Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»
Внеклассное мероприятие
по математике
для 6-х классов
"Математическая рулетка"
Провела: Серкова Е. П., учитель математики,
1-я квалификационная категория
п. Кардымово.
24.01.23
Внеклассное мероприятие по математике для 5—6-х классов
"Математическая рулетка"
«Математика ум в порядок приводит»
М. В. Ломоносов
Введение
Игра «Математическая рулетка» - внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-6 классов. Игру можно проводить как во время предметной недели между классами параллели, так и в конце четверти на последнем уроке между учащимися одного класса.
Тема урока: игра-соревнование «Математическая рулетка».
Форма проведения: урок-соревнование.
Цели урока:
- развитие любознательности, внимания, памяти;
- наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.
Необходимое оборудование: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1).
Этапы мероприятия (урока).
I Подготовительный этап:
каждый класс заранее выбирает команду из 5 – 7 человек, капитана, придумывает название, девиз, эмблему.
II Игровой этап:
а) на экране заставка игры (слайд №1)
Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем вам удачи,
За работу, в добрый час!
б) представление жюри;
в) оглашение правил игры: за представление команды -10 баллов, за правильный, полный, без подсказки ответ на вопрос игры -5 баллов, ответ с помощью болельщиков своей команды – 3 балла. На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса. Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников и болельщиков. Вопросы выбираются по очереди с «помощью» математической рулетки (слайд № 3).
г) ход игр
1. Представления команд.
2. Выбор первого хода осуществляется с помощью задания « Сложи пословицу» (слайд №2). Ребята записывают пословицу на листах и передают жюри.
Ответ: Один за всех, и все за одного.
3. Загадочный треугольник (слайд №4).
Расставь на шарах треугольника цифры от 1 до 9 так, чтобы их суммы на сторонах треугольника были равны.
Ответ: 5 – 4 – 9 – 2 - 7- 3 – 8 -1 – 6 – 5.
4. Шпионские страсти (слайд №5).
В этой зашифрованной записи одинаковые знаки обозначают одинаковые цифры от 1 до 9. Расшифруйте запись.
Ответ: 99+9=108, 18∙9=162, 68: 2=34, 89-32=57.
5. Пути-дороги (слайд №6).
Из Москвы и Санкт- Петербурга одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи?
Ответ: 175 км.
6. А ну-ка, раздели (слайд №7).
Выясните, делится ли числовое значение выражения 534∙974∙824 + 846∙916 на 10?
Ответ: да.
7. Альпинисты (слайд № 8).
В доме десять этажей. Во сколько раз лестница на десятый этаж дома длиннее, чем на второй?
Ответ: в 9 раз.
8. Черный ящик (слайд № 9).
На экране есть три подсказки, каждая подсказка уменьшает результат ответа на 1 балл.
Ответ: кубик Рубика.
9. Продолжи ряд чисел (слайд №10).
Задан ряд чисел: 1,1, 2, 3, 5, 8, 13…, продолжите его. (На слайде есть ответ.)
Ответ: 8+13=21
10. Исключи лишнее слово (слайд № 11).
Среди следующих слов: мамус, сочли, шкока, нусим исключи лишнее. (На слайде есть ответ.)
Ответ: шкока (кошка).
11. Накормим животных (слайд № 12).
Лошадь съедает один воз сена за месяц, осёл - за полтора месяца, а коза - за три месяца. Сколько возов сена лошадь, осёл и коза съедают за один месяц?
Ответ: 2 воза.
12. Сравним площади (слайд №13).
Сторона квадрата ABCD в 3 раза больше стороны квадрата MNPK. Во сколько раз площадь заштрихованной фигуры больше, чем площадь квадрата MNPK?
Ответ: в 8 раз.
13. Урожай (слайд № 14).
Любушка да Марьюшка вместе съели 9 яблочек, Любушка да Лизонька 10 яблочек, Лизонька да Марьюшка 11 яблочек. Сколько яблочек вместе съели Марьюшка, Любушка и Лизонька?
Ответ: 15 яблочек.
14. Полезно знать (слайд №15).
На все товары наносят штрих-код, который образован черными и белыми полосками, причем, крайние полосы черные. Черных полосок обычно 30, они бывают узкие и широкие. Число белых полос на 10 больше, чем узких черных. Сколько широких черных полос имеет такой штрих-код?
Ответ: 11 широких черных полос.
15. Тест на внимание (слайд № 16).
На слайде рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур. Ответьте на вопросы:
Какой фигуры нет на рисунке? а) круга; б) квадрата; в) прямоугольника; г) треугольника; д) все перечисленные фигуры есть.
Ответ: г) треугольника.
16. Экспертиза (слайд №17).
Из четырех монет одна фальшивая, причем, неизвестно, больше или меньше она по весу, чем настоящие монеты. За какое меньшее количество взвешиваний на рычажных весах можно определить эту монету?
Ответ: за два взвешивания.
