Игра «Счастливый случай»
6-7 класс
Цели игры:
Формирование интереса к математике.
Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.
Развитие внимания, сообразительности, находчивости.
Развитие умения работать в команде.
Оформление: математические газеты, творческие работы учащихся (модели фигур, кроссворды, сказки), плакаты.
Оборудование: компьютер, проектор.
Разработка представляет собой игру "Счастливый случай", которая проводится в соответствии с одноимённой телевизионной программой. Участвуют две сборные команды учащихся 6-7 классов. В конце каждого гейма счетная комиссия объявляет итоговый результат каждой команды.
Каждый вопрос и ответ к нему на слайдах появляется по щелчку мыши.
Ход игры
Математика + удача = Счастливый случай
Вступление.
Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас всех на игре “Счастливый случай” (Слайд 1).
Мой юный друг!
Сегодня ты пришел в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может быть ученым,
И будешь математику любить.
Наши команды приготовились идти по нелегкому пути к победе. И сегодня они будут бороться не только за победу, но и за счастливый случай. И пусть Математика + удача принесут вам Счастливый случай.
В нашей игре сегодня участвуют две команды. (Слайд 2)
Представление команд.
Разыграть, какая из команд начнет отвечать первой. (Слайд 3)
Каждой команде задаются вопросы. За правильный ответ присуждается 1 балл. (Слайд 4: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Вопросы 1-ой команде
Слова на букву К:
Геометрическая фигура, четырёхугольник.
1000 м - это…
Геометрическая фигура площадь, которой вычисляется по формуле S = R2.
Число, определяющее положение точки на числовой прямой.
Есть у растения и у уравнения. (Слайд 5: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Вопросы 2-ой команде
Слова на букву Г:
Наука о свойствах фигур.
1 / 180 развёрнутого угла.
Схема, состоящая из точек и отрезков, соединяющих эти точки.
1 / 1000 кг.
У куба 6 … (Слайд 6)
2 гейм. «Дальше, дальше, дальше…»
Команды поочередно отвечают на вопросы: 1 балл - за правильный ответ. (Слайд 7: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Вопросы 1-ой команде
Поезд отправляется из Бостона в Нью-Йорк. Через час другой поезд отправляется из Нью-Йорка в Бостон. Оба поезда идут с одной и той же скоростью. Какой из них в момент встречи будет находиться на меньшем расстоянии от Бостона? (На одинаковом)
У меня две монеты на общую сумму 15 коп. Одна из них - не пятак. Что это за монеты? (5 и 10)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50) (Слайд 8: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Один человек купил 3 коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: по чему пошла каждая коза? (По земле.)
За 3 мин. бревно распилили на полуметровые бревна, причем каждая распиловка занимала 1 мин. Найти длину бревна. (2 м)
Во сколько раз путь по лестнице на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж дома? (в 5 раз)
Может ли сумма 4-х последовательных натуральных чисел быть простым числом? (нет, она делится на 2) (Слайд 9: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Вопросы 2-ой команде
Лена произнесла предложение, которое являлось верным. Коля его в точности повторил, но оно уже было неверным. Какое предложение произнесла Лена? (Меня зовут Лена)
3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней? (27 яиц)
(Решение: 3 куры за 1 день - 1 яйцо, 9 кур за 1 день - 9 яиц, 9 кур за 3 дня - 27 яиц)
Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? (Один)
Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-ля-ми) (Слайд 10: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Какой цифрой заканчивается произведение всех нечетных двухзначных чисел? (цифрой 5)
За книгу заплатили 1 рубль и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля)
Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке тетрадей было больше, чем в другой? (на 20 штук) (Слайд 11)
Командам предлагается угадать имена великих математиков по наиболее известным фактам из их биографии (ученикам заранее сообщают фамилии этих ученых для ознакомления с биографиями). За правильный ответ – 5 баллов. (Слайд 12: ответ на вопрос появляется по щелчку мыши)
Человек, который хотел быть и юристом, и философом, и офицером, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт) (Слайд 13: ответ на вопрос появляется по щелчку мыши).
Ученый, который нашел отношение длины окружности к диаметру. (Архимед) (Слайд 14: ответ на вопрос появляется по щелчку мыши)
Кто написал знаменитое произведение “Начало”, которое сделало имя этого математика бессмертным? (Евклид) (Слайд 15: ответ на вопрос появляется по щелчку мыши)
Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательное свойство прямоугольных треугольников. (Пифагор) (Слайд 16)
Тянуть бочонки (каждая команда - 4 раза). Начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. За правильный ответ - 2 балла.
