
Урок, построенный на повторении раздела «Лексика», развивает познавательную деятельность учащихся, которая направлена на постижение смысла текста. Данное умение необходимо при выполнении экзаменационных творческих заданий.
Ключевые слова: «Лист мудрости», афоризм, притча, способы толкования слов, словарная статья, стилистическая помета, синоним, антоним.
Тип урока: мастерская построения знаний.
Цели урока: образовательная
обогащать лексикон учащихся синонимами и антонимами, лингвистическими терминами;
учить культуре работы со словарями;
повторить правила постановки тире в предложении;
отрабатывать навыки выполнения заданий В3, В4, В9 ГИА;
воспитательная
развивающая
Оборудование урока: компьютерная презентация, распечатанные «Листы мудрости», словари.
I. Индуктор
1. Организационный момент.
Я приглашаю всех любознательных отправиться в храм мудрецов, чтобы прикоснуться к тайне процесса познания. Вам вручаются путевые «Листы мудрости», которые помогут не свернуть с дороги знаний при условии, что в них вы будете делиться своими мыслями.
Пусть напутствием для вас станут слова Леонардо да Винчи: «Человек есть модель мира». Как вы понимаете это высказывание? Выделите в нём грамматическую основу, объясните отсутствие тире.
2. Постановка проблемы.
Мы оказались в японском саду камней. Осмотрите его внимательно: что вы видите? Какие мысли навевает этот сад? Поделитесь вашими размышлениями в разделе Рефлексия «Листа мудрости».
Сравните написанное вами с афоризмом мудреца, сказавшего: «Созерцая малое, можно увидеть вечное». Это утверждение станет темой нашей мастерской. Запишите тему и дайте определение афоризма.
Афоризм – лаконичное, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение.
Опираясь на сведения «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой, отредактируйте ответ. Объясните постановку тире. Вспомните, что называется логическим сказуемым. Сформулируйте правило написания НН в словах.
Объясните смысл фразы в разделе Моё толкование. Как вы понимаете это выражение?
Наступил момент поиска истины. Цель нашей работы – понять глубину изречения: «Созерцая малое, можно увидеть вечное». Те, кто затрудняется, не огорчайтесь. «Я мыслю – значит существую», – утверждал Декарт. Объясните постановку двух тире в предложении.
II. Создание творческого продукта.
В достижении цели нам помогут самые мудрые книги – Энциклопедии и Словари. И начнём мы с обычного слова сад. Дайте ему толкование способом описания слова: сад – участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Но разве такой сад предстал пред нами? Опираясь на материал культурологической справки, объясните, почему в восточной философии символическая композиция из воды, растений и камней называется садом.
3. Культурологическая справка.1
Любое понятие (сад камней) следует рассматривать сквозь призму того мировоззрения и культуры, которые его породили. Одной из древнейших восточных культур является китайская. Китайские мудрецы считали, что в основе устройства общества лежат те же принципы, что в устройстве Вселенной. Среди категорий китайской культуры самое важное – ци. Всё, что есть в мире – это ци. Иными словами, мир не делится на материальное, что можно увидеть, потрогать, и нематериальное, то есть сознание, дух. Это просто разные состояния ци. Следовательно, даже самый грубый, необработанный камень одухотворён. «Человек живёт в ци подобно тому, как рыба живёт в воде», – говорят китайские мыслители. В таком мире-организме царит воздействие – отклик (гань – ин): «Не можешь ты цветка сорвать, чтобы звезды не потревожить», – сказал поэт.
4. Погружение в слово.
Постижение смысла высказывания невозможно без погружения в слово. Познакомьтесь со статьёй из толкового «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова:
Созерцать (книжн.) – рассматривать, пассивно наблюдать.
Что значит пассивно? (Это заимствование из латинского языка: бездеятельно, безразлично, безучастно) Что означает стилистическая помета книжное? (Свойственное книжному стилю, письменной речи, литературной). Запишите значение слова созерцать.
А теперь познакомьтесь с объяснением этого слова в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. В чём разница?
