СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИХ ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНОЙ МОДАЛЬНОСТИ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек индивидуален по своим биологическим задаткам.  Задача каждого педагога – учитывать эти различия в процессе обучения. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИХ ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНОЙ МОДАЛЬНОСТИ»»

МОБУ ЧСОШ №2 Мастер-класс  ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИХ ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНОЙ МОДАЛЬНОСТИ Подготовил: Макеева Л.Ф. Чесма 2012 г

МОБУ ЧСОШ №2

Мастер-класс

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИХ ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНОЙ МОДАЛЬНОСТИ

Подготовил: Макеева Л.Ф.

Чесма 2012 г

Звуки

Звуки

Цель: Обучение технологии дифференцированного подхода к детям с учётом сенсорной модальности

Цель:

Обучение технологии дифференцированного подхода к детям с учётом сенсорной модальности

Задачи:  Предъявление участникам мастер-класса задач и этапов организации внутриклассной дифференциации; Знакомство участников мастер-класса с различными каналами приема и переработки информации; Обучение вербальным и невербальным способам определения ведущей сенсорной модальности; Определение методов и приёмов восприятия учебного материала с учетом модальности; Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.

Задачи:

  • Предъявление участникам мастер-класса задач и этапов организации внутриклассной дифференциации;
  • Знакомство участников мастер-класса с различными каналами приема и переработки информации;
  • Обучение вербальным и невербальным способам определения ведущей сенсорной модальности;
  • Определение методов и приёмов восприятия учебного материала с учетом модальности;
  • Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.
Задачи дифференцированного обучения учащихся начальной школы  на основе учета ведущей сенсорной модальности   Развитие:  1) позитивного восприятия учебной деятельности с использованием зрительных, слуховых и кинестетических моделей;  2) умения переводить информацию с одного канала восприятия на другой; 3) недоминантных каналов восприятия; 4) рефлексивных умений.

Задачи дифференцированного обучения учащихся начальной школы  на основе учета ведущей сенсорной модальности

  • Развитие:
  • 1) позитивного восприятия учебной деятельности с использованием зрительных, слуховых и кинестетических моделей;
  • 2) умения переводить информацию с одного канала восприятия на другой;
  • 3) недоминантных каналов восприятия;
  • 4) рефлексивных умений.
Условия успешного обучения учащихся начальной школы  на основе учета ведущей сенсорной модальности   1) осуществлении специальной методической подготовки учителя; 2) использовании специальной технологии дифференцированного и индивидуального подходов  и  системы методов и средств по развитию модальностей; 3) организации диагностики учащихся в начале и в конце учебного года  и их рефлексивной деятельности.

Условия успешного обучения учащихся начальной школы  на основе учета ведущей сенсорной модальности

  •   1) осуществлении специальной методической подготовки учителя;
  • 2) использовании специальной технологии дифференцированного и индивидуального подходов  и  системы методов и средств по развитию модальностей;
  • 3) организации диагностики учащихся в начале и в конце учебного года  и их рефлексивной деятельности.

Этапы дифференцированного обучения учащихся начальной школы  на основе учета ведущей сенсорной модальности

  • На диагностическом этапе   выявляется  ведущий  сенсорный  канал, а также мотивы учебной деятельности,  особенности  памяти и мышления учащихся; 
  • На проектировочном  этапе    разрабатываются основные направления оптимизирующей программы  в процессе взаимодействия  учителя с классом,  с группой, с каждым учащимся;
  • На о рганизационном этапе решаются задачи по  расширению  диапазона информации, воспринимаемой учащимися;  созданию равных условий восприятия информации для всех учащихся;  формированию первичных умений (микростратегий) выполнения учебных заданий с использованием различных каналов восприятия;
  • На  тренировочном этапе   создаются  группы учащихся с разной ведущей модальностью,  получают дальнейшее развитие их первичные  умения  выполнения учебных заданий; формируются навыки и умения  самостоятельно ориентироваться в особенностях аудиальных, визуальных и кинестетических  действий, переводить  информацию с одного сенсорного канала на другой;
  • Контрольный этап   нацелен на выявление характера изменения сенсорной модальности, учебной  мотивации, уровня мышления и памяти в конце учебного года.
Каналы восприятия информации Визуальный  Аудиальный  Кинестетический

