СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Просмотр содержимого документа
«"Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы"»

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы


- Можно ребенка научить считать?

- А можно ли выучить таблицу умножения?

- Верно, выполнять вычислительные операции можно обучить любого ребенка: нужна тренировка, желание, терпение и… время. Как на уроке физической культуры, если хочешь научиться прыгать через скакалку – прыгай, пока не научишься.

- А можно ли раз и навсегда научить решать текстовые задачи?

- Если можно, то скажите, как?!

- Почему?

- Потому что нельзя предугадать все варианты условий задач.

- Это действительно так.

- В своей практике я столкнулась с проблемой, когда учащиеся, владеющие вычислительными навыками, совершенно не справляются с решением текстовых задач.

Дети решают задачи с трудом, до тех пор, пока речь не заходит о деньгах.

Зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется, так как для них это не является значимым или действительно востребованным на данный момент.

- Так зачем же в школе учат решать задачи? 

- Чтобы решать затем задачи в жизни…

Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

Задача – проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.(слайд 1)

Этим и актуальна выбранная тема выступления: «Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы». (слайд 2)

При изучении данной темы, я поставила перед собой следующие цели и задачи (слайд 3).

В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое. Появилось оно в конце 60-х годов и впервые как международная проблема была обозначена в документах ЮНЕСКО. В данный термин вложили несколько иной смысл, чем сейчас. Нам известны, 3 вида функциональной грамотности. (слайд 4)

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.(слайд 5)

Математическая грамотность в программе PISA (слайд 6).

По результатам исследования PISA большое число стран показало невысокие результаты уровня математической грамотности учащихся, что привлекло повышенное внимание к данной проблеме. Согласно Алексею Алексеевичу Леонтьеву, под математической грамотностью фактически понималась “функциональная грамотность”.

(слайд 7)Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как

- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);

- способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;

- совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков

Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.(слайд 8)

Выделяют три составляющие математической грамотности: (слайд 9)

- умение находить и отбирать информацию;

- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;

- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Умение находить и отбирать информацию (слайд 10)

Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.

Так на учебном занятии по лит. чт. «М. Зощенко Ёлка» для более глубоко осмысления текста необходимо понять, кто старше из героев и на сколько. Учащиеся распознают проблему и находят решения средствами математики. При этом это они делают свободно, не задумываясь. Вот отрывок из текста:

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

После выяснения, что рассказ является автобиографическим, ребята используют ранее полученные данные о жизни писателя и, пользуясь информацией из текста, производят арифметические действия и устанавливают, когда происходят события в рассказе.

- Давайте я вам напомню годы жизни автора (1894-1958 гг.).

- Если Миньке было 5 лет, то в каком году они справляли Новый год? (1899/1900)

- Сколько лет назад это было? (121/120 лет назад)

(слайд11) И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Тогда становится понятно, почему елка выглядит по-другому.

Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач. (слайд 12)

Для примера приведу следующие задачи:

- В 1981 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей можно было купить на 1 рубль?

- Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Оно имеет форму квадрата с длиной стороны 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира - 80 см x 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм x 8 дм; репродукция картины – 30 см x 20 см; цветной календарь – 55 см x 6 дм?

(слайд 13) При интерпретации информации, учащиеся учатся читать и понимать простые таблицы, диаграммы и графики.

Так на уроке окружающего мира «Осенние изменения в неживой природе» ребята не только познают, наблюдают явления и объекты природы, не только сравнивают, анализируют их, но и занимаются математикой. Виды заданий: построение диаграмм изменения температуры за неделю, таблиц наблюдений. Или как в данной задаче «Пользуясь диаграммой, выясни на сколько солнечных дней меньше зимой, чем летом»

(слайд 14)- Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер 2 кг. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.

- Докажи с помощью примера следующие утверждения:

Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны;

Некоторые однозначные числа не делятся на 2;

В некоторых четырехугольниках все стороны равны.

(слайд 15) - Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:

Растояния от Гусиноозёрска до Улан Удэ

(мм, см, м, км);

2) Высоты монеты (мм, см, м, км);

3) Длины парты (мм, см, м, км).

На уроке технологии, учащиеся учатся проводить замеры единиц измерения (минуты, миллиметры, литры, граммы, градусы) с помощью шкал знакомых измерительных приборов (часы, рулетка, измерительный сосуд, весы, термометр).

Естественно, математическая грамотность формируется на уроках математики, но об этом написано много статей, я предлагаю формировать и развивать математическую, а соответственно и функциональную грамотность на всех уроках, а можно и на переменах. Например: «Какого числа будет твоя очередь дежурства?», «Сколько ты получишь сдачи в буфете, после покупки булочки и шоколадки?»

Примером задания по математической грамотности для младших школьников на математическую грамотность можно считать задачу про вертлявую девочку, которая по пути на экскурсию хочет посчитать своих выстроившихся парами одноклассников. Сзади четыре пары, впереди – три, и нужно еще не забыть про себя и подружку. Каждый ребенок попадал в похожую ситуацию, поэтому точно знает, о чем речь. Другое задание по математической грамотности – вычислить, на каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Так что если ребенок забудет, на каком этаже живет его друг или бабушка, математика поможет.

(слайд 16) Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности — в начальной школе.

1. Объясняйте математические понятия с помощью предметных действий

Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Например, дать ребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдет из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучении периметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.


2. Играйте в математические игры.

Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы. Кстати, ребят можно попросить подготовиться к игре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды.

Другая идея – прямо на уроке устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора, параллельно рассчитывая размеры тех сооружений, которые ребята придумают. Можно рассчитать и стоимость такого проекта.


3. Давайте жизненные задания

С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегает из класса за 5 секунд? На сколько чашек можно разлить пакет сока? На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Мы отправляемся на экскурсию, давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба, салата. А если едем на общественном транспорте, можно заодно посчитать, сколько придется заплатить за билеты для всех. Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.


