Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Владимирской области
ВЛАДИМИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Математическая регата»
Дисциплина «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»
Выполнила преподаватель
высшей квалификационной категории:
Емельянова М.Ю.
2021
Аннотация
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы. Она углубляет знания обучающихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В рамках предметной недели по математике проводятся различные мероприятия, показывающие ценность математических знаний в профессиональной деятельности, связь математики с другими науками.
Одним из них и является «Математическая регата», позволяющая привлечь не только обучающихся, имеющих хорошие данные к точным дисциплинам, но и большее количество ребят с разными способностями и интересами. Методическая разработка по предмету «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия» рекомендована для работы с обучающимися первых курсов.
Содержание
Аннотация ………………………………………………………….. 2
Введение. Актуальность ……………………………………………4
Методическое обоснование темы «Математическая регата»………………………………………………………..…........5
Методические рекомендации по проведению занятия….………..6
План проведения внеклассного мероприятия по математике
«Математическая регата" ………………………..………………… 8
Заключение…………………………………………………………..20
Список литературы и другие источники…………………………..21
Приложение 1……………………………………………………….22
Приложение 2……………………………………………………….25
Приложение 3……………………………………………………….28
Таблица результатов…………………………………………………36
Введение. Актуальность
Однообразная работа на уроках утомляет и снижает восприятие учебного материала. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определенное место занимает идея формирования познавательных интересов обучающихся. Организация внеклассных мероприятий, как раз и является тем средством, которое привлекает, располагает к совместной деятельности с преподавателем и способствует совершенствованию учебного процесса.
Подобная форма работы вырабатывает привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, обучающиеся не замечают что учатся, познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Активизация мыслительного процесса несёт большую воспитательную нагрузку, не возникает вопроса о дисциплине, прививаются умения слушать других, работать в коллективе.
В данной работе представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Математическая регата», направлена на развитие познавательного интереса к математике, воспитание стремления к непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию. Конкурсная составляющая мероприятия способствует формированию чувства солидарности и здорового соперничества.
Методическое обоснование
Проведение предметных недель стало традицией почти во всех общеобразовательных учреждениях. Мероприятия не должны быть затянуты по времени, большая часть из них должна проводиться в течение учебного дня. Содержание Недели математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Неделя математики должна проходить под девизом: «Успех порождает успех!»
«Математический регата » - это соревнования команд между группами, в решении нестандартных математических задач. Участвуют обучающиеся первого курса из двух групп, две команды. Каждая команда получает одинаковые задания и решают их в течении заданного времени. «Математическая регата» состоит из несколько туров. Что бы определить, чья команда первой начинает бой, капитаны вытягивают жребий. Первая команда называет номер задания и слушает решение другой команды, тем самым проверяя своё. Если вдруг команда не справилась с предоставленным заданием, то команда соперников должна сама рассказать о способах решения и соответственно само решение данного задания. И так провожу до конца. После каждого выступления подводится итог и начисляются баллы.
Методические рекомендации
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Данный ресурс можно использовать при проведении недели математики или в конце учебного года. Предлагаю интерактивную викторину, которая содержит занимательные и логические задачи. Материал оформлен согласно возрасту детей. Присутствуют яркие, красочные иллюстрации.
В заметках к слайдам прописаны рекомендации по работе со слайдами.
Желаю всем интересного мероприятия.