Каналы восприятия информации

Визуальный

Аудиальный

Кинестетический

Каналы переработки информации (модальности)

Каналы переработки информации (модальности)

Каналы приёма и переработки информации

Каналы приёма и переработки информации

Результаты диагностики на начало 3 класса

Результаты диагностики на начало 3 класса

НЛП Проведение тестовых методик основывается на нейро-лингвистическом программировании основных процессов восприятия информации.  Используются тестовые методики 3-х групп:  * интериоризационные (определение объёма динамической памяти в каждой из систем);  * речевые (анализ устной и письменной речи школьников);  * микрофизиологические (отслеживание глазодвигательных реакций).

НЛП

Проведение тестовых методик основывается на нейро-лингвистическом программировании основных процессов восприятия информации. Используются тестовые методики 3-х групп: * интериоризационные (определение объёма динамической памяти в каждой из систем); * речевые (анализ устной и письменной речи школьников); * микрофизиологические (отслеживание глазодвигательных реакций).

Зрительные  образы  П5НЦ2Л9ЖВ7ЧТ1КФ Инструкция: запомнить данный ряд, как бы фотографируя его взглядом, в полной тишине и расслабленной позе (без звуков и движений). При воспроизведении вспоминать этот ряд, представляя его в виде фотографии на “ внутреннем экране ” . Проверка (вывод информации): показать в любой последовательности запомненные знаки в специальной  таблице (без звуков и лишних движений).

Зрительные образы

П5НЦ2Л9ЖВ7ЧТ1КФ

Инструкция: запомнить данный ряд, как бы фотографируя его взглядом, в полной тишине и расслабленной позе (без звуков и движений).

При воспроизведении вспоминать этот ряд, представляя его в виде фотографии на “ внутреннем экране ” .

Проверка (вывод информации): показать в любой последовательности запомненные знаки в специальной

таблице (без звуков и лишних движений).

Аудиальные образы Ученикам предлагается аудиально (прослушать с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 секунд ещё один ряд из 15-ти символов. Инструкция: прислушиваться при запоминании к характеристикам голоса (тембру, тону, звонкости, громкости и т.д.), сообщающего информацию. При этом говорящему необходимо произносить ряд знаков чётко и внятно, с частотой один знак в секунду. При воспроизведении вспоминать голос диктовавшего, как бы прослушивая его запись с аудиоплёнки. Проверка: записать запомненные знаки в любой последовательности. ФАД7ТК2В9Ь8Р6ШС

Аудиальные образы

Ученикам предлагается аудиально (прослушать с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 секунд ещё один ряд из 15-ти символов.

Инструкция: прислушиваться при запоминании к характеристикам голоса (тембру, тону, звонкости, громкости и т.д.), сообщающего информацию. При этом говорящему необходимо произносить ряд знаков чётко и внятно, с частотой один знак в секунду. При воспроизведении вспоминать голос диктовавшего, как бы прослушивая его запись с аудиоплёнки.

Проверка: записать запомненные знаки в любой последовательности.

ФАД7ТК2В9Ь8Р6ШС

Кинестетические знаки 1Г5РАДХ84МЯ9ПК2 Ученикам палочкой записывают на спине очередной ряд из 15 знаков с интервалом одна секунда. Инструкция: предварительно желательно потренироваться с произвольными знаками для увеличения эффективности понимания, подобрав оптимальную для испытуемого силу нажима и размер символа. При запоминании (с закрытыми глазами и в тишине) важно обращать внимание на ощущения в области спины (глубину, площадь, степень нажима и пр.). При воспроизведении вспоминать только ощущения от движения карандаша по спине. Проверка: записать на бумаге в любой последовательности все запомненные знаки (с закрытыми глазами и в тишине).

