Мастер-класс
Проведение интегрированного занятия «Выборы нужны»
Цели: 1. Развитие гражданской активности учащихся.
2. Развитие коммуникативных навыков.
3. Работа по социализации обучающихся.
4. Создание коллективного творческого проекта «Мы в выборах»
Все мы знаем, что в подростковом возрасте у учащихся обостряются потребности в создании собственного мира, они стремятся к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляется потребность в стихийных деловых и групповых играх.
К особенностям игры в школьном возрасте можно отнести нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентацию на речевую деятельность, юмористическую окраску, стремление к розыгрышу.
Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны деловые игры. Что же из себя представляет деловая игра? Это педагогический метод моделирования различных управленческих, производственных, учебных и бытовых ситуаций, цель которых - обучение отдельных личностей и их групп принятию решений.
В рамках деловой игры у учащихся формируется:
Во-первых, особое отношение к окружающему миру (формируется гражданская позиция, учащийся примеряет на себя различные социальные и служебные роли - отца, матери, делового партнера);
Во-вторых, участник игры становится субъектом деятельности (каждый проецирует ситуацию на себя, или, наоборот ситуация проецируется на отдельного участника игры);
В-третьих, деятельность приобретает социально-заданный характер (подросток учится общаться в социуме, играя различные роли, профессии, характеры и персонажи).
В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно, когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства или хотя бы города. Сегодня мы будем говорить о выборах.
Данная тема актуальна, и это доказывает сама жизнь: в различных регионах России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим избирательным правом.
Участниками проекта могут быть учащиеся основной школы; учителя истории и обществоведения; учителя русского языка и литературы, а также классные руководители.
Использовать данную форму можно на уроках истории и обществознания, риторики (интегрированный урок). А также при проведении классного часа «Выборы актива» в начале учебного года и общешкольного этапа выборов в Советы.
Оборудование:
1.Листы для рекламы А-3
2. Бумага А-4
3.Фломастеры, краски
4.Ручки, карандаши
5.Скотч, ножницы
6. Фотоаппарат
7. Принтер
Занятие 1.
Сообщение темы и целей занятия, мотивация (с использованием презентации)
Деление на группы, в каждой группе - куратор (учитель).
Сообщение об истории выборов, их значимости и организации (в том числе - и в школьном самоуправлении). Готовит учитель истории.
Игра и анкетирование для выявления лидера.
Организация групп для участия в выборах (лидер набирает команду)
Занятие 2.
Презентация. Подготовка к выборам (Работа по группам)
Выдвижение кандидата на пост мэра города Туринска.
Определить группу поддержки и доверенных лиц.
Пресс-центр кандидата.
Задание для команд кандидата на пост мэра города Туринска:
а) Группа доверенных лиц проводит беседу с кандидатом, готовя на него представление.
б) Кандидат с доверенными лицами готовит предвыборную программу. (Готовые шаблоны по темам прилагаются).
в) Пресс-центр готовит информационный стенд (Буклеты, реклама, статья).
Занятие 3.
Оформление информационного стенда.
Представление кандидата. (Сценки, презентации, рассказ).
Выступление кандидата с предвыборной программой.
Вопросы кандидату.

В конце занятия проводим рефлексию, изучая результат полезности полученных знаний и навыков, а также выясняя, могут ли они быть применены в жизни.
Мы использовали метод рефлексии – мишень (наклеивание стикеров на мишень)
-Чем ближе к цели, тем полезнее оказались для тебя занятия.
-А может, тебе было скучно, и ничего нового ты не узнал? Тогда - с краю мишени.
Януш Корчак сказал: «Многие детские игры – подражание серьезной взрослой деятельности».
Жан Фабр заметил: « Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение».
Именно поэтому учитель должен помогать ребенку социализироваться в обществе, используя разные формы и методы работы, не забывая и об игре, серьезной и полезной.