СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Сергея Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо создать условия для понимания особенности лирики С.Есенина. Она заключается в том, что за короткий промежуток времени его лирика из простой народной превратилась в глубокую философскую поэзию. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Сергея Есенина"»

«Тема быстротечности человеческого бытия

в лирике С. Есенина»

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с лирической системой, поэтическим миром С.Есенина.

  2. Выделить особенности философской лирики поэта.

  3. Развивать навыки анализа стихотворного текста.

  4. Развивать речь учащихся; обогатить словарь.

  5. Расширить представление учащихся о литературном процессе XX века.

Методы и приемы:

  • репродуктивный (слово учителя);

  • эвристическая беседа;

  • исследовательский (анализ стихотворения);

  • творческого чтения (выразительное чтение стихотворения).

Оборудование:

  • учебник “Литература,

  • сборники стихотворений С.А.Есенина

  • фонограмма романса “Забава” в исполнении А.Малинина

ХОД УРОКА



На доске

Из горьких слов сплету

венок –

Душою выстрадаю слово.

С. Есенин

1. Вступительное слово.

Две даты 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 - писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал. Понял.

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».

Есенин – поэт – философ. С понятием философская лирика мы на уроках уже встречались. Итак:

  • что стоит в центре философской лирики?

  • на какие вопросы она отвечает?

(Философская лирика отражает мировоззрение поэта, в центре ее – человек во взаимосвязях (Бог, мир, человек), философская лирика отвечает на “вечные вопросы”)

Все это верно и для поэзии Есенина. Но особенность его лирики заключается в том, что за короткий промежуток времени его лирика из простой народной превратилась в глубокую философскую поэзию.  Писал ли он о Родине, о природе… поэт все равно, не так как в юности, искал общий закон существования. Он задавался вечными вопросами: что такое жизнь? человек? зачем он живет? что есть счастье? смерть? бессмертие? Почему жизнь так быстротечна? И отвечая на эти вопросы, выстроил свой поэтический мир. И сегодня на уроке мы попробуем окунуться в мир поздней есенинской лирики и тоже ответить на его вопросы.

- С каким важным событием на сегодняшний день связана наша тема?

( сочинение: дом, время, путь, любовь, год литературы)

-Связаны ли каким-то образом есенинские стихи с этими направлениями?

2.Проверка домашнего задания.

Ученикам было предложено дома прочитать следующие стихотворения:

«Спит ковыль», « До свиданья, друг мой…», « Мы теперь уходим понемногу», «Листопад», «Памяти поэта».

- Какие чувства вызвали у вас прочитанные стихи?

- Можно ли определить главное чувство поэта, которое передается нам?

ТОСКА, БЕЗЫСХОДНОСТЬ, ПЕЧАЛЬ (не грусть)- эти понятия можно встретить в лирике и многих других русских поэтов ( Лермонтов, Тютчев).

II. Чтение стихотворения «Спит ковыль, равнина дорогая….», анализ).

-Что новое видится нам читателям в этом стихотворении?

(в стихах Есенина появляется еще и исповедь).

- Попробуйте найти исповедь в стихотворении « До свиданья, друг мой, до свиданья».

Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим». Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. И он как и



3. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

(Чтение и анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»).

Заключение.

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

И в заключение хотелось бы привести слова Н.С.Тихонова: «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо».



4. Итог урока

Синквейн. Опишите урок:

1существительное;

прилагательных;

3.глагола

4фраза, предложение, строчка, наречие.

Опишите то, что сейчас происходило









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!