«Тема быстротечности человеческого бытия
в лирике С. Есенина»
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с лирической системой, поэтическим миром С.Есенина.
Выделить особенности философской лирики поэта.
Развивать навыки анализа стихотворного текста.
Развивать речь учащихся; обогатить словарь.
Расширить представление учащихся о литературном процессе XX века.
Методы и приемы:
репродуктивный (слово учителя);
эвристическая беседа;
исследовательский (анализ стихотворения);
творческого чтения (выразительное чтение стихотворения).
Оборудование:
ХОД УРОКА
На доске
Из горьких слов сплету
венок –
Душою выстрадаю слово.
С. Есенин
1. Вступительное слово.
Две даты 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 - писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал. Понял.
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».
Есенин – поэт – философ. С понятием философская лирика мы на уроках уже встречались. Итак:
(Философская лирика отражает мировоззрение поэта, в центре ее – человек во взаимосвязях (Бог, мир, человек), философская лирика отвечает на “вечные вопросы”)
Все это верно и для поэзии Есенина. Но особенность его лирики заключается в том, что за короткий промежуток времени его лирика из простой народной превратилась в глубокую философскую поэзию. Писал ли он о Родине, о природе… поэт все равно, не так как в юности, искал общий закон существования. Он задавался вечными вопросами: что такое жизнь? человек? зачем он живет? что есть счастье? смерть? бессмертие? Почему жизнь так быстротечна? И отвечая на эти вопросы, выстроил свой поэтический мир. И сегодня на уроке мы попробуем окунуться в мир поздней есенинской лирики и тоже ответить на его вопросы.
- С каким важным событием на сегодняшний день связана наша тема?
( сочинение: дом, время, путь, любовь, год литературы)
-Связаны ли каким-то образом есенинские стихи с этими направлениями?
2.Проверка домашнего задания.
Ученикам было предложено дома прочитать следующие стихотворения:
«Спит ковыль», « До свиданья, друг мой…», « Мы теперь уходим понемногу», «Листопад», «Памяти поэта».
- Какие чувства вызвали у вас прочитанные стихи?
- Можно ли определить главное чувство поэта, которое передается нам?
ТОСКА, БЕЗЫСХОДНОСТЬ, ПЕЧАЛЬ (не грусть)- эти понятия можно встретить в лирике и многих других русских поэтов ( Лермонтов, Тютчев).
II. Чтение стихотворения «Спит ковыль, равнина дорогая….», анализ).
-Что новое видится нам читателям в этом стихотворении?
(в стихах Есенина появляется еще и исповедь).
- Попробуйте найти исповедь в стихотворении « До свиданья, друг мой, до свиданья».
Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим». Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. И он как и
3. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…
(Чтение и анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»).
Заключение.
Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.
И в заключение хотелось бы привести слова Н.С.Тихонова: «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо».
4. Итог урока
Синквейн. Опишите урок:
1существительное;
прилагательных;
3.глагола
4фраза, предложение, строчка, наречие.
Опишите то, что сейчас происходило