Внеклассная работа по математике, конечно же, составляет неразрывную часть учебно - воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание, углубление и расширение их знаний и навыков. Обучение и воспитание математической инициативы способствует возникновению интереса к математике, поднимает на высокую ступень общее качество ума и воли. Обучение математике - это основное, и практически единственное средство развития математической инициативы. Развитию математических способностей содействуют и внеучебные средства такие как: массовые популярные математические журналы, сборники математических развлечений, игр и занимательных задач, математические олимпиады школьного, городского, республиканского и более высоких уровней, пропаганда математических знаний по телевидению, интернету. Внеклассная работа по математике имеет следующее значение: различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности обучающихся; на развитие определенных сторон мышления, пространственного воображения, восприятие, представлений, внимания, для углубления знаний в области материала, исследовательских навыков, смекалки, правильной математической речи, прививает вкус к чтению математической литературы, а также для сообщения полезных сведений из истории математики. При проведении внеклассных занятий формируются творческие способности обучающихся, элементы которых проявляются в выборе наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке. Некоторые виды внеклассной работы позволяют студентам глубже и больше понять роль математики в нашей жизни. Внеклассная работа содействует воспитанию товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи. В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, товарищества, ответственности. Главное же значение внеклассной работы в том, что она развивает способности обучающихся, которые не были замечены ранее. Внеклассная работа по математике должна отличаться массовостью. Одной из особенностей, при проведении внеклассной работы, является постоянное поощрение обучающихся. Важно не допустить того, чтобы ни один студент не остался незамеченным, в их дополнительной математической деятельности. Обязательно нужно учитывать такие особенности как обязательность, исполнительность, заинтересованность обучающихся этим предметом. Преподаватель же со своей стороны, должен быть доброжелательным, уметь видеть и удивляться самым маленьким и незначительным успехам в работе своих обучающихся, проявлять свое мастерство, степень влияния на формирование и развитие интереса к предмету обучающегося. Изучив главные значения и особенности внеклассной работы по математике, делаю вывод, что внеклассной работой следует постоянно заниматься, так как она позволяет прививать интерес, любовь к предмету, развивать творческие и математические способности обучающихся.
Внеклассное мероприятие
«Математическая регата»
Цель:
повышение интереса к изучению математики;
показать "строгие” предметы с другой стороны;
организовать между обучающимися соревнование;
способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости обучающихся, проявлению индивидуальных способностей обучающихся и активизации их познавательной деятельности;
способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
стимулировать интерес к математике;
Задачи:
Развитие логического мышления.
Развитие логического, абстрактного, пространственного мышления.
Развитие творческого мышления.
Выявление способных к математике студентов для дальнейшего привлечения к научной и исследовательской работе.
Развитие математической интуиции.
Развитие умения решать задачи.
Средства:
Компьютер
Проектор
Презентация
Таблица для подсчета баллов
По 2 листа на команду со словом «Арифметика», «Гипотенуза»
Ручки, листы для черновиков каждому игроку
«Черный ящик», циркуль, часы
Портреты ученых
Участники:
Ведущий
2 команды по 8 человек, капитаны, название
Жюри
Болельщики
Ход:
Не в театральном представление,
А среди наших стен
Мы увидим сейчас
Увлекательную игру.
Уже готово все к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представлю грозный суд.
1 тур. Разминка.
На экране появляется вопрос и четыре варианта ответов к нему. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на обдумывание – от 10 с до 1 мин. Правила понятны? Тогда начинаем…
Вопросы к первому туру
1. Назовите остров, носящий имя великого математика? (10 секунд)
1 – Пифагор 2 – Евклид 3 – Самос 4 – Декарт
Правильно ответили …
2. Кто из великих русских писателей закончил физико-математический факультет? (10 секунд)
1 – Грибоедов 2 – Толстой 3 – Лермонтов 4 – Гоголь
Правильно ответили …
3. Выражение (2xyz)5 равно… (15 секунд)
1 – 10(xyz)15 2 – 32x5y5z5 3 – 7+xyz 4 – 10xyz
Правильно ответили …
4. Круглый пирог нужно разрезать прямыми разрезами на 7 (не обязательно равных) частей. Какое наименьшее число разрезов потребуется для этого? (40 секунд)
1 – 2 2 – 3 3 – 4 4 – 6
Правильно ответили …
5. У змея Горыныча 2000 голов. Сказочный богатырь отрубил ему одним ударом меча 139 голов. На сколько голов теперь у змея Горыныча больше, чем у богатыря?