Переход к заданиям – по гиперссылкам (щелчок мышкой по выбранному бочонку). Возврат на слайд 17 (с бочонками) – кнопка
. Переход к следующему гейму (слайд 27) – кнопка
на слайде 17.
Вопросы к бочонкам – слайды 18 – 26. Правильный ответ – при щелчке мышкой по бочонку на слайде с вопросом.
В корзине лежат 5 яблок. Разделите их между 5 лицами, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине. (одно яблоко отдать с корзиной)
Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, проехала час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч)
Что легче 1 кг пуха или 1 кг железа? (поровну)
Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбаков?
Какая из дробей лишняя? (25/18)
3 / 8, 12 / 17, 25 / 18, 112 / 127.
Число 30 легко выразить тремя пятерками 5·5+5=30. А как можно это число выразить другими тремя цифрами? (6·6-6=30, 33-3=30, 33+3=30)
В коробке лежат карандаши: 4 красных и 3 синих. В темноте берут карандаши. Сколько нужно взять карандашей, чтобы в них было не менее 1 синего? (5)
Известно, что один носорог весит 1 т 700 кг. Сколько носорогов сможет увезти машина грузоподъемностью 5 тонн? А сколько крокодилов сможет увезти все та же машина, если один крокодил 170 кг? (2 носорога, 9 крокодилов, т.к. 2 носорога уже в машине)
Счастливый случай – команда получает 2 балла.
Капитанам команд выдаётся лист с заданием. (Слайд 28)
Задание. Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. Способов несколько.
За каждый способ - 1 балл (выполняют на листочках, потом сдают их счетной комиссии)
1
способ 2 способ
3
способ 4 способ
Пока капитаны выполняют свое задание, команды – 6 гейм: слайд 29
Команды пишут математические термины на заданную букву (кто больше):
первая команда на букву “С”;
вторая команда на букву “Д”.
(выполняют на листочках, потом сдают их счетной комиссии) (Слайд 31)
Каждой команде задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа, ведущий зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос. Вопросы задавать начинают той команде, у которой на данный момент меньше очков. (Слайд 32: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Вопросы для 1-ой команды
Какая разница между числом и цифрой? (10 цифр, чисел много.)
Что называют биссектрисой угла? (Луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам.)
Сколько музыкантов в квартете? (4)
Наименьшее натуральное число? (1)
Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя? (Правильная)
Соперник нолика. (Крестик) (Слайд 33: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Наука о числах, их свойствах и действиях над ними. (Арифметика)
Сколько дней в летних каникулах? (92)
Сотая доля числа. (Процент)
То, на что делят. (Делитель)
Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60)
Делится ли число 111·121·131·141-151 на 10? (Да, т.к. оно оканчивается на нуль.) (Слайд 34: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает от бревна кусок в 1 м. Через сколько она распилит кусок в 6 м? (5 минут)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)
Найдите модуль числа -6. (6)
41 - это простое число? (Да)
Какие прямые пересекаются под прямым углом? (Перпендикулярные)
Формула для периметра квадрата. (Р=4а) (Слайд 35: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Вопросы для 2-ой команды
Излишек при нахождении частного. (Остаток)
Записывается с помощью цифр. (Число)
Отрезок, делящий круг пополам. (Диаметр)
Он бывает натуральным. (Ряд)
Число 666 увеличили в 1,5 раза, не производя над ним никаких арифметических действий. Какое число получили? (999)
Какая мера длины была распространена на Руси? (Локоть, сажень) (Слайд 36: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Сколько будет 52, 62, угол в квадрате? (90°)
Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр)
Трудный путь от условия к ответу. (Решение)
Сколько пьес во временах года П. И. Чайковского? (12)
Число противоположное 5. (-5)
Другое название угломера. (Транспортир) (Слайд 37: вопросы и ответы к ним появляются по щелчку мыши)
Место, на котором стоит цифра в записи числа. (Разряд)
Метод Эратосфена, в котором простые числа “отсеиваются” от составных. (Решето)
Число, обратное 2. (1/2)
Как называется верхняя часть дроби? (Числитель)
Назовите число, “разделяющее” положительные и отрицательные числа. (0)
Как называются прямые, которые не пересекаются? (Параллельные или скрещивающиеся) (Слайд 38)
В конце 7-го гейма подсчитывается общий итог игры. (Слайд 39)
Победителям - медали в форме подковы. Другой команде - призы.
Использованная литература:
8