III Этап подведения итогов игры (слайд №18):
В конце игры жюри подводит и оглашает результаты, награждает грамотами и призами победителей. На экране фейерверк в честь победителей.
Приложение №1 - мультимедийная презентация.
Используемая литература и материалы:
Задания конкурса Кенгуру.
Абдрашитов Б. М. и др. Учитесь мыслить нестандартно.- М. Просвещение, 1996.
Щепан Еленьский. По следам Пифагора. – М.Просвещение, 1961.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»
Внеклассное мероприятие
по математике
для 6-х классов
"Математический калейдоскоп"
Провела: Серкова Е. П., учитель математики,
1-я квалификационная категория
п. Кардымово.
24.11.22
Цель: привитие интереса к математике, углубление знаний.
Подготовка:
Формирование команд и выбор капитанов;
Задание на дом:
Придумать название команды;
Подготовить приветствие;
Учащимся оформить задачи на смекалку;
Каждой команде выпустить стенгазету на тему: «История математики» (обязательное условие – наличие кроссворда);
Командам сделать эмблемы.
Ход урока:
1. Открытие мероприятия:
приветствие ведущего;
объявление состава жюри
председатель жюри – руководитель МО учителей математики;
учителя математики;
учащиеся старших классов;
2. Выход и приветствие команд.
3. Разминка (команды по очереди отвечают на вопросы ведущего).
Вопросы для разминки
Может ли при умножении получится нуль? (да)
Что легче: 1/5 кг ваты или 1/5 железа? (одинаково)
Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик? (5 км)
К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)
Прибор для измерения углов? (транспортир)
Наименьшее натуральное число? (1)
Число, обращающее уравнение в верное равенство. (корень)
Может ли при делении получится нуль? (да)
Шла старуха в Москву. Навстречу ей три старика. У каждого старика по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (одна старуха)
Прибор для построения окружностей? (циркуль)
Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3)
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)
Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч)
В полдень из Москвы отправился поезд в Санкт-Петербург со скоростью 80 км/ч. В то же время из Санкт-Петербурга в Москву выходит поезд со скоростью 40 км/ч. Оба поезда идут без остановки. Какой поезд при встрече будет дальше от Москвы? (на одинаковом)
У родителей 5 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько детей в семье? (6)
Книга стоит 4 рубля и еще полкниги. Сколько стоит книга? (8 рублей)
Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (груша)
Одно яйцо варится 4 минуты, а сколько минут нужно варить 5 яиц? (4)
Сколько получится, если сложить наибольшее трехзначное и наименьшее однозначное натуральные числа? (1000)
Курица стоит на одной ноге и весит 3 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги? (3 кг)
Зайцы распилили бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
Кирпич весит 2 кг и еще треть своего веса. Сколько весит кирпич? (3 кг)
На 8 марта было куплено 9 роз. Можно ли их разделить поровну между 2 матерями и 2 дочерьми? (да: бабушка, мать и дочь – 2 матери и 2 дочери)
2. Конкурс стенных газет.
3. Конкурс капитанов.
Задачи для конкурса капитанов (записаны на карточках в форме геометрических фигур)
Задача № 1
Пуговица имеет 4 дырочки. Ее можно прикрепить к ткани, пропустив нитку только через две дырочки. Сколькими способами таким образом можно закрепить пуговицу на ткани?
Ответ: 6 способами.
Задача № 2
Имеются песочные часы на 3 мин.и на 7 мин. Надо опустить яйцо в воду на 4 минуты. Как это сделать?
Ответ: одновременно поставить часы. Когда в 3-минутных часах песок пересыплется опустить яйцо в воду до тех пор, пока не пересыплется песок в 7-минутных часах.
Задача № 3
Сколько квадратов можно насчитать на этой фигуре?
Ответ: 10
Задача № 4
60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги , если в ней 240 страниц?
Ответ: 2 см
Задача № 5
Таня живет на втором этаже. Ваня в том же подъезде, но ему приходится подниматься по лестнице, в которой в 2 раза больше ступенек. До подъезда и до 1-го этажа ступенек нет. На каком этаже живет Ваня?
Ответ: на 3-ем
Задача № 6
Коля , Вася и Петя играли в шашки. Каждый из них играл всего 2 партии. Сколько всего было сыграно партий?
Ответ: 3
6. Конкурс «Отгадай слово»
Это слово в переводе с греческого означает «число». Решив уравнения, отгадай это слово.
х:7=13(ост.5)
87:х=9(ост.6)
х:8=12(ост.6)
152:х=50(ост.2)
88:14=х(ост.4)
71:13=х(ост.7)
118:х=7(ост.6)
х:10=5(ост.7)
115:х=12(ост.5)
х:7=13(ост.5)9 5 3 96 6 10 102 16 57
р е ф а м к и т и
АРИФМЕТИКА
7. Номера самодеятельности.
8. Подведение итогов, награждение команд.