1 – 2020 2 – 139 3 – 1860 4 – 1850
Правильно ответили …
6. .Бизнесмен положил в банк 100000 р. Через год он забрал из банка 150000 р. Сколько % составила прибыль?
1 - 15% 2 – 50% 3 - 150% 4 – 100%
Правильно ответили …
2 тур. Эстафета
Участникам предлагается по очереди отвечать на вопросы. Можно сказать «дальше», но правильный ответ все равно будет зачитан. Если во время передачи «ЭП» на вопрос еще не прозвучал ответ, то отвечать может любой из двух игроков. За каждый правильный ответ – 1 балл. Начинает проигрывающая команда.
Сколько нулей в записи миллиарда? (9)
Чье имя носит геометрия, которую мы изучаем? (Евклид)
Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром. (радиус)
Какую часть минуты составляет 15 секунд? (1/4)
Тангенс 45° (1)
Единица измерения площади дачного участка? (сотка)
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана).
Утверждение, требующее доказательство. (теорема)
В чем измеряется скорость на море? (в узлах)
Назовите любую теорему, названную в честь математика. (Пифагора, Виета, Фалеса)
Батон разделили на три части. Сколько сделали разрезов? (2)
В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (когда второе 0)
Единица измерения углов (градус или радиан)
Что получится, если радиус окружности умножить на 2? (диаметр)
Четырехугольник, у которого две стороны параллельны. (трапеция)
В чем измеряется масса драгоценных камней? (карат)
Назовите фамилию первой женщины-математика. (Ковалевская)
Наименьшее трехзначное число. (100)
Выразите в радианах 90° (π/2)
Результат сложения (сумма).
Большая сторона прямоугольного треугольника? (гипотенуза)
Сколько в 1 см метров? (0,01)
Назовите фамилию известного физика и математика. (Ньютон)
Правильный четырехугольник. (квадрат)
Какой знак надо поставить между цифрами 5 и 6, чтобы получилось число, больше, чем 5, но меньше, чем 6? (запятую)
График квадратичной функции (парабола).
Что получится, если сложить длины сторон параллелограмма? (периметр).
Праздничная свечка горит 20 минут. В честь праздника зажгли 20 свечей. Сколько времени они будут гореть? (20 минут)
Назовите фамилию математика, в честь которого была названа система координат (Декарт).
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Сколько метров в двух километрах? (2000)
Сколько граней имеет неотточенный шестигранный карандаш? (6)
Сколько прямых можно провести через две различные точки? (1)
Назовите наименьшее четное число? (2)
Назовите угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»? (1800)
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (дробь)
Назовите наибольшее двузначное число (99)
Сколько в одном часе секунд? (3600)
Прибор для измерения углов (транспортир)
12 в квадрате (144)
Прибор для построения окружности (циркуль)
Утверждение, которое не нужно доказывать называется…. (аксиома)
Сколько в году дней? (365 или 366)
3 тур «Составь слово»
За 3 минуты составить как можно больше слов из слова арифметика – 1команда; гипотенуза – 2 команда. По истечении времени листы отдаются жюри для подведения итогов. Каждое слово – 1 балл. (Приложение 1)
Задание болельщикам:
Какая теорема в старину называлась теоремой невесты? а) теорема Фалеса; б) Теорема Пифагора; в) теорема Виета.
Какой цветок назван в честь женщины-математика? а) хризантема; б) гортензия; в) лилия;
Ответ: именем известной вычислительницы француженки Гортензии Лекот (1723 – 1788) назван цветок, привезенный из Индии.
«Трапеция» в переводе с древнегреческого означает … а) столица; б) парус; в) лестница.
Какое греческое слово означает «натянутая тетива»? а) гипотенуза; б) катет; в) проекция.
Квадриллион записывается с помощью «1» и … а) 15 нулей; б) 12 нулей; в) 9 нулей.
Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке? а) знак %; б) знак +; в) знак =.
Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить… а) Иоганн Кеплер; б) Франсуа Виет; в) Ренэ Декарт.
черном ящике вносят циркуль.
