СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Внимание, слово!№

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс демонстрирует авторский приём работы В.Синицына "Слово-магнит"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Внимание, слово!№»

Добрый день, уважаемое жюри, коллеги!

Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова российского поэта-классика



Какие проблемы, по вашему мнению, поднимаются в видеофрагменте?

Приложение 1.



Подводя итог вашим высказываниям, можно сделать вывод, что, с одной стороны, массовое косноязычие, сквернословие, нарушение норм речевого поведения, расширение сферы использования жаргонных слов и выражений, изобилие иноязычных заимствований – картина нашего времени.

Именно в наше время, когда языковая раскованность нередко подменяется языковой распущенностью, разговор о развитии речи подрастающего поколения особенно необходим. Выражаясь образными словами Корнея Ивановича Чуковского, «мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».

С другой стороны, мы, взрослые, состаявшиеся люди, педагоги не можем оставаться безучастными в такой ситуации.

Как мы можем повлиять, исправить, изменить данное положение вещей?



Действительно, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают речевой хаос и бессмыслицу.    Лечить нашу речевую культуру очень трудно. Готовых рецептов нет.  Надо бороться, но не установлением табу, запретный плод всегда сладок, а поиском эффективных путей по формированию языковой личности.

Интенсивному развитию речевой культуры и речевого творчества учащихся служат оригинальные, неожиданные и в то же время эффективные авторские приемы работы со словом, предложением, текстом.

Поэтому, тема моего мастер-класса: «Внимание! Слово!»

Цель работы:

повышение профессионального уровня педагогов, формирование опыта эффективного повышения речевой кльтуры учащихся

Задачи:

  • обосновать необходимость применения современных приёмов по развитию речи учащихся в практической деятельности педагогов;

  • познакомить участников мастер- класса с эффективным приёмом работы по развитию речи «Слово- магнит»

  • отследить результаты деятельности участников мастер-к ласса



В своём педагогическом проекте я знакомила аудиторию с несколькими новаторскими приёмами работы по развитию языковых компетенций, на конкурсном уроке использовала приём моделирования повествовательного текста при подготовке к подробному и творческому пересказу, а сейчас хочу представить вашему вниманию приём работы от слова к тексту кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Синицына Вячеслава Анатольевича «Слово – магнит».

Мы сейчас с вами принимаем участие в последнем этапе конкурса профессионального мастерства. Конечно, все мы волнуемся, находимся в состоянии стресса.

( Музыка)

Закройте, пожалуйста, глаза, обнимите себя руками и подумайте о самом важном, дорогом в вашей жизни, о том, где вам спокойно, комфортно, где вы чувствуете себя защищённым, необходимым, куда вы перенеслись бы сейчас с удовольствием, к тем людям, которые вами любимы.

Что вы сейчас представили? Выразите свои чувства и ощущения одним словом.

( Семья, дом).

Подберите синонимы к слову «семья».

( Подвести к слову «РОД»)

Запишите это слово у себя на листе рабочих материалов.

Приглашаю вас совершить удивительное путешествие в РОДНОЕ СЛОВО, в мир его настроений, души и характера, преодолеть увлекательный ПУТЬ К СЛОВУ.

- Каждое слово - живое существо, которое может радоваться, грустить, обижаться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличить слово доброе от слова злого нам помогает его лексическое значение, его можно узнать, заглянув в Толковый словарь.

Откройте толковый словарь и прочтите лексическое значение слова «род».

Добрые слова будем отмечать знаком «плюс», злые – «минус».

Какой знак, по вашему мнению, у слова РОД?

Коллеги! Вы – учителя разных учебных предметов. Как вы связаны с этим словом?

Приложение 3

Математика: отношения род-вид.

Биология: род – жизнь

Начальные классы: род – слово, как информационная единица языка, слово – носитель духовно-нравственного начала

Физика: род – происхождение того или иного явления

История: история развития человеческого общества

Так много слов скопилось на земле! Оттенков множество в себе тая. Звучание не больше, чем одежа... У каждого из слов душа своя, На душу говорящего похожа!

Подберите прилагательное, которое у вас ассоциируется со словом род.

Приложение 4



Итак, душа слова: ( по одному прилагательному)

- Мы уже хорошо знакомы с изобразительным средством языка – сравнением. Мы живем и постоянно что-то с чем-то сравниваем. А с чем бы вы сравнили это слово?

Свой образ слова «Род» вы можете нарисовать.

А теперь немного пофантазируем: представьте себе, что произнесенное и записанное нами слово превратилось в МАГНИТ. Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. «Притягивающиеся» слова могут быть разными частями речи и даже словосочетаниями, только записывать их надо в начальной форме. Все доброе, положительное, притягивается к доброму. Не могут к доброму, родному слову притягиваться грубые, неблагозвучные, иноязычные слова. При подборе слов вы можете пользоваться словарями.

