СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа для конкурса НМЦ. пояснительная записка.

Просмотр содержимого документа
«Проект Сказка в чемодане - игра и не только»



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГБОУ ШКОЛА № 2025»








ПРОЕКТНАЯ РАБОТА


«Сказка в чемодане: игра и не только…»






Автор: Глебова Анастасия, 6 «К» ГБОУ

руководитель: Локтионова Любовь Ивановна,

учитель технологии ГБОУ Школа № 2025



Москва

2017год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание ……………..………………………………………………… ..…… 2

2. Обоснование выбора темы проекта………………………………………………..3

3. Цель и задачи проекта ……..…………………………………………...……….…4

4. Описание модели……………………………………………………………………5

5. Сказка. Роль сказки в развитии ребёнка, её ценность в сохранении народных традиций…………………………………………………………………………… .…6

5. Сказка « Курочка Ряба» или притча о шансе?........................................................8 6. Результаты проекта………………………………………………………..………10

7. Список использованной литературы……………………………………………...12
























Обоснование выбора темы проекта

«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота». И. Токмакова.

Моя мама работает логопедом в детском саду, мне очень нравится её работа, потому что я люблю общаться с маленькими детьми и в будущем хотела бы стать логопедом или учителем.

Я занимаюсь в кружке «Народные промыслы Москвы», где мы учимся шить игрушки, познаём секреты декоративно – прикладного искусства, а также я занимаюсь в школьной театральной студии.

У меня возникла идея совместить мои занятия и увлечения - получился кукольный театр в чемодане, в котором мы создали кукольный спектакль «Курочка Ряба», оснастили его динамиком и решили показывать его ребятам в детском саду, первоклассникам и своим одноклассникам.

Мы отрепетировали выразительное чтение сказки «Курочка Ряба», с театральным педагогом Татьяной Владимировной Яковлевой и записали его на диктофон, затем на флешку для того, чтобы нашу сказку можно было слушать через воспроизводящее оборудование в детских группах и показывать сказку в сопровождении записи.

Работая над проектом я поставила перед собой цель: популяризация декоративно-прикладного и устного народного творчества, через театрализованное выступление сказки «Курочка Ряба » перед дошколятами и обучающимися 1и 6 класса и задачи:

  1. сохранение и развитие народных традиций, культурных ценностей через кукольный спектакль и русскую народную сказку;

  2. познакомиться с истоками сказки и её основными видами;

  3. подготовить и провести выступление сказки в чемодане «Курочка Ряба» с техническим оснащением перед ребятами разных возрастов (младшей и старшей группой детского сада, первоклассниками, одноклассниками);

  4. провести выставку творческих работ обучающимися прослушавших сказку;

  5. профессиональное самоопределение - попробовать себя в роли педагога, работая с детьми разных возрастов;

  6. проанализировать проведенные мероприятия.

Актуальность проекта: Этот проект необходим потому, что рассказывая сказку ребятам – я привлекаю их внимание к устному народному и декоративно-прикладному творчеству, культурным ценностям, обычаям и традициям народов России.

Мир народной культуры открывает нам нравственные ценности русского народа: добро, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

Новизна проекта:

- эстетическое и нравственное воспитание человека, с опорой на культурную традицию народов России;

- доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагаемые итоги реализации проекта: - получение дополнительных знаний о сказках, развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- проведение театрализованных представлений по русской народной сказке «Курочка Ряба» с детьми разных возрастов;

-попробовать себя в роли педагога;

- организация выставки детских поделок «Курочка Ряба»;

- снять видеоролик сказки «Курочка Ряба» .

Связь проекта с жизнью, с общеучебными предметами Проект предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, технология, педагогика, психология, логопедия.





Описание модели.