4 тур «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
В черном ящике вносят циркуль.
1 команда.
Вопросы-подсказки
(80 очков.) Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?
1. (70 очков.) Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
2. (60 очков.) Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
3. (50 очков.) За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.
4. (40 очков.) В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
5. (30 очков.) Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
6. (20 очков.) Известный писатель Юрий Карлович Олеша, автор «Трех толстяков», писал: «В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».
7. (10 очков.) Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
8. (0 очков.) Об этом предмете придумана загадка: «Сговорились две ноги делать дуги и круги».
(Ответ: циркуль)
Комментарий учителя (о циркуле).
2 команда.
Каждый из нас знает историю Дедала и его сына Икара. Но немногие слышали о том, что у Дедала был еще и племянник Талос, сын его сестры. Талант изобретательства был у них в крови: племянник оставил после своей гибели два стержня, соединенных между собой и способных вычерчивать идеальную окружность. Это и был первый циркуль. Изучая древний курган, во Франции археологи нашли железный инструмент, которому было не менее 2 тысяч лет. Погребенный под пеплом греческий город Помпея, стал подтверждением древности циркуля: под пеплом много найдено этих инструментов, сделанных из бронзы. Но и на территории России происходили подобные находки: во время раскопок в Новгороде археологи обнаружили циркуль – резец из стали. Для чего же служили новгородцам инструменты? В древности на Руси очень любили узоры из правильных кружков, и они наносили их с помощью этого инструмента. Именно архитекторы, инженеры–строители – это главные пользователи инструмента, без которого ничего не построишь. Циркуль и угольник – это чертежные приспособления, которыми работают проектировщики. Без них не были бы созданы арочные строения, витражи на храмах средневековья: на Соборе Парижской Богоматери или Соборе Святого Витта – в Праге.
В черном ящике вносят часы.
Вопросы-подсказки
(80 очков.) История этого изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами.
ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?
1. (70 очков.) Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь.
2. (60 очков.) Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в своих размерах, становясь унифицированной. В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер Кулибин.
3. (50 очков.) В начале XX в. поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
4. (40 очков.) Эта вещь не имеет единственного числа.
5. (30 очков.) Частично об этом поется в песне: «Призрачно все в этом мире бушующем, Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь».
6. (20 очков.) В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
7. (10 очков.) Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
8. (0 очков.) Этому предмету посвящена загадка: «Весь день усами шевелят и время узнавать велят».
(Ответ: часы)
5 тур Конкурс капитанов
Задание: капитан вызывается к доске, на которой имеется изображение 9 знаков, так или иначе используемых в математике. На запоминание отводится 30секунд. Затем изображение скрывается.
Задача капитана: написать знаки на доске. За каждый правильный знак команде начисляется 1 балл.
6 тур «Пословицы»
1 задание
Графики функций. Необходимо к данному графику подобрать пословицу, смысл которой наглядно демонстрируется на нем.
( Приложение 2)
Например,
«Тише едешь, дальше будешь»
y
х
Задание:
«
y
Как аукнется – так и откликнется»
y
y
x
x
x
o
o
o
А Б В
Ответ
2 задание. Вставить пропущенные слова
задание | ответы |
Все за одного, . . . за всех. | один |
. . . раз примерь, . . . раз отрежь. | семь, один |
Не имей . . . рублей, а имей . . . друзей. | сто, сто |
Ум хорошо, а . . . лучше. | два |
За . . . зайцами погонишься, ни . . . не поймаешь. | двумя, одного |
У . . . нянек дитя без глаза. | семи |
Обещанного . . . года ждут. | три |
. . . в поле не воин. | один |
. . . сапога – пара. | два |
Знать, как свои . . . пальцев. | пять |
. . . . . . не ждут. | семеро одного |
7 тур
Домашнее задание.