Созерцать – внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая духом, углубляясь в предмет, изучая его, любуясь им.
Каким новым смыслом наполнено слово у Даля? Какие ключевые характеристики вносят этот смысл? (Со смыслом, духом, углубляясь) Запишите определение. Найдите в нём слово, в котором правописание приставки объясняется тем, что в ней идёт буква, обозначающая глухой согласный.
Растолкуйте слово малый, подобрав к нему синонимы (маленький, минимальный, ничтожный, карликовый, крохотный).
Следовательно, если бы мы хотели сказать фразу иначе, более понятно, то начало этой фразы звучало бы так: Рассматривая маленький предмет... Правильно? А как сформулировать верно? Каким словом следует заменить малое?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся за помощью к «Словарю синонимов» С.М.Шведова, открыв его на слове вечный:
Вечный – пожизненный, бессмертный, нетленный, постоянный (+ непрерывный, бесконечный, не прекращающийся).
Какие из перечисленных синонимов можно употребить в словосочетании можно увидеть вечное? Запишите. (Бессмертный, нетленный) Почему подходят не все синонимы? Какие из них имеют стилистическую помету высокое и что она обозначает? (Слово придаёт речи оттенок торжественности, приподнятости; свойственно поэтической речи, являясь разновидностью книжных слов.)
Подберите антонимы к словам, сравните свои варианты с предложенными в «Школьном словаре антонимов русского языка» М.Р.Львова и «Словаре антонимов русского языка» Л.А.Введенской:
вечный – временный; бессмертный – смертный.
Вернёмся к нашему афоризму: может ли малое быть неодушевлённым предметом, который способен умирать, то есть становиться смертным?
III. Социализация.
Итак, кто подразумевается под словом малое, если он живой, но смертен? Человек. А что у человека вечное, бессмертное? Душа.
Мудрец, созерцая малое, призывал человека заглянуть... Продолжите фразу (в себя). А почему это необходимо было сделать, нам поведает притча.
Притча – иносказательный рассказ с нравоучением.
Притча о тайне человека.
Боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от человека его Самую Главную Тайну?
В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её.
На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся.
На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся.
И наконец решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя–то человек не догадается заглянуть!
IV. Творческая работа.
Наивные боги не предполагали, каким любознательным будет человек. И сейчас вы это подтвердите, сделав маленькое философское открытие: объясните смысл афоризма «Созерцая малое, можно увидеть вечное» применительно к одной из услышанных вами притч. Пусть вам помогут напутствие Леонардо да Винчи, работа со словарями и ваш пытливый ум.
Притча о Свече и человеческой Душе.
Наступил вечер. Некий человек взял маленькую свечу из коробки и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
– Куда мы взбираемся?
– Выше дома, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
– Но ни один корабль не может увидеть свет!
– Хоть твой огонь и невелик, всё же продолжает гореть так ярко, как может. Остальное оставь за мной.
Так, беседуя, они достигли вершины и подошли к лампе. Человек зажёг лампу при помощи маленькой свечи, и скоро большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечи. И свет её распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.
V. Проверка творческого задания.
К «Притче о тайне человека» возможные варианты:
а) Наблюдая за человеком, можно постичь его душу.
б) Изучая человека, можно постичь законы Вселенной.
К «Притче о Свече...»:
в) Общаясь с человеком, можно понять, скольким людям он подарил надежду на лучшее.
В завершение нашей встречи хочется подчеркнуть, что, анализируя афоризмы, мы следуем за мыслями великих. А это, по определению А.С.Пушкина, «наука самая занимательная».
VI.Рефлексия.
Над каким из заданий вам было интереснее работать?
Что новое вы узнали на уроке? Чему научились?
Какие вопросы, задания, информацию вы бы хотели добавить?
VII. Домашнее задание.
На выбор:
а) подобрать несколько афоризмов о душе человека,
б) подобрать (придумать) притчу о душе человека,
в) подобрать афоризм и притчу на тему, которая вам интересна.
Литература
1. Энциклопедия для детей. Общество. Часть 2. Культуры мира. – М., 2004.