  1. Возьмите синий фломастер. Запишите однокоренные слова к слову «род».

  2. Красный фломастер. Запишите слова – синонимы.



  1. Зелёный цвет. Подберите слова – настроения, которые ассоциируются с нашим словом. (Словарик настроения)



  1. Коричневый фломастер. Творческий приём: полиномы фантазии: на каждую букву слова «род» подобрать слово.

  2. Оранжевый фломастер. Запишите фразеологизмы.

  3. Фиолетовый цвет: Пословицы и поговорки.

Вот у вас и получилось необычное «поле слов». Эти слова – опорные «речевые кирпичики», которые предназначены для «строительства» маленького текста. Составьте и запишите свой текст, обязательно назовите его и приготовьтесь защищать.

Время на работу 3 минуты.

(Приложение 5)



Работа с залом:

«Слово – магнит» (от слова – к собственному тексту) – методический прием, позволяющий представить отдельно взятое (самостоятельное) слово с разных позиций: научной и нравственно-эстетической, общечеловеческой (слово – живое существо, с конкретной душой и характером!).

Опорная обобщающая учебно-занимательная таблица «Путь к слову» наглядно показывает, как отдельно взятое слово «ведет», «работает» в том, или ином разделе языкознания.

Дается план рассуждений, предлагается путь, который необходимо пройти; преодолеть маршрут, следуя которому окунаешься в гущу слову.

Слово выстраивается как целостное произведение. Рисуется своеобразный портрет слова, созданный по своим определенным законам.

Изучаемая информация, принимая свернутый вид, более четко организует мыслительную деятельность, обеспечивает осознанные и прочные знания.

Содержание таблицы складывается из 2-х частей:

1 часть (7 ступенек пути) – это характеристика самостоятельного слова в системе науки о языке (разделах школьного языкознания)

2 часть (4 ступеньки) – описание данного слова с нравственно-эстетической, человеческой точки зрения (слово – живое, очеловеченное!).

Чтобы почувствовать, ощутить слово, проникнуть в его глубинный смысл, необходимо преодолеть все 11 ступенек этого не совсем простого, но увлекательного пути.

Защита авторских текстов идет через анализ по памятке: настроение текста – чувства читателя и автора; тема – идея – тип текста – стиль речи - языковые средства – изобразительные средства языка.

Пример есть у участников мастер-класса в раздаточных материалах.

На обороте своего листка дети пишут анализ своего текста, при этом ученик должен объяснить некоторые моменты текстовой «сборки». Эта информация необходима преподавателю, ибо позволяет ему сделать определенные выводы о психологии порождения речи конкретного ученика.

Работа выполнена.

Кто желает поделиться с нами своим творчеством?

Большое спасибо за работу. Я желаю вам дальнейших творческих достижений.

Таким образом, умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать, формируется в процессе овладения, через речь. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, изучаемых в общеобразовательной школе.

Уважаемые коллеги!

Государственный деятель Даниэль Уэбстер сказал: «Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел».

Что вы приобрели к моменту окончания мастер-класса?

Поможет оформить высказывание приём рефлексии учебной деятельности «Мишень»

Большое спасибо.

А закончить своё выступление мне хотелось бы стихотворением – пожеланием:

Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень,
Никем не убранный,лежат.
Поосторожней со словами:
Ведь словом можно и убить...
Прервав, как робкой свечки пламя,
Чужой судьбы живую нить.
Поосторожней со словами:
Все то, что высказано зря,
Как бумеранг придет с годами,
В груди раскаяньем горя.
Поосторожней со словами:
В словах-завет, в словах-запрет,
В словах всегда живем мы сами,
А ЖИЗНЬ- ОДНА,
ДУБЛЕРА-НЕТ!!!







































Приложение.

Какие проблемы, по вашему мнению, поднимаются в видеофрагменте?

  1. Нарушение норм речи.

  2. Необдуманное использование в речи жаргонных слов и выражений.

  3. Употребление слов, истинное значение которых не известно.

Как мы можем повлиять, исправить, изменить данное положение вещей?

  1. Увлечь детей интересными и познавательными делами, чтобы отвлечь от пагубного влияния средств массовой информации.

  2. Проводить просветительскую работу с учётом возраста детей, подростков.

  3. Использовать в педагогической деятельности современные новаторские находки по развитию речи.

Коллеги! Вы – учителя разных учебных предметов. Как вы связаны с этим словом?

Математика: отношения род-вид.

Биология: род – жизнь

Начальные классы: род – слово, как информационная единица языка, слово –носитель духовно-нравственного начала

Физика: род – происхождение того или иного явления

История: история развития человеческого общества

Подберите прилагательное, которое у вас ассоциируется со словом род.