4. Подключайте родителей

Ребятам будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому можно задействовать родителей: попросить их поделиться своим опытом использования математики в профессии. Особенно интересно было бы пообщаться с представителями инженерных, технических и технологических профессий.

Не менее актуальной будет и беседа с представителями гуманитарных профессий. Как применяют математику в сферах, где, казалось бы, она не нужна? Кинопродюсеры рассчитывают бюджет фильма исходя из количества актеров, персонала и съемочных дней, журналисты используют статистику, чтобы подтвердить или опровергнуть факты и уловить настроения общества, дизайнеры умело работают с геометрическими понятиями и фигурами.


5. Используйте цифровые платформы

Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике, где составили подборку заданий на формирование математической грамотности. Сложная многошаговая задача разбивается на цепочку отдельных заданий, в каждом из которых ребенок делает шаг к решению проблемы. И на платформе Учи.ру, где мы работаем 3-й год очень много заданий и задач, способствующих формированию математической грамотности. Такие задания проводят ребенка через все этапы работы с проблемой от ее формулирования на языке математики до интерпретации. Каждый шаг система помогает выполнять наводящим вопросом, предложением разных вариантов или при помощи визуализации.


Существуют различные подходы к развитию и оценке функциональной грамотности школьников, наиболее продуктивным является выполнение ситуационных задач (кандидат педагогических наук, доцент Конасова Наталья Юрьевна). Но все эти задания предназначены для выпускников школ и средне-профессиональных учреждений.

Я провела оценку формирования функциональной грамотности на основании результатов контрольных работ по основным предметным курсам, составленными в соответствии ФГОС НОО Т.М.Лаврентьевой и О.А.Исаковой «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД», которые мы проводим 5 раз в год (входная, 3 промежуточных и итоговая)

«УУД с формированием математической грамотности очень тесно связаны» - заявляет Кочурова Елена Эдуардовна Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Перед Вами результаты 5-ти работ за 2 года обучения. В исследовании приняло участие 29 человек. (слайд 20)

№/№

Фамилия, имя ученика

2 класс

3 класс

Вход

Пром

Итог

Вход

Пром

Итог

1.

Абдулалиев Элхан

Н

С

С

С

С


2.

Балданов Базарнима

Н

Н

Н

Н

С


3.

Балданова Сарана

Н

Н

Н

Н

Н


4.

Васильева Ядвига

Н

Н

С

С

С


5.

Гроздова Яна

Н

Н

С

С

С


6.

Дагбаева Баина

С

В

В

С

В


7.

Егоров Артём

Н

Н

Н

Н

Н


8.

Жамбалова Дари

С

С

С

С

С


9.

Иванов Матвей

Н

С

С

С

С


10.

Иванова Александра

С

С

С

С

С


11.

Итыгылова Ксения

С

С

В

С

В


12.

Картавцев Владимир

Н

Н

С

Н

С


13.

Корнилов Никита

С

С

В

В

В


14.

Кулаков Кирилл

Н

С

С

С

С


15.

Лхамажапова Алена

Н

Н

Н

Н

С


16.

Лютов Кирилл

Н

Н

Н

Н

Н


17.

Макаров Данила

В

В

В

С

С


18.

Макарова Ксения




С

В


19.

Манзырева Дарья


Н

С

С

С


20.

Мункуев Доржи




Н

С


21.

Мункуева Алла




Н

С


22.

Неудахин Ярослав

Н

Н

С

Н

С


23.

Полежаев Мирослав

С

В

В

В

В


24.

Попова Валерия


Н

С

С

С


25.

Спицына Валерия

Н

Н

С

С

С


26.

Феоктистов Артём

Н

С

С

Н

С


27.

Чибакова Баярма

С

В

В

В

В


28.

Шепелина Ксения

Н

Н

С

С

С


29.

Щёголев Роман

С

В

В

С

С











В

1

5

7

3

6



С

8

8

14

16

20



Н

15

13

5

10

3



(слайд21)На диаграмме можно проследить, начиная с входной работы 2 класса, положительную динамику (увеличивается количество детей с высоким уровнем сформированности УУД, уменьшается количество учащихся, которые имеют низкий уровень, а следовательно, функциональной, и как ее части, математической грамотности).



Я наблюдаю, как растут мои ученики, как они меняются, становятся более самостоятельными. (слайд 22) В том, что они больше стали проявлять интерес к проведению различных конкурсов, олимпиад, говорит об их внутренней уверенности в своих силах. Если в 1 классе, желание поучаствовать было, но результаты были невысоки, то чем старше они становятся, тем выше наши достижения и тем дальше расширяется география конкурсов. Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов и олимпиад. Среди них призёры школьных, городских и областных конкурсов и олимпиад. (слайд 23, 24) Здесь представлены только самые последние дипломы. Ребята активно принимают участие в дистанционных международных и всероссийских проектах. (слайд 25)Мы являемся одним из активных классов школы по версии Учи.ру, а я, благодаря им, вхожу в сотню лучших преподавателей региона по итогам программы «Активный учитель» по версии того же сайта.

В заключении я предлагаю решить жизненную задачу, такую, как мы в школе решаем с ребятами.(слайд 30)

Возьмите чашу Терпения, влейте туда полное сердце Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните туда же немного Юмора, посыпьте Добротой, добавьте побольше Веры и  Надежды, все это хорошо перемешайте.

- Что будет составлять большую часть – этой чаши?

- Что у Вас получится?

- Счастье, жизнь, рецепт счастья…

- Вот я хочу, чтобы с этой жизненной задачей вы справились на отлично! Я желаю вам счастья!

Благодарю за работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!