Мастер-класс «Цветок здоровья – программа к действию»
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на систему развития и укрепления здоровья и создать условия для выбора педагогами способов здоровьесбережения для себя и учащихся.
Задачи: 1. Ознакомить с приемами укрепления и развития здоровья по системе «Цветок здоровья»
2. Передать способы деятельности по формированию потребности вести здоровый образ жизни.
3. Обеспечить формирование мотивации и познавательной потребности в здоровьесберегающей деятельности.
4. Стимулировать познавательный интерес и попытаться отработать умения по планированию, самоорганизации самооздоровления.
Оборудование: мультимедийный проектор, макет – кровеносного сосуда, карточки с заданиями, листы чистой бумаги, скрепки.
.
Литература: 1. Кацудзо Ниши. Золотые правила здоровья. СБП: ИК Невский проспект,
2002;
2. М.Л. Лазарев. Система развивающей терапии для детей страдающих астмой.
М., 1993;
3. Дон Кэмпбелл. Эффект Моцарта. Минск,1999.
Ход занятия
Актуализация
Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. Мудрейшие слова Сократа: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто!» мы очень часто игнорируем.
Проведем тренинг – эксперимент «Скрепка», который нам поможет ещё раз задуматься о своём здоровье.
Вам известны функции скрепки.
Примените ее по назначению. Как справились?
Следующее действие - разогните скрепку в одну линию. Легко ли это выполнить?
А теперь верните скрепке первоначальный вид. Удалось?
Что сложнее, развернуть скрепку или свернуть?
Проверьте, как функционирует?
Скрепка – это модель здоровья. Какой следует вывод?
Навредить здоровью легко. Вернуть здоровье трудно, иногда невозможно. Человек в течение жизни выступает в роли летчика-испытателя по отношению к своему организму. Он даёт ему всё новые и новые нагрузки, наблюдая за
« результатом». А результат – болезнь.
- Как вы думаете, когда происходит закладка физического и психического здоровья?
- Что такое боль и как она возникает?
-Что должен человек делать, чтобы сохранять и постоянно укреплять здоровье?
Необходима система. Система, которая поможет нам в этом.
Сейчас я хочу познакомить вас с необычным цветком – «Цветком здоровья». Это графическое изображение системы сохранения и укрепления здоровья – системы саморазвития и самосовершенствования. Каждая часть цветка – это компонент, скрывающий в себе секреты здоровья.
Но прежде, предлагаю вам составить свою систему, т.е. нарисовать и подписать столько лепестков сколько компонентов, по вашему мнению, необходимо для поддержания и развития здоровья.
Система «Цветок здоровья» разработана мной в1996 году и лежит в основе всей моей деятельности с учащимися, педагогами и родителями. Цветок – это символ совершенства, красоты, развития, силы…и конечно здоровья.
В конце занятия вам необходимо выбрать приемы, которые помогут в вашем дальнейшем жизненном «полёте» и превратят ваш цветок в источник света, тепла и энергии.
Демонстрация и передача опыта
Система самонаблюдения, самопознания, саморазвития «Цветок здоровья»
Центральный компонент – семья – самый важный, объединяющий.
Основы физического здоровья, его закладка, происходит во время беременности и в первый год жизни. Закладка психического здоровья человека, будет ли он удачлив, будет ли он лидером в жизни, происходит во время беременности и первых трёх лет жизни. В течение всей последующей жизни мы можем только поддерживать, корректировать и развивать то, что заложено родителями. Вот почему так важно говорить о здоровье не только с детьми, но и с их родителями организуя занятия «Школы здоровой семьи»
Компонент - настроение
Настроение – это главное условие здоровья.
Что такое боль и как она возникает?
Древние греки говорили: «Боль – сторожевой пёс здоровья»
Демонстрация модели кровеносного сосуда (свёрнутый в трубочку лист).
Механизм возникновения боли
Стресс - СПАЗМ - боль
Усталость - СПАЗМ - заторможенность
Переутомление - СПАЗМ - простудные заболевания
Главное, чтобы предотвратить боль, необходимо снять спазм, т.е. научиться расслабляться – научиться открывать сосуды.
