Автор: Фесенко Нина Николаевна, учитель математики МБОУ «Корочанская СОШ имени Д.К. Кромского»
Математическая игра «Интеллектуальная цепочка»
Цели:
Образовательная: Закрепление и обобщение знаний по основным темам школьного курса математики.
Развивающая: Воспитание умственной активности учащихся, поддержании е стойкого интереса к изучению математики, повышение уровня учебной мотивации.
Воспитательная: Сплочение классного коллектива, воспитание дисциплинированности. Сосредоточенности, ответственности за принятое решение в условиях ограниченности во времени, развитие личностных качеств учащихся.
Участники игры: 10-11 класс, 2 команды по 8-10 человек.
Время игры: 50-60 минут.
Оборудование: Табло с алфавитом, пирамида с категориями, «матузики» (денежная единица игры)
Правила игры.
В данной игре каждая команда – это цепь, звенья которой – участники команды. Игра состоит из трёх туров. За неправильный ответ во втором и третьем турах команда теряет одного игрока, который переходит в «Банк Ума». Решение о том, кто покинет игру, принимает команда. Но команда может выкупить своего игрока за три «матузика» - это денежная единица нашей игры. За каждый правильный ответ команда получает один «матузик». В конце игры итоги подводятся по наличию участников в команде и количеству «матузиков»
Первый тур
Первый тур (разминочный) состоит из вопросов общешкольной тематики, не относящихся к математике или относящихся к ней косвенно. В этом туре команда не теряет игроков за неправильный ответ, а за каждый правильный получает по одному «матузику». Первый тур – это хорошая возможность заработать первоначальный капитал без риска. Команда, заработавшая большее количество «матузиков»,имеет право первой выбирать категорию во втором туре. При равенстве «матузиков» проводится жеребьёвка. Ответы команды дают письменно.
Вопросы: 1. На каком материке самое большое количество стран? (Африка)
2. Президент в масштабах школы. (Директор)
3. Сюрприз на стуле учителя (Кнопка)
4. Клуб знакомсв для учителей и родителей. (Собрание)
5. Плоский глобус (Карта)
6. Альбом для автографов родителей. (Дневник)
7. Стол с двумя вариантами (Парта)
8. Сигнал к началу и окончанию «мучений» (Звонок)
9. График работы учащихся (Расписание)
10. Сколько клавиш у рояля? (85)
Второй тур
Второй тур состоит из шести категорий по пять вопросов в каждой. Команды по очереди выбирают категории, на обдумывание каждого вопроса даётся максимум 20 секунд.
Измерения |
Функции и графики | Числа |
Многогранники и тела вращения | Отрезки | Сколько? |
Измерения: 1. Что можно измерить в саженях? (длину)
2. Какая мера площади в цепочке единиц измерения площадей стоит между квадратными метрами и гектарами.(ар)
3. Что больше: 1,5 ц или 15000 г? (1,5 ц)
4. Слон весит 180 ц, а слониха на 1 т меньше. Сколько тонн весит слониха? (17 т)
5. Сторона квадрата равна 10 см. Найдите площадь этого квадрата в квадратных дециметрах. (1 дм2)
Функции: 1. Что является графиком линейной функции? (прямая)
2. Чётной или нечётной является функция у=х3? (нечётной)
3. Какие координатные четверти пересекает график, задаваемый уравнением у=-2 (III иIV)?
4. Чему равно значение функции у=х3 -3х +1 при х=-2. (11)
5. Какова область определения функции у=
? ( х
0)
Числа: 1. Сколько простых делителей имеет число 6? (два)
2. Как называются числа, сумма которых равна нулю? (противоположные)
3. Чему равны 20% от числа 40? (8)
4. Наименьшее двузначное число, кратное трём. (12)
5. Расположите числа:
;
; 0,8 в порядке убывания (0,8,
),
)
Многогранники и тела вращения: 1. Какая фигура получается путём вращения прямоугольного треугольника вокруг катета? (конус)
2. Какая плоская фигура является развёрткой боковой поверхности цилиндра? (прямоугольник)
3. Расстояние от центра шара до точки меньше радиуса шара. Где находится точка? (внутри шара)
4. Как называется прямоугольный параллелепипед. У которого все рёбра равны? (куб)
5. Сколько граней у октаэдра? (8)
Отрезки: 1. Направленный отрезок (вектор)
2. Он соединяет противоположные вершины многогранника (диагональ)
3. он является самой большой хордой сферы (диаметр)
4. На прямой поставлено четыре точки. Сколько получилось отрезков? (6)
5. Как называется отрезок, параллельный сторонам трапеции и равный их полусумме? (средняя линия)
Сколько?: 1. Сколько минут в пятой части часа? (12)
2. Сколько концов у четырёх с половиной палок? (10)
3. Сколько будет 23 ∙ 32? (72)
4. Сколько метров в 1000см? (10)
5. Сколько вершин у четырёхугольной пирамиды? (5)
Третий тур
Третий тур состоит из 33 вопросов. Ответами на 24 из них являются математические понятия,начинающиеся с той буквы алфавита, которую выбрала команда. За правильный ответ на эти вопросы команда получает 1 «матузик». Девять специальных вопросов (Ё, Ж, Й, Щ, Ь, Ъ, Ы, Ю, Я)оцениваются двумя «матузиками». Время на обдумывание: 5 секунд обычный вопрос и 10 секунд – специальный.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ё | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ |
Э | Ю | Я |
А. Первая координата точки (абсцисса)
Б. Луч, делящий угол пополам. (биссектриса)
В. Точка, в которой сходятся две соседние стороны многоугольника (вершина)
Г. График функции у=
(гипербола)
Д. Число, которое делят на другое (делимое)
Е. Древнегреческий м атематик (Евклид)
Ё. Какая дробь соответствует 25%? (
)
Ж. Нахождение производной (дифференцирование)
З. Любой из отрезков, образующих ломаную (звено)
И. Правильный двадцатигранник.(икосаэдр)
Й. Сколько ножек у двух с половиной сороконожек? (100)
К. Часть плоскости, ограниченная окружностью (круг)
Л. Он бывает десятичным и натуральным (логарифм)
М. Тысяча тысяч (миллион)
Н. Цифра в записи числа, означающая отсутствие единиц в данном разряде (нуль)
О. Замена числа приближённым значением. (округление)
П. Величина, значение которой в условиях данной задачи может изменяться (переменная)
Р. Место, занимаемое цифрой при написании числа в позиционной системе счисления.(разряд)
С. В них действия выполняется первым (скобки)
Т. Правильная треугольная пирамида. (тетраэдр)
У. Оно может быть линейным, биквадратным, кубическим (уравнение)
Ф. Запись, состоящая из цифр, букв и специальных знаков, является носителем информации.(формула)
Х. отрезок, соединяющий любые две точки сферы.(хорда)
Ц. Знак для обозначения натурального числа. (цифра)
Ч. Делимое в дроби (числитель)
Ш. знак для обозначения дифференцирования (штрих)
Щ. Как называется шестидесятая часть градуса (минута)
Ь. Наибольшее натуральное число (нет)
Ы. Что измеряется в литрах? (объём)
Ъ. Чьё имя носит таблица умножения? (Пифагор)
Э. Понятие, объединяющее понятия максимум и минимум (экстремум)
Ю. Она бывает линейная, столбчатая и круговая.(диаграмма)
Я. Чему равна площадь квадрата, если его периметр равен 16? (16)
Подведение итогов игры.