Кинестетические знаки

1Г5РАДХ84МЯ9ПК2

Ученикам палочкой записывают на спине очередной ряд из 15 знаков с интервалом одна секунда.

Инструкция: предварительно желательно потренироваться с произвольными знаками для увеличения эффективности понимания, подобрав оптимальную для испытуемого силу нажима и размер символа. При запоминании (с закрытыми глазами и в тишине) важно обращать внимание на ощущения в области спины (глубину, площадь, степень нажима и пр.). При воспроизведении вспоминать только ощущения от движения карандаша по спине.

Проверка: записать на бумаге в любой последовательности все запомненные знаки (с закрытыми глазами и в тишине).

Основная модальность Первый мыслит картинками, второй – звуками, третий – ощущениями. Эти сенсорно-определенные слова (прилагательные, наречия и глаголы) называются в НЛП ПРЕДИКАТАМИ

Основная модальность

Первый мыслит картинками, второй – звуками, третий – ощущениями. Эти сенсорно-определенные слова (прилагательные, наречия и глаголы) называются в НЛП ПРЕДИКАТАМИ

ПРЕДИКАТЫ

ПРЕДИКАТЫ

Ведущая модальность (глазные ключи доступа) — модальность, используемая человеком при извлечении информации из памяти. Определяется путем наблюдения за глазодвигательными сигналами в соответствии с указанной ниже схемой при ответах человека на различные вопросы. В в — визуальные вспоминаемые образы.  В к — визуальные конструируемые образы.  А к — аудиальные конструируемые образы.  А в — аудиальные вспоминаемыеобразы.  К — кинестетические образы.  Д — внутренний диалог.

Ведущая модальность

(глазные ключи доступа) — модальность, используемая человеком при извлечении информации из памяти.

Определяется путем наблюдения за глазодвигательными сигналами в соответствии с указанной ниже схемой при ответах человека на различные вопросы.

В в — визуальные вспоминаемые образы. В к — визуальные конструируемые образы. А к — аудиальные конструируемые образы. А в — аудиальные вспоминаемыеобразы. К — кинестетические образы. Д — внутренний диалог.

Определение   ведущей модальности   Вк Ак Вв К Ав Д

Определение ведущей модальности

Вк

Ак

Вв

К

Ав

Д

Методы обучения Реализация обучения младших школьников с учетом ведущей сенсорной модальности осуществляется  с помощью таких _________, как визуализация, «подстройки», обмен способами решения учебных задач (стратегиями), выбор оптимальных стратегий, «озвучивание иллюстраций»,  дискуссия, тесты с открытыми вопросами, задания на скорость, задания на двигательные (аудиальные, зрительные) ассоциации, ролевые игры.

Методы обучения

  • Реализация обучения младших школьников с учетом ведущей сенсорной модальности осуществляется  с помощью таких _________, как визуализация, «подстройки», обмен способами решения учебных задач (стратегиями), выбор оптимальных стратегий, «озвучивание иллюстраций»,  дискуссия, тесты с открытыми вопросами, задания на скорость, задания на двигательные (аудиальные, зрительные) ассоциации, ролевые игры.

Приёмы работы

  • При изучении нового материала составление опорные схемы при активном участии детей. Аудиалы, проговаривая правила, хорошо их запоминают. Схемы оформляются в разных цветах и на доске работа идёт мелом разного цвета. Это очень важно для визуалов. После того, как схема коллективно составлена, дети переписывают её в специальную тетрадь. Это помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.
  • Объясняя новый материал, стараемся говорить выразительно, важные моменты выделяем интонацией. Просим повторить детей. Это важно для аудиалов. Прочитаем это правило в учебнике, разберём его. “Как поняли?” (Для визуалов)
  • Советуем родителям детей-кинестетиков испробовать такой приём: при изучении правил или стихов проговаривать текст и одновременно наматывать нитки на клубок, а потом их разматывать. Или выполнять упражнение “Лежачая восьмёрка”
  • При работе с орфограммами подчёркиваем их ручкой зелёного цвета.
  • Ежедневно проводить “Минутку орфографического проговаривания”. (Читаем слова так, как они пишутся.)
  • Детям-кинестетикам очень трудно сидеть без движения, поэтому регулярно проводим динамические задания.
  • Ребенок-визуал, как правило, немногословен. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если малыш шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой. Аудиал отреагирует на устное замечание, а расшалившегося кинестетика можно успокоить, положив ему руку на плечо.
Моделирование урока с учётом модальности учащихся 1 ряд  площадь прямоугольника   2 ряд  Знакомство с буквой «А»   3 ряд  Воздух и его свойства