родная

близкая

заботливая

нежная

тёплая











  1. Запишите однокоренные слова к слову «род».
    безродный

 благородный, благородство

возродить, выродок

двоюродный 

зародиться, зародыш

изуродовать

народить, народ 

облагородить, обнародовать, однородный, отродясь 

первородный, переродиться ,порода, породистый,природа

 разродиться ,роддом, родимчик, родимый, Родина ,родинка, родины ,родитель,рродительница, родич, родник, родовитый, родовспоможение, родословие,

родственник, родственный

самородный, самородок

уродить, уродиться, уродливый, уродовать, уродство,

 чужеродный

Запишите фразеологизмы.

Родиться под счастливой звездой

Долг перед Родиной

Живота не пожалеть

Быть под рукой

Рука об руку

Держать себя в руках

Вставать грудью

Нож в спину

Найти общий язык









Пословицы и поговорки.

В родном краю сокол, в чужом — ворона.

В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

Велика русская земля и везде солнышко.

Всюду хорошо, а дома лучше.

• У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло.

• Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.

• Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.

• В сиротстве жить — горькие слёзы лить.

• Отец и мать — священные слова.

• Птица рада весне, а дитя — матери.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своей семье всяк сам большой.

В своей семье какой расчет?

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ.


РАДОСТЬ.

Чувства

восторг, восхищение, ликование, очарование, удовольствие, беззаботность, счастье.

Настроение и состояние

радостное, светлое, праздничное, солнечное, приподнятое, лучистое, озарённое, насмешливое, хвастливое, лукавое, жизнеутверждающее, прелестное, чудное, оживлённое, грустной радости, мечтательное, жизнерадостное.


ТАИНСТВЕННОСТЬ.

Чувства

загадочность, заворожённость, затаённость, скрытность.


Настроение и состояние

причудливое, странное, мистическое, таинственное, загадочное, скрытное.


СПОКОЙСТВИЕ.

Чувства

добродушие, безмятежность, непринуждённость, доброжелательность, равнодушие, покой.

Настроение и состояние

спокойное, мирное, мечтательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, заворожённое, серьёзное, сонное, тёплое, тихое.


ГРУСТЬ.

Чувства

печаль, тоска, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.

Настроение и состояние

плохое, сочувствующее, грустное, болезненное, хмурое, горестное, тягостное, безутешное, безысходное, тяжкое.


СТРАХ.

Чувства

тревога, боязнь, беспокойство, волнение, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, осторожность, растерянность.

Настроение и состояние

обеспокоенное, тревожное, трусливое, застенчивое, растерянное.

ЗЛОСТЬ.

Чувства

обида, недоброжелательность, недовольство, раздражение, жестокость, угроза, беспощадность, возмущение.

Настроение и состояние

тяжёлое, злобное, агрессивное, сердитое, грозное, враждебное, возмущённое, мрачное.


УДИВЛЕНИЕ.

Чувства

изумление, недоумение.


Настроение и состояние

чудесное, необыкновенное, редкое, чудное, восхитительное, исключительное.




Комплексный анализ авторского текста.


I. Определи общий дух текста: 1.Выясни общее настроение текста, ответь на вопросы:

а) Какие чувства у тебя возникают после первого знакомства с данным текстом? Объясни свой ответ. Используй памятку «Словарик настроений» (Чувства приятные, радостные, веселые, праздничные, бодрые, светлые)

б) Что помогает тебе определить общее настроение текста? (Настроение помогло определить - общий смысл читаемого, интонация, конечные знаки препинания, эмоционально окрашенные слова ). 2. Найди главное: а) Определи главную мысль, если затрудняешься, подчеркни опорные слова . б) Тема широкая или узкая? Назови ее.

в) Назови идею текста (для чего написан?)

г) Назови языковые средства, при помощи которых связаны предложения

д) Определи тип текста (описание, повествование или рассуждение), приведи свои доказательства, используй памятку «Типы тестов

II. Исследуй язык текста: 1.Кратко охарактеризуй лексику с точки зрения употребления. Приведи примеры общеупотребительных (активных) и устаревших ( если есть) слов. 2.Охарактеризуй слова с точки зрения происхождения. Вспоминая приметы, попытайся отыскать в тексте исконно русские, старославянские, заимствованные слова.

3. Приведи примеры изобразительных средств языка (Эпитеты, сравнения, метафоры и др.).

III. Исследуй стиль речи данного текста, используй памятку «Стили речи»: название стиля – в какой обстановке используется– где используется - с какой целью.

В каком жанре написан этот текст?

IV. Дополнительные задания: объясни правописание слов( указать в словах

изученные орфограммы), знаки препинания. оР РР





Лист рабочих материалов