Существуют огромное множество способов улучшения настроения, коррекции эмоционального состояния. Многим из них не надо учиться, их необходимо просто выполнять: удлинение выдоха, пение, слушание музыки, принятие душа.
Продолжите список………………………….
Смехойога: «Смеющаяся мышка».
Ключевая фраза этого лепестка: час без улыбки – потерянный час. Даже если это гримаса улыбки, она способствует расслаблению всего организма, а значит, несёт нам здоровье.
Работа с моделью цветка. Проведите от лепестка «настроение» несколько лучей и подпишите над ними те способы, которые вы готовы применять ежедневно для поддержания душевного равновесия.
Компонент – движение
Ключевая фраза этого лепестка: «Позвоночник – ключ к здоровью».
Гиппократ называл больной позвоночник вешалкой для болезней. По данным ученых первые признаки остеохондроза в наше время отмечаются у детей в возрасте четырёх лет. Это ужасающий факт. Тем не менее, как подчеркивал академик Амосов, заниматься улучшением своего здоровья ни когда не поздно, потому что наш организм самонастраивающаяся и саморегулируемая система.
Выполнение упражнений для позвоночника: «Растём», «Да, Нет, Ай-ай», вибрационная зарядка по Микулину.
Работа с моделью цветка, занесение выбираемых упражнений для своего организма.
Двигательная функция является ведущей в жизнедеятельности организма с точки зрения энергообмена. При этом психическая функция регулирует объём движений и повышает уровень двигательной активности, а дыхательная – обеспечивает кислородом работающие мышцы.
Компонент – дыхание
Дыхание это фундамент любого оздоровительного процесса.
С помощью дыхания можно снять боль, успокоиться, улучшить работу головного мозга. Выполнение упражнений и работа с моделью цветка: «Правило пяти пальцев», «Волшебное дыхание», «Вибрационная дыхательная гимнастика».
Умеющий управлять дыханием, умеет управлять собой – фраза, которая может подтолкнуть к изучение дыхательных методик.
Компонент – массаж
« Массаж - поистине это полезно и предотвращает страдания от болезней органов» - мудрое высказывание. Овладеть простейшими приёмами самомассажа способен даже первоклассник.
Овладение приёмами точечного массажа по Уманской, работа с моделью цветка.
Массаж общеукрепляющей точки поможет нам и иммунитет подстегнуть, и при утомлении, и при плохом настроении.
Компонент – питание
Человек есть то, что он ест. Многие знают золотые правила питания, но не все выполняют.
Перечислить эти правила………………………….
Есть ли в вашем списке правила: утро начинать со стакана воды и присутствие в меню ежедневно фруктов и овощей не меньше 400 грамм?
Работа с карточками и с моделью цветка.
«Мало знать, надо выполнять» - Гёте.
Музыка – это возглавляющий лепесток графической модели. Этот компонент требует минимум усилий. Необходимо правильно подобрать для себя музыкальное произведение и вовремя прослушивать. Музыка активизирует резервные возможности человека, восстанавливает силы и здоровье.
Прослушивание музыкального фрагмента «Утро» Грига, работа с моделью цветка.
Компонент – природа
Гармония человека и царства природы – основной источник здоровья и гармоничного развития. Видеть прекрасное вокруг себя, ощущать себя частицей этого необъятного и необыкновенного, уметь наблюдать, заботиться, беречь, преумножать, восхищаться и быть благодарным всему окружающему нас миру – это и есть путь к здоровью.
Если бы мы об этом помнили, то не знали бы о многих заболеваниях.
Обмен идеями с участниками
Рефлексия
Работа с моделью цветка: выбрать те приёмы, которые вам больше понравились, вписать над лучами исходящими от каждого лепестка – получился собственный цветок здоровья. Научите этим приёмам своих друзей, своих учеников.
М.Л.Лазарев: «Человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души и архитектором своей судьбы»- Можно ли слова Лазарева взять девизом к системе «Цветок здоровья»?
Поможет ли «Цветок здоровья» стать архитектором своей судьбы зависит от самого человека. Старайтесь всегда помнить слова Сократа, пользуйтесь понравившимися приёмами, изучайте новые способы укрепления, развития здоровья и всегда стремитесь соответствовать «цветку».