Стенгазета на тему «Математика и моя будущая профессия»
8 тур «Темная лошадка» Участники должны правильно назвать ученого-математика. На доске вывешены портреты ученых. (Приложение 3)
Ответ: Пифагор
Ответ: Евклид
Ответ: Архимед
Ответ: Франсуа Виет
Ответ: Исаак Ньютон
Ответ: Готфрид Вильгельм фон Лейбниц
Ответ: КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна
О мудрецы времен !
Дружнее вас и не сыскать.
Совет сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут !
Подведение итогов.
Заключение
В данной работе рассмотрен один из видов внеклассной работы по математике – предметная неделя. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых обучающихся, не испытывающих интереса к математике, мероприятие могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса. Игровые ситуации активизируют деятельность обучающихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
Участие в неделе математики повысит интерес к математике, внесет разнообразие в учебную работу, снимет утомление, разовьет внимание, память, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. У обучающихся совершенствуются умения и навыки работы с учебной и энциклопедической литературой, материалами сети Интернет, воспитываются стремление к проявлению собственной инициативы и умение работать в коллективе. Работа в команде развивает умение общаться, выслушивать мнения других, распределять правильно силы.
Главное назначение недели математики – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на учебных занятиях, но и развитие умений применять полученные на учебных занятиях знания к решению – нестандартных задач. А всё это является необходимым условием для успешного изучения такого непростого предмета как математика, а значит и для получения полноценных знаний по различным предметам. После праздника приходят будни, но интерес к предмету остается и его надо закреплять ежедневной работой и на учебных занятиях и после них. Активность, которую ребята проявили во время недели математики, переносить на учебные занятия. Если обучающийся показал себя «знатоком», то на обычном учебном занятии ему уже не хочется быть «серым» обучающимся. У обучающихся повышается интерес к предмету и возникает желание добиваться успеха в его изучении, наблюдается развитие логического мышления, памяти, речи, проявляется смекалка, любознательность.
Список литературы и другие источники
1. И.Я. Депман. Н.Я. Виленкин. За страницами учебника математики. Москва «Пр свещение», 1989.
2. Е.И. Игнатьев. В царстве смекалки, Москва «Наука», 1979.
3. Б.А. Кордемский. Великие жизни в математике. М.: «Просвещение», 1995.
4. П.Р. Оникул 19 игр по математике. С.-Петербург, 1999.
5. Л.Ф. Пичурин За страницами учебника алгебры. Москва, Просвещение, 1990.
6. И.Г. Сухин Занимательные материалы. М. «ВАКО», 2004.
12. http://открытыйурок.рф/
13. https://infourok.ru/nedelya-matematiki-v-shkole-1611064.html
14. https://mir-olymp.ru/
Приложение 1
Гипотенуза
Арифметика
Приложение 2
6 тур «Пословицы»
1 задание
Графики функций. Необходимо к данному графику подобрать пословицу, смысл которой наглядно демонстрируется на нем.
Например,
«Тише едешь, дальше будешь»
y
х
Задание:
«Чем дальше в лес, тем больше дров»
«
y
Как аукнется – так и откликнется»
y
y
x
x
x
o
o
o
А Б В
Ответ
2 задание. Вставить пропущенные слова.
задание | ответы |
Все за одного, . . . за всех. | |
. . . раз примерь, . . . раз отрежь. | |
Не имей . . . рублей, а имей . . . друзей. | |
Ум хорошо, а . . . лучше. | |
За . . . зайцами погонишься, ни . . . не поймаешь. | |
У . . . нянек дитя без глаза. | |
Обещанного . . . года ждут. | |
. . . в поле не воин. | |
. . . сапога – пара. | |
Знать, как свои . . . пальцев. | |
. . . . . . не ждут. | |
Приложение 3
П
ифагор
Архимед
Франсуа Виет
Евклид
Исаак Ньютон
Ковалевская Софья Васильевна
Готфрид Вильгельм фон Лейбниц
| 1 команда | 2 команда |
1 тур | | |
2 тур | | |
3 тур | | |
4 тур | | |
5 тур | | |
6 тур | | |
7 тур | | |
8 тур | | |
Итого: | | |