Обществознание, 7 класс
Урок № 15
Мастерство работника
Д.З.: § 9, ?? (с.81), задания (с.81-83), «Вспомним» к § 10,
составить схему «Факторы, влияющие на производительность труда»
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- Познакомить учащихся с понятиями «квалификация работника», «заработная плата», «количество и качество труда».
- Донести до учащихся глубокий воспитательный смысл темы: тот, кто отличается своими особыми умениями, результатами своего труда, заслуживает глубокого уважения окружающих людей.
- Способствовать пониманию учащимися побудительной роли мотивов в трудовой деятельности человека, значения трудовой деятельности для личности и общества.
- Содействовать достижению личностного образовательного результата — мотивации и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: готовность к жизненному и профессиональному самоопределению; участие в коллективном обсуждении проблем.
ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
- труд;
- квалификация;
- мастер;
- заработанная плата; виды зарплаты (повременная, сдельная);
- трудовое денежное вознаграждение;
- условия определения заработной платы;
- количество и качество труда
ЗНАТЬ И УМЕТЬ
- Описывать составляющие квалификации работника.
- Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы.
- Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Мастерство работника.
- Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.
- Слагаемые профессионального успеха.
- Заработная плата и стимулирование труда.
- Взаимосвязи количества и качества труда.
Заполнение таблицы «Факторы, влияющие на производительность труда» по заданным параметрам.
Актуализация проблемы
ПОСЛОВИЦЫ О МАСТЕРСТВЕ
- Дело мастера боится.
- Смотрю дерево в плодах, а человека в делах.
Зависит ли благополучие страны от уровня квалификации работников и их профессионализма?
Николо Амати ( 1596-1684 ) Антонио Страдивари ( 1644-11737 )
См. с. 73-74
Николо Амати - один из известнейших мастеров семейства Амати. Создатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей. Учитель таких прославленных мастеров по созданию струнных инструментов как Якоб Штайнер, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери.
- Знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Николо Амати. Сохранилось около 720 инструментов его работы.
Чтобы преуспеть в деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд, повышать квалификацию, становиться профессионалом.
Квалификация – это специальные знания, полученные работником, а также , приобретенные им в практической деятельности, умения и навыки
Виды труда
- Высококвалифицированный труд (сложный)
- Малоквалифицированный труд (простой)
Зачем люди работают?
- работа приносит удовлетворение и радо сть
- работа позволяет выразить себя
- работа даёт им общественное признание, уважение, известность
- работа как получение средств для удовлетворения потребностей люде й
Заработанная плата (зарплата) – трудовое денежное вознаграждение
Зарплата может быть:
Зарплата зависит от:
- Сложности труда и уровня квалификации
- Условий труда
- Социальной значимости труда
- Степени риска при занятии данным трудом
- Уникальности труда
- Качества и количества
труда
Производительность труда – это количество продукции, произведенной за единицу времени
рост
качество
производительности труда
высокая квалифи
кация
Вывод:
- чем выше квалификация работника, тем выше результат его труда
Согласны ли вы с данным утверждением? Почему? Аргументируйте!
Мастер - квалифицированный работник, который трудится быстро, и качественно
Михаил Тимофеевич Калашников
- Что вы знаете о М.Т. Калашникове?
- Чем он знаменит? Почему на его груди высшие награды Родины?
- Где родился М.Т. Калашников?
- Почему его знает вся планета и чтит его имя?
- В чём его мастерство и профессионализм?
А.А. Пластов (1893 - 1972).
Сенокос.
1945 г.
ГТГ
Жатва. 1945 г.
ГТГ
ЗНАНИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
- Достичь высокого мастерства и добиться профессионального успеха невозможно без сознательного планирования своего труда.
- Чтобы разработать такой план, надо поставить перед собой конкретные цели и наметить сроки, в которые эти цели будут достигнуты. Такое планирование лучше осуществить в юные годы.
- Выбирая профессию, следует руководствоваться не только своим интересом, но и тем, насколько востребован ты будешь как специалист.
- Полезно изучать объявления о свободных рабочих местах, о требующихся работниках.
- По текстам объявлений можно понять, от чего зависит возможность получить желаемую работу.
Прочтите объявления о требующихся специалистах. Сделайте вывод о том, какие специалисты нужны и что имеет значение при устройстве на работу
1 . Программист. Мужчина 25-45 лет. Стаж работы не менее 3 лет. Образование высшее, владение языками (желательно англ. яз.), высокая дисциплина, опыт программирования от 3 лет. Желательно умение работать в команде.
2. Экономист. Женщина 22-40 лет. Образование высшее или среднее специальное. Стаж работы более 3 лет. Навыки работы с компьютером.
3 . Инженер технической поддержки (сетевое оборудование). Мужчина 23-30 лет. Образование высшее. Знание англ. яз. Базовые знания сетевого оборудования и операционных систем. Знание устройства компьютера. Требования: готовность самостоятельно разбираться в технических проблемах, желание учиться и совершенствоваться. Умение общаться с людьми (вникать в технические вопросы и пожелания заказчиков, находить варианты решения технических проблем и объяснить их клиентам).
Помните: чтобы добиться профессионального успеха, недостаточно только получить образование. Следует воспитывать в себе
- умение прилежно трудиться,
- быть самостоятельным,
- дисциплинированным,
- рационально использовать время,
- проявлять активность,
- взаимодействовать с различными людьми. Очень важно развить крепкое здоровье, хороший характер и высокую работоспособность
Почему так необходимо в наши дни повышение квалификации работников?
- Растёт число новых отраслей производства и специальностей.
- Всё меньше места остаётся для простого труда.
- Растёт спрос на высококвалифицированный труд.
- Требования к работникам всё время возрастают.
- Необходимо повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать современным требованиям.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Использованы источники:
1. Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016 2. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016 3. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016 4. Калачёва Е. Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 7 класс / Е. Н. Калачёва. — М.: Издательство «Экзамен», 2015 5 . Тишакова Л.С. Презентация к уроку «Золотые руки работника», 2013