФЛОМАСТЕР, СТАДИОН, ФУТБОЛ
Ответы
ПРЕЗИДЕНТ, ЦИРКУЛЬ, ПЯТЁРКА, БИБЛИОТЕКА, СТАДИОН, ФУТБОЛ
Какое слово «спряталось»?
Какое слово «спряталось»?
ФЛОМАСТРЕР
Кто больше составит слов из слова «ФЛОМАСТЕР»?
Фразеологизмы
Фразеологизмы (от греч. phrasis – выражение, logos – учение) – это устойчивые сочетания слов, закрепившиеся как единицы наименования: железная дорога , анютины глазки или выражения оценки: не лыком шит , спустя рукава . Иначе – фразеологические обороты .
- Кто больше назовёт фразеологизмов со словом «РУКА»?
Фразеологизмы со словом «РУКА»
- На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать.
- Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать.
- Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно.
- Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости.
- Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении.
- Рукой подать – очень близко, совсем рядом.
- Не покладая рук – усердно трудиться
- Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением.
- Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой.
- Чужими руками жар загребать – пользоваться плодами чужой работы.
- Руки не доходят – никак нет сил и времени что-то сделать.
- Греть руки – пользоваться положением.
- Подвернуться под руку – случайно оказаться поблизости.
- Попасть под горячую руку – нарваться на плохое настроение.
- Как рукой сняло – быстро исчезло, прошло.
- Рука не поднимается – никак не возможно совершить действие из-за внутреннего запрета.
Игра-конкурс «Лицедеи».
- Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.
Игра-конкурс «Лицедеи».
- Красная строка
- Архимедов рычаг
- Обетованная земля
- Аршин проглотить
- Типун на язык
- Яблоко раздора
- Как рукой сняло
ТЕАТР ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ МИНИАТЮР
ТЕАТР ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ МИНИАТЮР
- СКАЗКА ПРО ЧАСТИЦУ И ГЛАГОЛ
- Участники: ведущий, Глагол, Частица НЕ.
- Костюмы: Частица одета в голубое или розовое платье, в волосах – бант или цветок; Глагол – в строгом костюме.
- Гордую и упрямую Частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
- Частица Не не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
- Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может. И они пошли вместе.
Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры.(Вильям Шекспир)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!