7
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №2»
г. Осташкова Тверской области
XVI межмуниципальная конференция
учебно - исследовательских и проектных работ учащихся
«Моя малая Родина»
Математическая редкость
Проект
Авторы: Гневчинский Сергей, Кастардина Екатерина, Васильева Варвара
ученики 4-Б класса
Научный руководитель: М. Е. Дмитриева,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Осташков
Апрель, 2024 г.
Содержание
№ п/п | название | страница |
1 | Введение | 3 |
2 | Актуальность проекта | 3 |
3 | Цель и задачи проекта | 3 |
4 | Методы работы над проектом | 3 |
5 | Гипотеза | 3 |
6 | Подготовка к созданию проекта | 3 |
7 | Этапы работы над проектом | 4 |
8 | Выводы | 6 |
| Информационные источники | 7 |
| Приложение 1. Коллекция счёт | 8 |
1. Введение
В нашей гимназии создан необычный музей. Он состоит из нескольких локаций, расположенных в разных местах здания. Одна из таких локаций находится в кабинете математики. Нас она очень заинтересовала.
Локация разделена на две зоны: 1) Инструменты и приборы; 2) Головоломки.
Захотелось внести свой вклад в создание музея.
2. Актуальность
К концу 2024 года музеи должны появиться в каждой школе.
Такое поручение дал Президент России Владимир Путин.
3. Цель проекта: стать участником создания экспозиции гимназического музея в математической локации.
Задачи проекта:
1) спросить разрешения у мамы взять старинные счёты для музея и выяснить, откуда они в нашей семье;
2)узнать, какие бывают счёты;
3)узнать у ребят: знают ли они, что это такое и как ими пользоваться;
4) подарить счёты музею и войти в историю гимназии,
5) научиться считать на счётах.
4. Методы работы над проектом
Опрос
Наглядный
Поисковый
5. Гипотеза: большинство гимназистов не знают, что за экспонат я принёс в музей и как им пользоваться.
6. Подготовка к созданию проекта
Предметом исследования являются старинные счёты.
Объект исследования:
- рассказы и воспоминания родственников;
- фотографии;
- видеозаписи.
7. Этапы работы над проектом
Подготовительный этап.
Договорился с мамой, расспросил её, бабушку, учительницу.
Организационный этап.
Составили план работы над проектом.
План
1 | Узнать историю счёт в моей семье. |
2 | Провести опрос среди ребят. |
3 | Найти информацию о счётах в Интернете и попробовать собрать разные виды счёт. |
4 | Научиться считать на счётах. |
5 | Подарить счёты музею. |
Вся работа по плану была выполнена.
Практический этап.
Исследования
1). Мама разрешила взять счёты для музея гимназии.
Из разговора с мамой и бабушкой я узнал, что счёты принадлежат моей прабабушке со стороны матери - Орловой Марии Павловне. Она работала продавщицей в магазине «Охотник» и считала на счётах деньги, которые платили покупатели. На них есть специальные костяшки, которые обозначают копейки и рубли. Можно складывать и вычитать.
Можно считать единицами, десятками, сотнями и так далее. Всё удобно устроено, потому что в России пользуются десятичной системой счисления.
Далее счёты перешли по наследству моей бабушке. Она была бухгалтером и использовала счёты, чтобы считать зарплату и вычеты. Но это уже было не очень удобно, потому что надо было много умножать и делить. Счёты заменили арифмометром (см. Фото 1).
Фото 1. Арифмометр
Когда подросла моя мама - Осипова Олеся Сергеевна, бабушка подарила счёты ей. Так счёты остались в нашей семье.
Когда мама училась в школе в начальных классах, счёты пригодились ей учиться считать. Мама разрешила мне передать счёты в музей гимназии (см. Фото 2).
Фото 2. Музей гимназии. Математическая локация
2). Мы провели опрос для своего проекта, чтобы узнать у ребят: знают ли они, что это за экспонат и как им пользоваться.
3). Опрос. Опрошено 29 человек. Результаты опроса в таблице.
Таблица 1
Результаты опроса
Вопрос | Знают/Умеют | Не знают/Не умеют |
1. Как называется этот предмет? 2. Умеете ли вы считать на этих счётах? | 29 3 | 0 26 |
Выводы: Наша гипотеза подтвердилась частично. 29 человек знают, что предмет называется «счёты». Только три человека умеют складывать на счётах. Вычитать не умел никто.
4). Чтобы лучше понять, как считать на счётах, мы посмотрели ролик на YouTube. Он есть в свободном доступе. Вот ссылка https://www.youtube.com/watch?v=Cfkr20HJIkk
Расспросили нашу учительницу. Она показала, как считать деньги и учиться считать по разрядам и классам.
Проще всего было научиться складывать по разрядам. В вычитании с переходом через разряд у нас были ошибки. Но всё равно было интересно.
Мы выяснили, что во времена наших бабушек и дедушек со счётами работали продавцы, бухгалтеры. Были специальные счёты для школьников. Сейчас используют простейшие игрушечные счёты, чтобы учить малышей считать.
В магазинах и бухгалтериях счёты больше не нужны. Они стали математической редкостью.
Мы принесли показать небольшую коллекцию счёт: для продавцов и бухгалтеров, для школьников младших классов, для малышей. (см. Приложение 1).
8. Выводы
Счёты - устаревший предмет, но в 1 классе его можно использовать, если учить детей сложению и вычитанию.
В остальных случаях есть более быстрые и удобные способы вычислительных действий.
Со счётами можно играть, развивать внимание и память.
Данный предмет может служить экспонатом школьного музея.
Мы достигли цели и выполнили все поставленные задачи (см. Фото 3).
Фото 3. Счёты в гимназическом музее
Информационные источники
1. Видеоролик. Считаем на русских счетах цены.
https://www.youtube.com/watch?v=Cfkr20HJIkk
2. Фото арифмометра http://azbukivedi-istoria.ru/wp-content/uploads/2019/06/felix-left-e1491040824302.jpg
3. Фото со счётами из личного архива учителя.
Приложение 1
Коллекция счёт
для продавцов | для младших классов | для малышей |
| | |