Мастер-класс по теме «Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»
Соловьева Н.А., учитель начальных классов
МКОУ «Ершовская СОШ»
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
При работе над такими словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды памяти. Учитывая психологию детей в начальной школе (преобладание образной памяти) можно использовать образы для запоминания словарных слов.
Можно использовать следующие методы:
1. Метод графических ассоциаций.
Очень эффективно обучать правописанию трудных слов с помощью эмоционально окрашенных зрительных образов. Чтобы была эта работа интереснее, используем такое стихотворение:
Слово трудное попалось -
Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву,
Не забудем никогда.
Суть – видеть сходство формы букв и предметов.
Обсуждаем на что похожа буква, которую необходимо запомнить
Создаем художественный образ буквы, трудную букву в словарном слове мы рисуем в виде какого-нибудь предмета, т.е. создаём художественный образ буквы. Причём рисунок связан со смыслом слова и эмоционально окрашен.
Например, изучаем слово шофёр. Ученики наперебой высказывают предложения, как можно изобразить трудную букву «о» в этом слове, чтобы хорошо их запомнить:
Похожа на руль.
Похожа на дорожный знак.
Похожа на колесо
Подводя итоги такого весёлого конкурса идей, учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку -картинку:
ШОФЁР
Затем дети охотно рисуют буквы – образы в слове, сразу ставшим весёлым и запоминающимся. Какие только образы не придумывают ребята! Так букву «о» в слове обед предлагают нарисовать кто, в виде бублика, кто в виде блюдца, кто - торта.
обед
Аналогична работа с другими словами, где буква предстаёт перед нами в виде рисунка:
завод девочка урожай собака
Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти, когда это нужно. Со временем формируется навык и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки. Понятно, что при таком овладении правописанием работает и образная, и эмоциональная память.
воробей дорога
Можно также при изучении слов с непроверяемым написанием обратить внимание на признак, который присущ только этому слову, и затем связать этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, изучаем слово берёза. Говорим о берёзе создаём образ, выделяем признак, который отличает берёзу от других деревьев. Дети сразу выделяют этот признак: берёза белая.
Белая берёста у берёзки нашей,
Нет на свете деревца
И милей, и краше.
Да, у берёзы белая берёста, а дальше даются строчки для запоминания безударной гласной е.
Белые берёзы все
После «б» пишите «е».
При изучении слов с непроверяемыми написаниями работа проводится по алгоритму:
1. Сомневаюсь, ставлю . . 2. Исследую, доказываю.
3. Пишу.
называют методом ярких ассоциаций ( по М . Гафитулину)
б
берёза л
а
я
Еще один метод – это использование схем -рисунков (по Я. Ярошенковой). Объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Каждая группа слов имеет свой сюжет. Например, «Как кататься на велосипеде?»
хорошо быстро
весело скоро
2. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:
Автобус – авто
Аптека – апчхи!
Малина – маленькая ягодка
Хорошо – поёт хор
Дед в деревне
завтра на завод
дети дежурные
машина у Маши
пенал моют пеной
В этом случае слова называем не проверочными, а словами-подсказками одновременно придумываем маленькую сказку, например, о том как грязный пенал мыли пеной; девочка Маша любила играть машиной и другое. А сколько проблем бывает со словом «собака». Мы с детьми придумали сказку.
Жила-была собака, она любила спать, её прозвали Соня.
Собака Соня.
Можно использовать следующие игровые строки:
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя»-
Любит петь он на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мёд.
Для правильного закрепления написания словарного слова используем шуточные вопросы - загадки:
В каких словах живёт рак ? (завтРАК , РАКета)
Все слова хороши, но где-то спрятались ёж и ужи? (дЕЖурный , УЖИн)
Какие слова любит ворона ? (КАРандаш, КАРтина, КАРтофель. )
А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)
Еще один прием позволяет запомнить написание некоторых букв – это прием «Покажи букву».
Чтоб ошибок нам не делать,
Поработает пусть тело.
Ручки, ножки изогнем,
Правильно писать начнем.
Суть приема в том, что дети должны принять позу похожую на какую-либо букву, такой прием может одновременно служить физминуткой.
Для отслеживания результатов использования данной методики проводится мониторирование в форме диктантов, проверочных работ, словарных диктантов, тестовых заданий. При этом делается как общий анализ работ, так и отдельно по правописанию словарных слов. Итоги работ оформляются в виде таблицы, основой отслеживания являются результаты входного, промежуточного и итогового тестирования. Таблица дает наглядное представление о динамике обученности, о проблемах, возникающих в ходе обучения. Вашему вниманию я предлагаю фрагмент такой таблицы, в ней прослеживается пусть небольшая, но, все-таки, положительная динамика в правописании, именно, словарных слов.
Фамилия обучающегося | Результаты срезов в % |
2 класс | 3 класс |
Вход | Промежут | Итогов | Вход | Промежут | Итогов |
Ларина И. | 20 | 30 | 35 | 30 | 45 | |
Павловец В. | 40 | 50 | 57 | 55 | 70 | |
Стеклянникова В. | 30 | 35 | 40 | 42 | 50 | |
Терехов Д. | 40 | 50 | 50 | 55 | 70 | |
Шкрадюк А. | 20 | 25 | 27 | 25 | 30 | |
Использование данных методов даёт большой эффект, разнообразит урок, делая его более интересным, развивает внимание и память учащихся, способствует прочному запоминанию слов с непроверяемым написанием.