Я занимаюсь в кружке «Народные промыслы Москвы» под руководством Любовь Ивановны, где мы занимаемся декоративно – прикладным искусством: декупаж, лоскутной техникой, народной куклой, вязанием, лепкой из солёного теста. На занятиях мы собрали из детских творческих работ постановки кукольного спектакля «Курочка Ряба». Мой макет состоит из красивых самодельных кукол деда и бабки, которые сидят в чемодане, оформленном как деревянная изба, курочки, мышки, золотого и простого яичка. Дед и баба выполнены в технике тряпичной, народной куклы из натуральных тканей. Курочка Ряба, мышка, гнездо и коврик связаны крючком. Яйца выполнены из деревянной заготовки и покрашены акрилом. Сам чемодан декорирован в технике декупаж.

Макет сделал мой папа, а я, мама и учитель сшили в лоскутной технике чехол, под стиль нашего макета.

Все элементы макета совместно выполнены на занятиях кружка и дома мной и моими подругами. Нам помогали – учитель и родители.

Придать звуковые эффекты моей сказке удалось, используя деревянные ложки и деревянное яичко, по которому «били» дед да бабка.

















Сказка. Роль сказки в развитии ребёнка,

её ценность в сохранении народных традиций.

«Всем хорошим я обязан сказкам»

Максим Горький.

 Первым литературным произведением в жизни каждого человека является сказка. Мы хорошо помним, как их нам читала мама еще в самые ранние годы. Однако не следует воспринимать сказку исключительно как способ занять ребенка или развеселить его... Этот литературный жанр возник не на пустом месте. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Что такое сказка? Подберём однокоренные слова: сказка, сказывать, рассказывать. Получается сказка - это устный рассказ о чем-либо. Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) - это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: “Не рассказывай мне сказки”. Получается, что сказки говорят не правду, обманывают. А нас с детства учат, что обманывать нехорошо. Почему же мы любим, читать и слушать сказки? В чем секрет долголетия сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ”. В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен. Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая философские проблемы осмысления мира. Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает высокие чувства и стремления, выход из сложных ситуаций. Что дает сказка? Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Сказка формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. К. И.Чуковский писал: « цель сказочника, и в первую очередь народного – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Сказка помогает детям, педагогам и родителям лучше понимать друг друга. Она дает общие темы, события для совместного переживания. Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

Сказки бывают народные и литературные. Первые не имеют определённого автора, так как информация о нём утратилась в процессе передачи произведения из уст в уста. Литературные – это авторские сказки. (А.С.Пушкин, П.П.Ершов и др.) По сюжету сказки подразделяются на бытовые (социальные), волшебные и сказки о животных.



Сказка «Курочка Ряба» или притча о шансе?

В чем смысл сказки «Курочка Ряба»? Чему наши предки учили своих детей и вообще есть ли смысл у этой сказки? Одни уверяют, что смысла у сказки «Курочка ряба» нет и не может быть. Другие же проводят многолетние исследования сказки, пытаются раскрыть ее смысл и содержание. Третьи находят в тексте сказки языческие обряды, сравнивая яичко с луной и солнцем. Споры по сказке «Курочка ряба» не утихают и по сей день.

Курочка Ряба» - одна из самых первых сказочных историй, с которыми малыш знакомится в самом раннем возрасте. При всей своей кажущейся простоте и незатейливости, «Курочка Ряба», как и любая сказка, несёт в себе глубокий смысл и поучение. Это история о том, что судьба даёт каждому много разных шансов - и «золотых, и простых яичек». Но при неумелом их использовании всё может быть разрушено даже лёгким «взмахом мышиного хвостика».

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…».

И вправду: однажды в жизни свершилось чудо: курочка снесла не простое, а золотое яичко, т.е создала произведение искусства – слиток золота яйцеобразной формы, совершенной обработки (ну представьте себе, скажем, яйцо Фаберже!)

А глупые дед и баба этого не поняли, не оценили и стали вести себя с золотым так, как всю жизнь вели себя с простыми: стали бить, чтобы использовать в кулинарных целях.

Затем следует эпизод с мышкой, которая, махнув хвостиком, сделала то, чего не удалось ни деду, ни бабе. Яичко упало и разбилось.

Нелепость ситуации только подчеркивает тот факт, что весь эпизод с мышкой- лишь тест, проверка деда и бабы на реакцию. Разбилось, что будут делать теперь?

Плакать!!!!

Но почему “плачет дед и плачет баба”? Может быть, они поняли, что свершилась трагедия - погибло творение искусства?