Моделирование урока с учётом модальности учащихся

1 ряд площадь прямоугольника 2 ряд Знакомство с буквой «А» 3 ряд Воздух и его свойства

94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М. Г0Р9NСЬ. ЛNШЬ 0ПР393Л3ННЫ3 ЛЮ9N М0ГУ7 ПР0ЧN747Ь Э70.

94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М. Г0Р9NСЬ. ЛNШЬ 0ПР393Л3ННЫ3 ЛЮ9N М0ГУ7 ПР0ЧN747Ь Э70.

Для визуального типа характерно:   1. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника.  2. Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате.  3. Красивый, аккуратный почерк.  4. Мало отвлекается на шум.  5. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.

Для визуального типа характерно: 1. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника. 2. Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате. 3. Красивый, аккуратный почерк. 4. Мало отвлекается на шум. 5. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.

Для аудиального типа характерно:   1. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.  2. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.  3. Сильно отвлекается на шум.

Для аудиального типа характерно: 1. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова. 2. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует. 3. Сильно отвлекается на шум.

Для кинестетического типа характерно:   1. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.  2. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция.  3. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок.  4. Возможен неряшливый почерк.  5. Часто вертит в руках какой-либо предмет.  6. Возможны проявления различных эмоциональных реакций.  7. Чувствителен к эмоциональным методам обучения

Для кинестетического типа характерно: 1. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться. 2. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция. 3. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок. 4. Возможен неряшливый почерк. 5. Часто вертит в руках какой-либо предмет. 6. Возможны проявления различных эмоциональных реакций. 7. Чувствителен к эмоциональным методам обучения

Для дигитального типа характерно: Восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен

Для дигитального типа характерно:

  • Восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА С ПОЗИЦИЙ НЛП

1. «Начало урока - с позитивного якоря. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно». Таким якорем может стать, например, тихая, приятная музыка, которая не только будет настраивать детей на рабочий, но не строго-официальный лад, но и станет дополнительным способом привлечения внимания детей - аудиалов, которые хуже, чем визуалы воспринимают информацию.

2. Нужно создать «мотивацию на обучение, то есть необходимо создать причину для учебы, связанную с семантикой самого ребенка.»

3. Использование на уроке «правополушарного и левополушарного подхода, операция сравнения (что общего и что различного), использование предикатов всех трех систем, ключи глазного доступа, учет разных репрезентативных систем.» Всё это очень важно, так как информация, поданная по всем трем модальностям, воспринимается как реальная.

4. «Использование состояния непонимания». Это специфическое состояние связано с тем, что одни, когда начинают не понимать, злятся и теряют информацию, другие, напротив, используют это состояние. Но ошибка - тоже результат деятельности, поэтому непонимание становится своеобразно дверью к пониманию. «А для того, чтобы это произошло, нужно найти что-то, что было сделано хорошо.»

5. «Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Реже говорите частицу НЕ».

6. Позитивное якорение.

7. «Обмен стратегиями, использование эффективных стратегий.»

8. «Подстройка к будущему в конце урока. Успешный ученик знает, где, когда и как он будет применять изучаемое».(6; 75).

Согласно новейшим психологическим исследованиям, левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, обработку знаковой информации.  Правое полушарие отвечает за обработку образной информации, интуицию, синтез, воображение, чувства и эмоции.

Согласно новейшим психологическим исследованиям, левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, обработку знаковой информации. Правое полушарие отвечает за обработку образной информации, интуицию, синтез, воображение, чувства и эмоции.