Рощина И.А. Мастер - класс «Технология организации проектной деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ» для членов Городской опорной школы
«Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо.
Но учат совсем не тому, что необходимо современному человеку.
Международное исследование образовательных достижений учащихся
PISA (Program for International Student Assessment
Цель: обучение учителей, ведущих курс ОРКСЭ, организации проектной деятельности.
Задачи:
-
актуализировать понятие «творческий проект», его этапы, выявить трудности и проблемы
-
Сформировать представление о возможностях использования проектного метода в преподавании ОРКСЭ.
-
Выполнить практическую работу, результаты которой могут бытьиспользованы в преподавании ОРКСЭ модуль: Светская этика
Этапы занятия:
- Организационно-мотивационный
- Самостоятельная работа в группах
- Анализ теоретических проблем использования проектной технологии
- Презентационно-оценочный – создание мини – проектов в рамках модуля «Светская этика»
lll. Рефлексия. Обсуждение перспектив работы
Типичные ошибки, которые допускают педагоги при использовании проектного метода:
-
объявляют учащимся тему проекта или сами ставят задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор;
-
предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;
-
дают творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
-
Требования к учебному проекту:
-
работа, направленная на решение конкретной проблемы
-
достижение оптимальным способом заранее запланированного результата
-
создаётся заранее планируемый объект
-
всегда ориентировано на практику, на решение практической проблемы
-
проектируя, мы создаём то, чего ещё нет.
Трудности для учащихся:
-
выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности.
-
не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы.
-
трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдаленную цель. Не всегда в потоке информации удается отделить главное от второстепенного,
- < >
Дети этого возраста не слишком рефлексивны, не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям.
-
У них еще не сформированы навыки презентации и самопрезентации, не хватает словарного запаса.
Негативные стороны:
-
- неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы над проектом
-
- сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
-
- увеличение риска неудачного окончания работы учащимися ;
-
- невозможность включить значительное число учащихся в работу над проектом.
Рефлексия:
- Что нового я узнал?
- Что оказалось для меня сложным?
- Что мне было интересным?
- Зачем мне нужно это знать и уметь?
- Какие у меня появились идеи?
“учиться надо только весело, чтобы переварить
знания надо поглощать их с аппетитом”.
Анатоль Франс
“Учитель это тот человек, который делает сложные вещи легкими”.
Ральф Эмерсон