Вовсе нет.

Плачут потому, что они остались без яичницы!!!

И вот тогда Курочка произнесет мораль притчи : ”Не плачь, дед; не плачь, баба! Я снесу вам новое яичко - не Золотое, а простое”.

То есть вы получите то, что ожидаете, то, что заслуживаете.

“Курочка Ряба”- это великая притча О ШАНСЕ.

О том, что жизнь предоставляет нам возможность иного пути, иного измерения, но мы – «зашорены», зомбированы, способны жить без чудес, без глубинного зрения и слуха.

























Результаты проекта.

Самое важное — не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. Харуки Мураками.


Работая над проектом я вспомнила о мире сказок и узнала - что сказки бывают народные и литературные. По сюжету сказки подразделяются на бытовые (социальные), волшебные и сказки о животных. Ещё бывают - сатиристические, героические и былины.

Литературные – это авторские сказки. (А.С.Пушкин, П.П.Ершов и др.).

Бытовая сказка она содержит описание народного быта. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. (Репка, Курочка Ряба, Барин и мужик и др.).

Сказки о животных имеют сюжет о жизни животных, дают малышу понимание того, что птицы, растения и животные могут тоже говорить, и выражать свои чувства. Благодаря этому формируется бережное отношение к окружающему миру. (Три медведя, Теремок, Лиса и заяц и др.).

Волшебные сказки там, где герой побеждает чудесным образом чудовище (обычно Змея Горыныча), где нужно пройти какое-либо испытание в плену сказочного существа, где герой идет "туда, куда глаза глядят", где герой обретает какой-либо волшебный предмет. (Сказка о скатерти – самобранке, о ковре – самолёте и др.).

Конечно, классификация очень условна, так как в некоторых сказках сюжеты переплетаются, некоторые вообще нельзя четко отнести к какому-либо типу.

Мы остановились на сказке «Курочка Ряба» потому, что:

- герои сказки нам были близки по технике выполнения;

- эта сказка интересна и поучительна всем возрастам ( смотри главу Сказка « Курочку Рябу» или притча о шансе? стр. 8);

- у нас получилась сказка в чемодане – это мобильный, компактный, оригинальный макет - театр, который можно показывать дома и в школе, его можно трансформировать в другие сюжеты сказок.

Когда мы ознакомились с положением конкурса и выбрали сказку, я задумалась из чего делать макет? Работая над макетом я познакомилась с различными технологиями выполнения макетов – он может быть выполнен из бумаги, из картона, из фанеры, а можно использовать готовые коробки. Я взяли в качестве основы макета – старый чемодан и оформили в технике декупаж.

Работая над созданием героев сказки и оформлением чемодана и макета я более совершенно освоила техники: народная тряпичной куклы, декупаж, лоскутная техника, вязание крючком,.

Работая над постановкой спектакля в чемодане «Курочка ряба» я познакомилась основами театральной культуры и игры, техникой речи училась выразительному театральному чтению (развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.).

В ходе работы над проектом я соприкоснулась с ролью сценариста, постановщика, режиссера, познакомилась с профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер и т.д.).

В ходе работы над проектом Я училась проявлять свои способности и добиваться успеха; приобретать и применять свои знания на практике; планировать проектную деятельность; защищать творческий проект.


Планы на будущее.

Я хочу создать героев сказки «Три медведя», для этого мне пригодится сам чемодан, а вот героев и реквизит я создан новые – возможно они будут в технике папье – маше или в технике мишки Тедди.





Литература:

1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.:Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007. 4. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2006г.
5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
6. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: "Высшая школа", 2003. 7. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (под редакцией О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, Санкт – Петербург, издательство «Детство – Пресс», 2002. -30. 8. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Хомченко В.А., Комбарова Г.Н., Калиновская Е.Г., Смотрова Н.А., Булгакова Т.К., Куровская И.В. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту» Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2009. -304 с. 9. Науменко Г.М., Сборник «Фольклорный праздник в детском саду и в школе» Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000 — 224 с. 10. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие Издательство: "Мозаика-Синтез" 2014.

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!